Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Выбор системы или набора методик, времени и места для занятий цигуном. Общие сведения

Рубрика: Китайская гимнастика цигун

Выбор системы или набора методик, времени и места для занятий цигуном, дозирование нагрузок определяются состо­янием вашего здоровья и це­лями, которые вы перед со­бой ставите.

Хотя в современных по­собиях и справочниках по цигун-терапии содержится не­мало рецептурных наборов, рекомендуемых при том или ином заболевании, их универ­сальность обманчива. Обычно приводится перечень методов и систем, основных и второс­тепенных, которые можно со­четать в курсе лечения, при­мерная продолжительность занятий. Но определение кон­кретной комбинации методик и их дозирования — исключи­тельная прерогатива врачей, специалистов по цигун-те­рапии, которых, к сожалению, у нас очень мало. Нарушение функций той или иной систе­мы обеспечения жизнедея­тельности организма само по себе не может служить осно­ванием для назначения той или иной «укрепляющей» ме­тодики. При большинстве за­болеваний, условно говоря, «цепь энергетической саморе­гуляции» обычно нарушена в нескольких местах. Стимуля­ция того или иного органа, переданная по «энергетиче­ской цепи», иной раз может вызвать активизацию тех си­стем, которые при вашем наборе недомоганий нуждают­ся скорее в седативном воз­действии. Нередко энтузиасты цигуна забывают о том, на­сколько тонок процесс нала­живания системы саморегуля­ции, и начинают энергично «вертеть ручки» и нажимать все известные им «тумблеры», куда осторожнее подходя к настройке своего телевизора, чем собственного организма, неизмеримо более сложной системы.

Произвольное комбиниро­вание методов цигуна может быть не менее пагубным для здоровья, чем медикаментоз­ное самолечение. Приведен­ные в этой книге краткие сведения о китайской меди­цине могут только помочь объяснить общую логику тех или иных упражнений цигуна, мысленно построить схему психических и физических действий, настроиться на ее реализацию. Собственно к теории эти сведения имеют не большее отношение, чем бук­варь к филологической науке. Но иногда знания подобного уровня, почерпнутые из попу­лярных книжек, воспринима­ются как едва ли не исчерпы­вающее изложение древних медицинских секретов. Пие­тет к «древней мудрости» бла­гополучно уживается со сте­реотипом восприятия древне­го как «простого», «примитив­ного». Между тем для изло­жения только теоретического багажа только китайской ме­дицины и лишь в том обоб­щенном и синкретическом виде, в каком он дошел до наших дней, понадобится справочное издание, по объе­му и числу томов вполне со­поставимое с «Большой меди­цинской энциклопедией», ко­торая, кстати сказать, вовсе не предназначена для обуче­ния способам постановки ди­агноза и назначения лечения. Еще менее для этого пригод­ны популярные издания по ки­тайской медицине и методам оздоровления.

Чтобы избежать комплек­са вины перед теми, кого критическое состояние здоро­вья толкает к лихорадочным поискам чудодейственного способа самолечения, автор привел лишь описания таких методик, которые носят ком­плексный характер и преду­сматривают комбинирование функционально тонизирую­щих и седативных воздейст­вий. Например, круговой мас­саж в одном направлении передает «тонизирующий» им­пульс по «энергетической це­пи», который затем умеряется седативным воздействием массирующих движений в противоположном направле­нии и т.п. Из тех же сообра­жений выбраны комплексы упражнений преимущественно динамического характера.

Как ни странным это мо­жет показаться, наиболее сложны для выполнения именно статические упражне­ния, где «ничего не надо де­лать». Даже правильно рас­слабиться, достичь нужного состояния сознания самостоя­тельно удается далеко не каж­дому. Инструктор здесь более всего необходим. Большинст­во специалистов по цигун-терапии обладает способно­стями к суггестии — внуше­нию. Они помогают пациентам войти в нужное состояние — таким образом облегчается закрепление стереотипа пси­хического действия. На после­дующих стадиях овладения статическими методиками внешняя коррекция усилий обучаемого значительно сни­жает нагрузку на психику, позволяет быстрее научиться дозировать и направлять пси­хическое усилие. Большинст­во случаев нервных и пси­хических расстройств в ре­зультате практики цигуна — следствие самонадеянности тех, кто пытается самостоя­тельно освоить статические упражнения. В этом смысле динамические методики пред­почтительнее, но и здесь успех занятий во многом зависит от квалификации ин­структора.

