Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Рубрика: Физкультура в обществе

Под психологическими чертами личности понимаются такие черты, которые выражаются во всем поведении человека, в его отношении к общественным явлениям, в отношении к другим людям, к труду. Эти особенности отличают одного человека от другого. Они выража­ются в интересах личности, во взглядах на жизнь и убеждениях, в чертах характера, скромности или самомнении, в общительности или замкнутости, в склонностях и способностях человека. Психоло­гические черты личности развиваются и изменяются в процессе жизни, профессиональной деятельности. Развиваются и формируются они и в процессе занятий физическими упражнениями, спортом. Особенно ярко это выражается в поведении человека во время спортивных соревнований: одни участники горячо заинтересованы в победе своей команды, другие больше думают о собственной спортивной славе; одни в спортивном состязании проявляют большую волю к победе, не боятся трудностей, другие же при первой неудаче избегают труд­ностей .

В профессионально-технических училищах физическая культура и спорт используются как важные средства всестороннего развития и подготовки молодого человека к труду и защите Родины, форми­рования нравственных качеств личности активного строителя общества, способного преодолевать любые трудности на пути к поставленной цели.

Условия коллективной деятельности обучающихся в ПТУ как на учебных занятиях по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных мероприятиях и подготовки к ним имеют су­щественное воспитательное значение. Это прежде всего формирование и развитие такого важного нравственного качества, как коллекти­визм. Именно в коллективе формируется у человека стремление отдавать все свои силы на пользу общества, развивается сознание долга и ответственности за выполнение своих обязанностей.

Находясь в коллективе, молодой человек вместе с тем сам должен проявлять общественную активность, приучаться работать совместно с другими людьми, оказывать взаимопомощь, стараться коллектив­ными усилиями достигать общей полезной цели.

Только в коллективе могут развиваться такие нравственные черты личности, как уважение к другим людям, чуткое к ним отношение, требовательность к себе.

Формирование мотивов и целей, а также интересов у учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, проходит сложный путь изменений и развития.

Мотивом называется то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается, а целью — то, к чему он стремится.

Например, у юноши возникает мотив стать сильным и для этого заниматься борьбой. На ближайший период он ставит цель — до­биться III спортивного разряда.

В эмоциональном удовлетворении этими занятиями и устойчивом желании продолжать совершенствоваться именно в борьбе выражается интерес к данному виду спорта.

Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими упраж­нениями, спортом очень многообразно. Это может быть удовлетво­рение выполненной мышечной работой, удовольствие от общения с другими учащимися во время тренировки или соревнования, желание проверить свои силы в преодолении трудностей и др.

В процессе систематических занятий подобные первоначальные мотивы сменяются более сложными и глубокими. Развитие мотивов и интересов к избранному виду спорта обычно проходит с усвоением техники и тактики этого вида, овладением специальными знаниями, с растущими спортивными достижениями.

На стадии спортивного мастерства возникают и форхмируются новые мотивы — стремление достигнуть высоких результатов, до­биться новых рекордов и своими успехами содействовать развитию советского спорта.

Однако успеха в физическом воспитании можно добиться только при систематических занятиях, постоянной работе над собой и ус­тойчивых интересах к физической культуре, спорту, связанных с общественно полезными целями и задачами.

В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Осо­бое влияние оно оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением определенной трудности: взять высоту в прыжке, пробежать дистан­цию и выполнить временной норматив и пр. Такое условие содей­ствует развитию способности к волевым действиям, волевым усилиям.

Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физи­ческих напряжений и утомления, трудности неожиданно возникшей ситуации и пр. Преодоление их требует разных качественных особен­ностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних слу­чаях необходимо проявление смелости, в других — упорства и на­стойчивости, в третьих — инициативности или решительности.

В жизни каждый способен проявлять какие-то волевые качества. Однако только в том случае, когда они становятся типичными про­явлениями в поведении данного человека, их можно считать чертами характера.

Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому- либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решать, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность дей­ствий организует поведение и поступки учащихся, делает их осмыс­ленными.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключа­ется не только в выполнении требуемых действий, но и в сознатель­ном воздержании от определенного действия или поступка. Дисцип­линированный человек поступает всегда в интересах коллектива, общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение установлен­ным правилам или требованиям.

Уроки физического воспитания требуют от учащихся ПТУ созна­тельного исполнения указаний, команд, распоряжений преподава­теля, сознательной дисциплины.

Выполнение многих физических упражнений связано с некоторым риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упраж­нения с высокими скоростями перемещения в пространстве в мото- и велогонках; прыжки в воду, легкоатлетические прыжки в высоту, которые могут вызывать боязнь, неуверенность. Такие неблагоприят­ные чувства порой возникают и при необычных безопорных положе­ниях тела в пространстве, например при упражнениях на гимнасти­ческих снарядах. Тренируясь в подобных условиях и овладевая спортивной техникой обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, если они возникают, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость.

