Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Водные процедуры для детей. Купания

Рубрика: Родителям и детям

Очень мощным природным средством зака­ливания является вода, ее температура. Влияют на организм так­же механические факторы, например душ, купание, и химические соленые, хвойные ванны, купание в море.

Водные закаливающие процедуры бывают местные и общие.

Местные процедуры — это обтирание, обливание, ванны. Местные процедуры проводят с постепенным усилением воздействии, начиная с более слабодействующих либо снижая каждый раз тем­пературу воды. Надо особенно внимательно следить за исходным сос­тоянием здоровья детей, их реакцией на процедуру, учитывать ин­дивидуальные особенности каждого ребенка.

Действие воды, так же как и воздуха, человек испытывает на себе с момента рождения. Все гигиенические процедуры (умывание, мытье ног, рук и пр.) при правильной организации их проведения оказывают также и закаливающее воздействие.

Для детей первого года жизни местными закаливающими мероприятиями являются подмывание, умывание, обтирание,

Начальная температура воды местных процедур для детей пер­вого года жизни 28°, т. е. она близка к температуре кожи на откры­тых частях тела. Через каждые 1—2 дня, а индивидуально и через 4—6 дней температура воды уменьшается на 1—2°, снижаясь до 22—20°. После подмывания, умывания кожу вытирают сухим мяг­ким полотенцем. Длительность процедур 1—2 минуты.

Местное обтирание является переходной стадией к общему обтиранию, но оно может проводиться и длительно — у детей ос­лабленных, перенесших недавно заболевание. Обтирание начинают с ног — от ступней до колен, а затем обтирают руки — от кистей до плеча. Продолжительность процедуры 1—2 минуты, В холодные ме­сяцы исходная температура воды для обтирания должна быть 36— 35°, летом 34—33°. Один раз в 5 дней температуру воды снижают на 1°, доводя ее до 30—28°. После влажного обтирания руки и ноги ребенка растирают до легкого покраснения сухим мягким полотен­цем.

При легком заболевании ребенка местная водная процедура не отменяется, повышается температура воды лишь на 2—3° по срав­нению с той, которая применялась до заболевания. По выздоровле­нии температура воды вновь снижается на 1° через каждые 2—3 дня, пока не достигнет нужной.

Обтирание грудных детей проводят следующим образом: сначала обтирают руки (от пальцев к плечу), ноги (от стопы к бед­ру), затем грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после ее обтирания сразу вытирают досуха (до легкого покраснения). Таким образом, сочетается действие воды и легкого массажа. Про­должительность процедуры 3—4 минуты, лучшее время — перед одним из дневных снов. Рукавичку или ткань, которой обтирают, через день кипятят. В условиях детского учреждения эти предметы должны быть у каждого ребенка.

При умывании детей от года до 2 лет им моют только лицо и кисти рук. Детям старше 2 лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя: Исходная температура для умывания 26°, снижают ее постепенно за 10—15 дней до 18—17°. После умывания! кожу вытирают досуха полотенцем.

Влажные обтирания зимой начинают делать водой температуры 33°, а летом —32°. Температуру воды постепенно снижают на Г (через 5—7 дней) и доводят зимой до 26°, а летом — до 24. Обтирают руки, спину и грудь. У детей старше года влажные обтирания также являются переходной ступенью к общим обливаниям, и только у ослабленных детей эта процедура применяется в течение длительного времени.

Местные ванны могут быть для рук и для ног. Ручные ванны можно ввести в игру детей — предложить покупать куклу, пости­рать для нее одежду, помыть посуду и т. п. Важно, чтобы исходная температура воды была 28° и понижалась постепенно до комнатной.

Особенно ценными являются ножные ванны. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм. Установлено наличие рефлекторной сосудистой реакции со стороны слизистой обо­лочки верхних дыхательных путей при охлаждении ног. Благодаря рефлекторно вызванному сужению сосудов уже с первой минуты охлаждения температура слизистой носа и носоглотки начинает снижаться.