Даже при самостоятель­ном овладении предложен­ными здесь достаточно про­стыми упражнениями субъек­тивное улучшение самочув­ствия вы сможете ощутить уже в первые недели заня­тий. Иногда это приводит к мысли о необязательности регулярных упражнений, коль скоро вы уже «достаточно оздоровились». Такое наблю­дается и при попытках за­няться оздоровительным бе­гом — быстрое улучшение са­мочувствия заставляет забыть о последнем приступе того или иного заболевания, изряд­но вас напугавшем и заставив­шем заняться своим здоровь­ем. Не обольщайтесь. Прилич­ное самочувствие вызвано не столько действием самих уп­ражнений, сколько тем, что вы начали ложиться и вста­вать в одни и те же часы, проводить некоторое время по утрам на свежем воздухе, тем более с определенным психо­логическим настроем, кото­рый сам по себе является терапевтическим фактором. Отказ от регулярных упраж­нений и в связи с этим неизбежные нарушения режи­ма, сокращение времени, про­водимого на свежем воздухе, быстро возвратят все «на круги своя». Мизерный оздо­ровительный импульс, кото­рый вы успели получить, уле­тучится без следа. Реальный эффект может принести толь­ко непрерывная практика, а достижение сколько-нибудь устойчивых результатов — дело нескольких месяцев. За­нятия цигуном вовсе не исключают других форм оздо­ровления и занятий спортом, скорее предполагают их. Сле­дует только иметь в виду, что практически любые уп­ражнения цигуна (за исклю­чением ряда специализиро­ванных методик) могут вы­полняться не менее чем за полчаса до или после актив­ной физической деятельности, водных процедур.

Упражнения в данной кни­ге подобраны таким образом, что могут применяться в комплексе, в рамках ежеднев­ной программы занятий.

Утреннее время наиболее удобно для выполнения «мето­да укрепления тела». Он на­целен главным образом на стимуляцию меридиана лег­ких. Хотя время его наиболь­шей активности — с 3 до 5 часов утра, непосредственный переход «энергии» легких в меридиан толстой кишки по­зволяет выполнять упражне­ние в период активности по­следнего с 5 до 7 часов. Начало активности меридиана легких — 3 часа утра — в китайской традиции считается началом потока «энергии» но­вого дня. Она в этот период имеет «порождающие» каче­ства, способствует рождению новой жизни. Первый ее вдох с рассветом ассоциирует­ся с первым вдохом новорож­денного, «жизненная энергия» которого начинает свой путь по меридиану легких. Древняя метафора, включенная в си­стему нумерологических соот­ветствий, имеет реальную биологическую основу: на эти часы, по статистике, прихо­дится большинство рождений. Тоже статистикой, к сожале­нию, печальной,— частотой приступов бронхиальной аст­мы — подтверждается наи­большая функциональная ак­тивность дыхательной систе­мы в этот период.

С 3 до 5 часов «метод укрепления тела» и другие подобные упражнения счи­тается предпочтительным вы­полнять весной и летом, когда в окружающей среде домини­рует качество ян: «дыхание»— ци в организме, в котором уси­ливаются такого же рода ка­чества, предписывается «упо­рядочивать» посредством суб­станций инь, к которым и принадлежит «пневма» лег­ких. Но осенью и зимой в атмосфере преобладают суб­станции инь, соответственно для регуляции «пневменного» баланса в организме следует привлекать субстанции ян. Таким качеством обладает «энергия» меридиана толстой кишки, стимулируемая через воздействие на «предшествую­щий» меридиан легких. Поэто­му в осенние и зимние ме­сяцы те же упражнения считается целесообразным выполнять с 5 до 7 часов утра, благо и световой день начинается значительно поз­же. Но подобные сезонные ог­раничения условны и сущест­венны только в рамках целе­направленной подготовки ма­стера в системе традицион­ного гунфу.

