Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Врачебный контроль за здоровьем учащихся

Рубрика: Физкультура в обществе

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль за здоровьем учащихся профтехучилищ осу­ществляется в течение всего периода обучения и охватывает все формы физического воспитания.

На основании данных медосмотра все учащиеся по состоянию здо­ровья и физического развития распределяются на медицинские груп­пы: основную, подготовительную и специальную. Учащиеся, не про­шедшие врачебного осмотра, не допускаются к занятиям по физичес­кому воспитанию. Спортсмены профтехучилищ допускаются к участию в соревнованиях местного масштаба врачами подростковых кабинетов, а члены сборных команд — только врачами физкультурного дис­пансера.

С учащимися специальной медицинской группы проводятся заня­тия с ограничениями согласно врачебному заключению. Остальные занимаются физическими упражнениями в полном объеме, но с не­большим уменьшением нагрузки для учащихся, отнесенных к подго* товительной медицинской группе.

Временное освобождение от учебных занятий по физическому вос­питанию дается только врачом после перенесения заболеваний, операций и травм. Однако такие учащиеся обязаны присутствовать на уро­ках и могут привлекаться преподавателем для организации занятия.

Медицинские работники после специального обследования допус­кают учащихся к сдаче норм ГТО, следят за санитарным состоянием спортивного зала и подсобных помещений.

Правила самоконтроля

Учащиеся должны самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, самочувствием, физическим развитием и подготовленностью, т. е. проводить самоконтроль. Самоконтроль включает в себя простые и доступные приемы наблюдения и учета как субъективных (самочув­ствие, сои, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок), так и объективных данных. К числу последних относятся масса тела, частота пульса, определение силы мышц (при наличии динамометра). Полученные данные заносят в специальный дневник. Следует вести его каждый день и периодически показывать преподавателю физичес­кого воспитания.

После первых занятий физическими упражнениями могут быть боли в мышцах. Это естественная реакция мышц на непривычную мышеч­ную нагрузку. Занятия в этом случае можно продолжать, несколько снизив интенсивность упражнений. Через несколько дней боли в мышцах исчезнут. Еще быстрее прекратятся боли при использовании тепловых процедур (душ, ванна) и самомассажа.

В результате занятий может быть и физическое перенапряжение, характеризующееся болями в правом подреберье, слабостью, голово­кружениями. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления, что поможет скорректировать нагрузку.

Признаками переутомления являются вялость, апатия, плохой аппетит, раздражительность. При их появлении нагрузку надо не­сколько снизить, но пропускать занятия не рекомендуется.

Существенные данные для суждения о состоянии организма дает наблюдение за динамикой массы тела. В первые дни занятий масса несколько уменьшается, в дальнейшем может возрастать и затем ста­билизируется. Вначале в организме уменьшается количество жира и воды, затем мышечная масса увеличивается, и наконец, ее рост пре­кращается.

Каждый учащийся должен знать оптимальную массу своего тела и стараться поддерживать ее на постоянном уровне. При занятиях физическими упражнениями нельзя допускать утомления и переутом­ления.

Перечислим основные признаки утомления и переутомления.

Признаки

утомления

Степень утомления
небольшая средняя недопустимая
Окраска ко­ Незначительное Значительное Резкое покраснение,
жи, лица покраснение покраснение побледнение, синюш-
      ность

 

 

Потливость Небольшая Большая (выше
    пояса)
Дыхание Учащенное Значительно
    учащенное
Движения Не нарушены Неуверенные,
    нечеткие
Внимание Нормальное Неточное вы­
    полнение заданий
Самочувствие Жалоб нет Усталость

Важное место в дневнике самоконтроля отводится наблюдениям за частотой пульса. Наблюдение за пульсом доступно для любого учащегося. Пульс можно считать в течение одной минуты; 30 или 15 с с последующим умножением результата на 2 или 4.

У спортсменов в состоянии покоя пульс более редкий, чем у не занимающихся спортом. Понижение частоты пульса в результате сис­тематических занятий физическими упражнениями также легко вы­явить на себе. Так, после 6—7 месяцев тренировки пульс снижается на 3—4 удара, а после года занятий — на 5—8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 150—170 ударов в минуту, а иногда и больше, но через 3—5 мин он должен приходить в норму. Чем тренированнее учащийся, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тре­нированности вследствие прекращения или уменьшения нагрузки, вновь происходит некоторое учащение пульса.

В состоянии переутомления пульс может быть как учащенным, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т. е. удары ощущаются через неравные промежутки времени.

Если в процессе занятий после одной и той же нагрузки умень­шается время, требуемое для возврата пульса к исходной величине, то, это служит одним из основных показателей оптимальности нагрузки и роста тренированности.

Вопросы для проверки и закрепления знаний

В чем заключаются основные положения личной гигиены учащегося ПТУ — физкультурника или спортсмена? 2. Что включает в себя рациональный режим дня учащихся? 3. Каковы правила ухода за телом? 4. Как беречь зубы? 5. Каким дол­жен быть режим питания? 6. Расскажите о значении витаминов для организма. 7. Каковы правила ухода за спортивной одеждой и обувью? 8. Как предупредить про­студные заболевания? 9. В чем вред курения и алкоголя для учащегося-спортсмена? 10. Что такое закаливание? Каковы основные действия закаливания и его общие пра­вила? 11. Как проводится закаливание воздухом? 12. Какие водные процедуры ис­пользуются для закаливания? 13. Как проводится закаливание солнцем? В чем зака­ливающее действие солнца? 14. Каковы признаки неправильно проводимого зака­ливания? 15. Что делать при ухудшении самочувствия в процессе закаливания?


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.