Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Рубрика: Физкультура в обществе

Деятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем более раз­виты эти качества, тем выше работоспособность организма, произ­водительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Известно, что выносливость, сила, быстрота, гибкость и ловкость во многом определяют эффективность профессиональной деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, вы­сокую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды и производственным вредностям.

Разносторонняя физическая подготовленность — необходимое ус­ловие подготовки высококвалифицированного рабочего в профес­сионально-технических училищах.

Основой общей физической подготовки к труду является Всесо­юзный физкультурный комплекс ГТО. Физическое воспитание в ПТУ с учетом профессиональной направленности может успешно осуществ­ляться только на основе достаточно высокого уровня развития основ­ных физических качеств, который обеспечивается в процессе подго­товки и сдачи норм комплекса ГТО.

На фоне повышения общей физической подготовленности совер­шенствуются физические качества и двигательные навыки, необхо­димые в будущей производственной деятельности. Физические каче­ства человека, естественно, развиваются по мере перехода его из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возраст­ными изменениями. Возрастное развитие качеств происходит срав­нительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением сдвигов роста.

В основе воспитания физических качеств лежит свойство орга­низма не только не изнашиваться при выполнении упражнений, а отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности. На физическую нагрузку организм реагирует мобилизацией имеющихся в нем резервов.

Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, по­степенно развивается утомление. Это ведет к активизации восстано­вительных процессов, начинающихся при выполнении упражнений, но в полной мере развертывающихся во время отдыха. Вначале после утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается. Дойдя до первоначального уровня, работоспособность не прекращает своего роста, а продолжает уве­личиваться, так как организм восстанавливает энергетические ре­сурсы в количествах, превышающих затраченные. В результате та­кого сверхвосстановления наступает фаза повышенной работоспособ­ности, которая некоторое время удерживается, а затем снижается до исходного.

В состоянии организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление до исходного уровня, увеличение работоспособности выше исходного уровня.

Если следующее занятие будет совпадать с фазой утомления, то довольно скоро в результате наслоения разовьется состояние пере­утомления. Тренировочное занятие, проведенное в фазе восстановле­ния, повышает работоспособность незначительно. В фазе повышенной работоспособности организм находится в стадии наивысшей готов­ности к нагрузкам. Поэтому очередное занятие следует проводить на фоне повышенной работоспособности, тогда уровень тренирован­ности будет постоянно расти.

Тренированность возрастает только при систематических заня­тиях и резко снижается при их прекращении. В процессе физического воспитания недопустимы перерывы, так как утрачивается положитель­ный эффект занятий. При прекращении занятий достигнутые резуль­таты быстро ухудшаются, работоспособность падает. Неблагоприят­ные изменения наблюдаются уже на 5—7-й день перерыва. Умень­шается сила мышц, понижается быстрота движений, ухудшается выносливость.

Непрерывность процесса физического воспитания создает опти­мальные условия для физического совершенствования. Для укреп­ления организма и постоянного развития физических качеств необ­ходимо систематически повышать нагрузки.

Тренировочную нагрузку характеризуют интенсивность и объем нагрузки. Увеличить тренировочную нагрузку можно, например, пробегая дистанцию быстрее (увеличение интенсивности) или удлиняя дистанцию (повышение объема). Если нагрузка стала привычной и не вызывает сверхвосстановления, она не может служить повышению уровня тренированности. Следовательно, нагрузка на занятии должна соответствовать достигнутому уровню функционального состояния организма, но в то же время и превышать примененную на предыдущих занятиях.

Очень важно в занятиях правильно сочетать работу и отдых. Нельзя использовать высокие тренировочные нагрузки без отдыха. О вос­становлении сил организма можно судить по показаниям изменений пульса. Для воспитания силы, быстроты и других качеств нужно правильно выбирать нагрузку. Слишком высокая или слишком малая нагрузка не дают желаемого результата. Нагрузки с частотой сердце­биений 100—120 ударов в минуту малоэффективны, так как в должной мере не способствуют совершенствованию физических качеств, от уровня которых зависит подготовленность учащихся и сдача норма­тивов ГТО. Для развития общей и скоростной выносливости наи­более эффективны нагрузки с частотой сердцебиений от 130—180 ударов в минуту. Этот режим является основным на занятиях со здо­ровыми учащимися.

Занимаясь только на уроках учащиеся порой не овладевают тех­никой даже несложных движений. Подъем переворотом на перекла­дине не получается из-за слабого развития мышц рук, плечевого пояса, туловища. Поэтому только при систематической и настойчивой ра­боте над собой можно достичь высокой физической подготовленности, работоспособности и успешно овладеть нормативами комплекса ГТО.

Приведем характеристику основных физических качеств.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.