«Метод укрепления тела» и основанные на нем собст­венно терапевтические мето­дики легче всего сочетаются с обычной утренней гимнасти­кой, от которой вовсе не стоит отказываться, если она вошла в привычку. Но она должна быть не слишком ин­тенсивной и выполняться не ранее чем минут через 20 после завершения упражне­ний цигуна. Раньше чем через полчаса после них не стоит принимать и водные про­цедуры.

В качестве утренней заряд­ки и даже своего рода произ­водственной гимнастики мо­жет применяться комплекс «перемещение и трансформа­ция (пневмы)»—с 7 до 11 часов утра, в периоды актив­ности меридианов желудка и селезенки. Этот комплекс имеет более тонкую и слож­ную регулирующую структуру, чем предыдущее упражнение, и сочетать его с физическими упражнениями нецелесооб­разно, лучше перенести их на вторую половину дня. В принципе указанный комплекс может выполняться в любое время, за исключением перио­да с 12 до 14 часов:, счита­ется, что занятия в этот период чреваты слишком быстрым «подъемом субстан­ций ян»— это особенно вред­но для людей среднего и пожилого возраста.

«Метод массажа почек и благоприятствования семе­ни», как уже отмечалось, бо­лее удобно выполнять перед отходом ко сну; если он, про­тив ожиданий, оказывает то­низирующее действие,— с 15 до 17 часов, во время актив­ности меридиана мочевого пу­зыря, либо с 17 до 19 часов, когда активен меридиан почек. Возможность его выполнения с 21 до 23 часов обусловлена стимуляцией меридиана «трех обогревателей» при воздейст­вии на меридиан почек. Ин­тенсивные физические упраж­нения допустимы не менее чем с интервалом в полчаса до или после выполнения масса­жа или не менее чем за час, лучше за полтора-два, до его выполнения перед сном. Ин­тервал в 20—30 минут необхо­димо выдержать и после при­нятия вечерних водных про­цедур.

В традиционной практике гунфу большое место уделя­лось пространственной ориен­тировке при выполнении уп­ражнений. Последовательное соблюдение соответствующих правил требует не только зна­ния традиционных методик нумерологических расчетов, но и умения корректировать их в зависимости от геог­рафической широты местно­сти и конкретных климати­ческих условий. При этом, по большому счету, должно приниматься во внимание даже место и время рожде­ния занимающегося, особен­ности местности, где он жил большую часть времени, сос­тояние его здоровья и т. п. От всех этих факторов может зависеть характер «энергети­ческих» процессов в организ­ме и его взаимодействия с внешней средой. На практи­ке чаще применяются «усред­ненные» принципы учета из­менения состояния природной среды в зависимости от года, сезона, месяца, декады или времени суток.

При назначении методик цигун-терапии, времени заня­тий и пространственной ори­ентации обычно учитываются прежде всего сезонная (вес­на — шаоян, лето — лаоян, осень — шаоинь, зима — лаоинь) и суточная циклич­ность изменений «качеств» атмосферы. Еще чаще, чтобы не запутать пациента, дается «сезонно-пространственная» ориентировка. Пример сезон­ной установки мы видели применительно к «методу ук­репления тела»— разное вре­мя выполнения упражнения в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

«Пространственно ориен­тирующие» рекомендации, да­же элементарные, могут дей­ствительно сбить с толку дотошного пациента. Он «точ­но знает», что по меридиану сердца (шаоинь руки) течет «пневма» шаоинь, тогда как ему толкуют, что качеством «энергии сердца» обладает «энергия юга»— лаоян. По­добные противоречия условно и в то же время достаточно правомерно можно объяснить «спаренностью» «плотных» и «полых» органов. «Пневма» сердца переходит в меридиан тонкой кишки, приобретая качество ян, а «энергия юга» лаоян содействует этой тран­сформации и стимулирует «подъем» собственно «пневмы сердца» по внутреннему ходу меридиана к самому сердцу. Парадокс необходимого «подъема» «энергии» инь, ко­торой вроде бы положено опускаться, может быть объя­сним посредством образа «на­личия ян в инь», тем более в «молодой инь», в которой присутствует изрядная «пор­ция» качества ян. Отсюда термин «сердечный ян», «не­достаток» которого приводит к нарушению всей «энергети­ческой цепи» и в итоге к расстройству функций печени, органа «темной», «предель­ной» инь. К пагубным для печени же последствиям при­водит и избыток «сердечного ян»— слишком быстрый его подъем и «застой». И в том, и в другом случае подавляются субстанции инь в организме. Так что для их стимуляции бывает необходимо и привле­чение «внешних» субстанций ян в определенной качествен­ной и количественной «дози­ровке».