Детей с 1,5 лет полезно приучить к ножным ваннам, обливаниям ступней, мытью ног сначала тепловатой, а потом прохладной во­дой. Основным условием для проведения этих процедур является то,: чтобы ноги до этого были теплыми. Поэтому лучше делать эту процедуру утром после ночного сна или днем после прогулки, но в последнем случае надо убедиться, не холодные ли у ребенка ноги. Ис­следования показали, что действие обливания более заметно от­ражается на тонусе сосудистой системы, частоте пульса, при усло­вии, когда температура кожи стоп выше температуры воды на не­сколько градусов. В несравненно меньшей степени физиологические функции меняются в тех случаях, когда нет разницы в температуре воды и кожи стоп. Отсюда вывод: не следует обливать холодные ноги холодной водой. Для правильного проведения закаливания водой необходимо соблюдать условия теплового комфорта.

Начальная температура воды ножной ванны для детей до 3 лет летом 35—33°, а зимой —36—35°. Постепенно снижая температуру воды на 1° через каждую неделю, а для детей третьего года жизни — через 4—5 дней, ее доводят до 24—22°. Полезно, чтобы ребенок во время такой ванны производил движения ногами. Продолжитель­ность процедуры 1—3 минуты.

Обливание ног проводится разными способами. Ребенок мо­жет сесть на детский стул или низкий табурет, а ноги положить на деревянный брусок, положенный на дно таза. В другом случае на таз можно положить деревянную решетку. В условиях дошкольного уч­реждения дети часто сидят на скамье, поставив ноги на решетку, уложенную вдоль длинного желоба.

При всех этих методах надо придерживаться главного прин­ципа— температуру воды снижать постепенно от 35 до 20—18°.

Продолжительность процедуры 20—30 секунд. После ножной ванны или поливания ноги ребенка тщательно вытирают, желательно мягкими полотенцем, а затем растирают до легкого покраснения.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко внедряют так называемое контрастное закаливание. При этом ноги об­липают сначала теплой водой —36°, затем температуру постепенно снижают до 28—18°, а в конце опять теплой —36°. Этот способ имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями и|>гдит1зращается чрезмерное сужение сосудов, которое вредно для ребенка. Контрастное обливание вызывает исходное расширение со­судов и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее теплое обливание препятствует возникновению спазма капилляров. Контрастное обливание позволяет и после заболевания, н период реконвалесценции, не выводить детей из всей системы закаливания, таким детям до конца этого периода ножки обливают только теплой водой.

Общие процедуры. К общим водным закаливающим процедурам относятся гигиеническая ванна, влажное обтирание, обливание, душ, купание в водоемах.

Гигиеническую ванну дети первого года жизни полу- ,. чают ежедневно, причем ребенка моют с мылом один раз в 5—6 дней. Температура воды для ванны 37—36°, длительность процедуры 5 минут. В первом полугодии жизни ребенка его держат в ванне в лежа­чем положении, придерживая головку и верхнюю половину туловища так, чтобы грудка была покрыта водой; во втором полугодии коли­чество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ре­бенка. Температуру воды в ванне не снижать. Закаливающее дейст­вие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, температура которой на 2° меньше, чем в ванне. Повышать тем­пературу воздуха в помещении, где проводится ванна, не следует, надо лишь быстро вытирать и одевать детей после купания.

Общее влажное обтирание рекомендуется начинать с 2— 3 месяцев. Эту процедуру предваряют сухим обтиранием, а затем местным влажным особенно детей первого полугодия жизни, ослаб­ленных (родившихся недоношенными, перенесшими любое острое заболевание) или легко возбудимых.

Сухие обтирания проводят куском чистой фланели — растирают ко­нечности и тело ребенка до появления легкой красноты. Такие обтирания проводят ежедневно в течение 1—2 недель, после чего переходят к влаж­ным обтираниям.