Известно, что страх знаком даже самым смелым людям, но в от­личие от трусливых они умеют подавлять это чувство и действовать уверенно и расчетливо в самых сложных условиях. Уверенно идя навстречу риску и возможной опасности человек проявляет смелость, которая закрепляется при многократных повторных действиях.

В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и развиваются такие важные в жизни и труде волевые черты личности, как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижение созна­тельно поставленной цели.

 

Чтобы добиться хороших результатов в любом деле, в том числе и в физическом воспитании, требуется длительная и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. Спортсменам приходится годами тренироваться, чтобы повысить результаты, мастерство. Эти качества нужны и в овладении избранной профессией.

Поведение человека, его работоспособность, особенно когда перед ним возникают какие-либо трудности, во многом зависят от такого качества личности, как эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость — это способность человека, дей­ствуя в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств.

Выполнение физических упражнений, особенно в условиях сорев­нований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсорев- новательное волнение, тревога за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и пр.

Переживая большие эмоциональные напряжения, учащиеся долж­ны научиться сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания в трудных усло­виях.

Эмоциональная устойчивость помогает человеку успешно справ­ляться с трудностями в жизни, труде, спорте. Это качество особенно необходимо рабочим таких профессий, как строитель, монтажник- высотник, шахтер, водитель, электросварщик и др.

Для воспитания эмоциональной устойчивости нужно прежде всего научиться контролировать свое поведение, наблюдать за проявлением своих переживаний, добиваться целесообразности и расчетливости действий. Регулярный самоконтроль должен сочетаться с умением управлять своим поведением, своевременным исправлением допуска­емых неточностей.

Для формирования эмоциональной устойчивости у людей ряда профессий, а также у спортсменов различной специализации в со­временной психологии рекомендуется применение специальных при­емов саморегуляции эмоциональных состояний.

Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к сильнодейству­ющим неблагоприятным раздражителям, используют упражнения так называемой аутогенной тренировки: последовательное и посте­пенное расслабление разных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, спины, лицевых мышц); активизацию мышечных напряжений. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или воз­буждающими — в зависимости от состояния), а также с приемами самомассажа.

Наряду с этим применяют психологические приемы саморегуляции. Например, отвлечение спортсменов от шума зрителей на соревнова­ниях, от мысли о сильном сопернике, возможной неудаче и других неблагоприятных условий.

К психологическим приемам относятся также приемы сосредото­чения внимания на предстоящем действии: взятии быстрого старта, выполнении сложного гимнастического упражнения, перед прыжком и высоту или длину, перед взятием штанги и др.

Можно использовать и другие приемы, укрепляющие уверенность в своих силах, в успехе, связанные с умением переключать мысли, вызывающие положительные эмоции, например мысли о хорошей технической подготовленности, тренированности, об удаче на пред­шествующих тренировках или соревнованиях.

Важная роль в любой деятельности человека принадлежит каче­ству внимания.

Вниманием называется такая особенность сознания личности че­ловека, которая заключается в избирательной направленности и сосредоточенности его сознания на каком-либо определенном предмете или действии. Благодаря вниманию можно ясно и отчетливо выделить из множества окружающих явлений наиболее важные для успешного выполнения стоящей перед нами задачи. Внимательно слушая объ­яснение преподавателя или мастера на уроке учащийся может пра­вильно воспринять и запомнить полученную информацию, чтобы затем ее использовать.

Неослабное внимание требуется во время уроков физического воспитания, на которых учащиеся получают разнообразную инфор­мацию, организующую их активное поведение. Это и объяснения преподавателя, и показ различных физических упражнений, указания по их выполнению, команды, требующие быстрых и точных ответных действий занимающихся, и необходимость согласовать свои действия с действиями всей группы или своими партнерами в игре (например, при построениях, передвижениях во время игр).

Ослабление внимания может быть связано с утомлением, а может быть и следствием неумения сознательно управлять им. Способность владеть своим вниманием, управлять им характеризует так назы­ваемое «произвольное внимание». Это один из существенных фак­торов хорошей работоспособности учащегося, а также работников многих специальностей — водителей, счетных работников, сборщиков различной аппаратуры и др.

Произвольное внимание, как и многие другие способности чело­века, воспитывается в процессе деятельности. Оно развивается, когда мы систематически соблюдаем условие — берясь за работу или оп­ределенное дело каждый раз с самого начала стараемся выполнять его с полным вниманием, ни на что не отвлекаясь. В этом отношении выполнение различных физических упражнений содействует воспи­танию такого внимания, они требуют полного внимания обучающихся.

Физические упражнения оказывают влияние на развитие таких особенностей внимания, как распределение и концентрация, устой­чивость, быстрое переключение.

Так, спортивные игры развивают способность к хорошему распре­делению внимания и его быстрому переключению. Гимнастические упражнения, а также легкоатлетические прыжки и метания выраба­тывают способность быстро и интенсивно сосредоточиваться.

Устойчивость внимания развивается в процессе учебных занятий по физическому воспитанию.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.