Людям среднего и пожи­лого возраста, большинству которых присущи переизбы­ток субстанций ян в верхней части тела и дефицит «изна­чальной пневмы» и «семени» в нижней, Чжан Минъу и Сунь Синъюань рекомендуют при выполнении упражнений обращаться лицом преимуще­ственно к югу. Поскольку задняя поверхность тела соот­носится с «небесной ци»— ян ци, передняя — с «зем­ным» инь ци, а «однородные энергии» тяготеют друг к дру­гу, обращение к югу спиной чревато чрезмерным и опас­ным для здоровья «подъемом сердечного ян». Поворот же лицом к югу смягчает дейст­вие «южной энергии» лаоян, «энергия земли» эффектив­нее «оттягивает» вниз «пневму» инь груди и живота. Одновременное обращение к северу спины способствует укреплению «пневмы» почек «однородной энергией» соот­ветствующей стороны света.

Схема тем более условна, что речь идет об относи­тельных качествах субстанций разного уровня. Но она «рабо­тает» и как суггестивная уста­новка, и как методическая рекомендация. Порукой то­му — авторитет Чжан Минъу, известного мастера, одного из ведущих специалистов Все­китайской ассоциации цигуна.

Следуя той же логике, людям с ярко выраженным синдромом инь, например ги­потонией, надо рекомендовать преимущественную ориента­цию лицом на север, по край­ней мере до тех пор, пока не будет достигнута устой­чивая нормализация давле­ния.

В большинстве традицион­ных методик цигуна и «внут­ренних» стилей ушу, преду­сматривающих повороты и вращения в ходе выполнения упражнений, предписывается исходное положение лицом на север. Это обычно связано с моделированием в ходе последующих движений по­рядка мировых трансформа­ций с завершением их в «Великом пределе» — после­дующим возвращением в ис­ходное положение лицом в ту же сторону. Подобие этой схемы мы видели в упраж­нении «открытие и закрытие трех областей даньтянь», в его «мужском» варианте. Чтобы обеспечить рекомендуемое Чжан Минъу «преимущест­венное обращение к югу», т. е. двукратное выполнение упражнения лицом в эту сто­рону (по завершении цикла поворотов в одну сторону и начале следующего цикла), «мужской» вариант следует начинать лицом на запад.

Лицом на юг можно вы­полнять типовые начальную и заключительную комбинации каждого упражнения, «откры­тие и закрытие двух дань­тянь», «массаж живота», на­чальную и конечную фазы «массажа почек». Что касается упражнений при ходьбе, то тут «пространственная ориента­ция» вынужденно определяет­ся возможностями местности. В принципе здоровым людям многие методики цигуна пред­писывают выполнять утренние упражнения лицом на юго- восток, тем самым максималь­но уравновешивая и «смягчая» воздействие на организм «про­странственных энергетиче­ских субстанций».

Все упражнения, за исклю­чением «массажа почек», луч­ше выполнять на свежем воз­духе, в тихом защищенном от ветра месте. Идеальным местом для занятий считается сосновый бор. Найти место в кипарисовой роще, как то рекомендуют некоторые ки­тайские мастера, в наших ус­ловиях, увы, очень непросто. Удобны для занятий дубовые или березовые рощи: по заверениям и некоторых ки­тайских специалистов по ци­гуну и наших экстрасенсов, «энергетика» этих деревьев хорошо действует на человека. По тем же соображениям нежелательны занятия в ело­вом лесу или осиновой роще. Ни в коем случае нельзя заниматься на солнцепеке. В морозы от упражнений на свежем воздухе стоит отка­заться, особенно в начальный период занятий, когда ваш организм в состоянии физи­ческого и психического «по­коя» очень уязвим к внешним воздействиям. Лучше огра­ничиться простой прогулкой или выполнить любые физи­ческие упражнения в «нор­мальном» состоянии сознания.