Температура воды для общих влажных обтираний такая же, как для местных. Обтирают смоченной в воде и отжатой рукавич­кой или концом махрового либо вафельного полотенца. Для уси­ления действия этих процедур можно добавить в воду соль (1—2 чай­ные ложки соли на стакан воды).

Общие обливания у детей до 9 месяцев сводятся к кон­трастным обливаниям после гигиенической ванны, о чем уже было сказано выше. Начиная с 9—10 месяцев можно делать общее обливание, не связанное с гигиенической ванной. С этого возраста целесообразно проводить обливание ежедневно в течение года. В зимнее время общее обливание рекомендуется начинать лишь после! предварительно проведенных обтираний, летом же можно обойтись и без этого.

Обливание выполняют из садовой лейки, ведерка, кувшина или ковша. Голову обливать не нужно. Лейку или кувшин надо держать на расстоянии 25—30 см от тела. Детей сажают, а умеющих стоять ставят в большой таз. Сначала обливают спину, при этом ребенка держат несколько наклонно вперед, затем грудь и живот,, отклонив голову назад. И, наконец, по очереди обливают левое и правое пле­чо и руки. После этого ребенка досуха растирают полотенцем. Тем­пература воды зимой 37—36°, летом 35°. Постепенно (на 1° через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°.

Детям 1—3 лет общее обливание зимой начинают водой темпе­ратуры 34°, летом 33°, постепенно снижая ее на 1°: зимой — через 5 дней, доводят ее до 28°, летом — через 2—3 дня и доводят до 25— 24°. Длительность общих обливаний должна быть небольшой — от 30—40 секунд до 1 —1,5 минуты. После общего обливания кожа ребенка становится сначала бледной (сужение кожных сосудов), а затем краснеет (наступает расширение сосудов). Это указывает на положительное действие обливания. Если кожа резко бледнеет, си­неет, появляется дрожь, это свидетельствует о переохлаждении; если же покраснения кожи не происходит или оно слабо выражено, то после обливания или душа надо растереть тело ребенка полотен­цем до легкого покраснения.

Душ — сильнодействующее закаливающее средство. При про­ведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную сис­тему возбуждающее действие. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды такая же, как и при общих обливаниях.

При снижении температуры воды руководствуются состоянием здоровья и реакцией ребенка на процедуру. Для детей с повышен­ной нервной возбудимостью рекомендуется применять более теплую воду, продолжительность процедуры не более 1 —1,5 минуты.

Надо учесть, что испарение с увлажненной кожи резко усили­вает охлаждение, поэтому, как и общее обливание, душ принимают быстро и сразу же вытирают ребенка досуха. Чем холоднее вода, тем короче процедура.

Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа — утренние часы после пробуждения или утренней гимнастики, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. В условиях детского учреждения эти процедуры проводят­ся после дневного сна, а летом — перед обедом.

Купание в открытых водоемах является наиболее силь­нодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновремен­ное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чистым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить, т. е. не младше 2—3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25—30 см; наибольшая допустимая глубина — не нише пояса детям. Купание (в условиях средней полосы) лучше начинать при установившейся безветренной погоде, темпера­туре воздуха 25—26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купа­нии — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1 —1,5 часа после еды. Продолжитель­ность первых купаний для детей 2—3 лет ограничивается двумя-тремя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2—3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре,— до 5—6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует до­суха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4—7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и меха­ническое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соле­ность и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного кли­мата — с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увели­чивают до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в во­ду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам нем­ного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохлад­ную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обти­ранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми за­болеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни] ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безуслов­ный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно увеличивать время пребывания ребенка в воде и формировать в дальнейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назначению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии — в диапазоне 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца —0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение закаленности — снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, под­готовленным медицинским персоналом, по индивидуально разрабо­танной методике под строгим врачебным контролем, с учетом сос­тояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дис­комфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедлен­ному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осто­рожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями до­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физи­ческое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.