Одежда должна быть удоб­ной, свободной. Перед заня­тиями следует снять или ослабить ремень, снять очки, бусы, часы, браслеты, кольца и т. п. Более пригодна обувь на кожаной или матерчатой подошве, без каблука. В на­чальный период занятий не пытайтесь выполнять упраж­нения босиком — вместо «луч­шего энергетического взаимо­действия с энергией земли» получите простуду. Земля по утрам прохладна даже летом,

и,   каким бы закаленным вы себя не считали, остро реаги­рующий на внешние воздейст­вия организм в тот период, когда он только «учится» включать системы саморегу­ляции должным образом, мо­жет жестоко вас наказать. Аналогии с индийской йогой, на которую любят ссылаться новички, здесь неуместны. Йоги занимаются обнаженны­ми, поскольку и климат в Ин­дии весьма тому способствует, и система подготовки нацеле­на на тонкое подведение к медитативным упражнениям посредством постепенной фи­зической и психической за­калки, тогда как любые на­чальные комплексы цигуна немыслимы без хотя бы прос­тейших медитативных упраж­нений на «расслабление и по­гружение в состояние покоя».

В этом состоянии особен­но остерегайтесь сквозняков, не занимайтесь при открытой форточке. Лишь через многие месяцы или даже годы заня­тий организм может «нау­читься» воспринимать только необходимые ему внешние воздействия и «не замечать» остальные во время выполне­ния упражнений.

Перед занятиями обяза­тельно опорожните мочевой пузырь и кишечник. Если вы будете вспоминать об этом правиле только во время вы­полнения упражнений, у вас может быстро возникнуть курьезный, но малоудобный и довольно устойчивый ре­флекс на упражнения цигу­на — такие случаи в практике известны.

Все мастера цигуна настой­чиво рекомендуют соблюдение определенного режима труда и отдыха, питания, половой жизни. Несмотря на специ­фическое обоснование, эти требования в китайской меди­цине почти не отличаются от привычных врачебных пред­писаний. Ряд методик цигуна, связанных с развитием спе­циальных качеств, могут пре­дусматривать режим бодрст­вования и сна, не всегда удобный для учащихся или работающих людей. Цигун- терапия предполагает обыч­ный «здоровый образ жизни», отход ко сну по крайней мере до полуночи и подъем не позже шести часов утра, хотя продолжительность сна нель­зя сокращать произвольно. По мере нормализации функций организма потребность в сне уменьшается сама собой: сон становится спокойней, крепче и на него требуется меньше времени. Тем, кто очень хочет походить на мастеров цигуна или ушу и резко ломает жизненный режим, во что бы то ни стало стремясь выпол­нять упражнения ночью (не­которые методики предусмат­ривают такие занятия), стоит напомнить, что в странах Восточной Азии в обычае хотя бы кратковременный дневной сон. И сейчас в Китае рабо­чий день даже в учреждениях начинается очень рано — как правило, не позднее 8 часов, а обеденный перерыв обычно длится не менее двух часов, и большинство людей успе­вают хотя бы на 15 минут прилечь.

Что касается диетическо­го питания, то нет нужды пренебрегать рекомендациями «обычных» врачей на этот счет. Китайская диетология — дисциплина не менее сложная, чем сама китайская медицина, и популярные сведения о гра­дации продуктов по качествам инь и ян вовсе не основание для «медицинских» кулинар­ных экспериментов. Больше овощей и фруктов, меньше мучного и мяса — с этой ре­комендацией согласится лю­бой врач в мире.

Обычно мастера цигуна ре­комендуют «не отдавать пред­почтения определенному виду пищи» — питание должно быть разнообразным. Счита­ется, что воплощенный в «пневме» — ци определенный «вкус» по закону «однород­ности» поглощается опреде­ленными системами организ­ма, в умеренном количест­ве стимулируя, в чрезмер­ном — нарушая их функции. Например, соленый «вкус» поступает в кровь и при избытке может вызвать ее «сгущение», поэтому сердеч­ники должны ограничивать потребление соли. «Пневма горького вкуса» распростра­няется в костях; поскольку костная система «контроли­руется» почками, избыток го­речи в пище может привести к заболеванию и этого органа, и костей. По тому же прин­ципу связаны сладкий «вкус», мышцы, селезенка и желудок; кислый «вкус», сухожилия и печень; острый «вкус» и легкие. В то же время все указанные «вкусы» в той или иной степени обязательно должны присутствовать в пи­ще. Она не должна быть чрезмерно холодной, горячей, жирной. Считается, что про­никающий в организм с холод­ной пищей соответствующий «патогенный фактор» замед­ляет течение «пневмы», а это приводит к закупорке каналов и стазу крови. Потребление слишком горячей пищи сти­мулирует вывод из организма «внутренней ци», а иногда, подобно курению и потребле­нию алкоголя, ведет к воз­никновению фактора «жара», переходящего в «холод» (са­мобытная « организмическая» версия феномена быстрого расширения и спазматическо­го сужения кровеносных со­судов). Жирная пища в пер­вую очередь наносит ущерб «энергии» желудка, соответ­ственно и функции непосред­ственно связанной с ним ка­нальными путями селезенки (и поджелудочной железы), это влечет за собой «избыток слизи» и чревато гноеродными инфекциями. Переедание, крайне противопоказанное лю­дям «полнокровным» любой медицинской традицией, в китайской медицине трактует­ся как причина чрезмерного «подъема энергии желудка» и стенического синдрома ян.

В то же время воздействие всех «внешних» и «внут­ренних» факторов патоге­неза необходимо для нормаль­ной жизнедеятельности — но в разумных соотношениях. Излишнее укутывание так же вредно, как одежда не по сезону, переедание — как и ограниченность рациона и т. п.

Более категоричны выска­зывания китайских врачей о необходимости ограничений в половой сфере. Например, в первые три месяца занятий статическими упражнениями нэйянгун («внутреннего вскар­мливания» ) предписывается полное прекращение половой жизни. Таковы же рекомен­дации относительно периода выполнения любых упраж­нений цигуна с собственно терапевтической целью до излечения, пока не наступит период «поддерживающей» практики. В китайской тра­диции принято считать, что выдающимся мастером цигуна можно стать лишь при усло­вии почти полного воздержа­ния от траты «семени» — цзин.

Синкретической традицией позднесредневековой китай­ской медицины в этом плане противостоит отринутая ею древняя традиция, довольно популярная в «народном дао­сизме». Она считает половую близость при соблюдении оп­ределенных требований сек­суальной гигиены необходи­мым условием поддержания «пневменно-энергетического» баланса в организме.

Большое место в психо­физиологической гигиене ци­гуна отводится эмоциональ­ному равновесию. Но речь идет отнюдь не о бесстраст­ности манекена, жестком ог­раждении от земных забот и волнений. Рационалистич­ная китайская наука, обоб­щившая многовековой прак­тический опыт, ввела в систе­му «организмического» классификационизма и эмоцио­нальную сферу. Ее «гармо­низация» считается возмож­ной посредством противопо­ложных эмоциональных про­явлений. Традиционная «пси­хотерапевтическая» схема применяется специалистами цигуна при назначении лече­ния и в ходе психологичес­кого воздействия на больного. По сути, речь идет о полно­ценной, эмоционально насы­щенной, осмысленной и за­полненной делами жизни, в которой выдержка и пси­хологическая устойчивость должны даваться не судо­рожным волевым усилием, чреватым еще более страш­ным срывом, но спокойным пониманием особенностей своей психофизиологической структуры (пусть даже они выражены в «ненаучных» по­нятиях) и умением управлять ею, которое можно совер­шенствовать. Среди китай­ских систем психофизиоло­гического тренинга есть и взаимоисключающие, но не меньшее число методик мож­но практиковать параллель­но — здесь нужны конкрет­ные рекомендации специали­стов. Почти универсальной сочетаемостью с самыми раз­ными видами цигуна отли­чается гимнастика тайцзи­цюань.

* * *

Освоение достаточно прос­тых упражнений цигуна мо­жет стать основой для освое­ния более сложных методик психофизиологического тре­нинга и развития многих та­ких способностей, о наличии которых у себя вы даже не подозревали. Важнейшее ус­ловие успеха — ясность, ос­мысленность и действитель­ная важность для вас цели, которую вы перед собой ставите.

Иногда такой целью ста­новится абстрактно понимае­мое самосовершенствование. Сторонники «восточных» пу­тей к весьма смутному идеалу духовной и физической гар­монии начинают искать его в путаных трактовках некой «восточной философии», а по сути — в собственных фанта­зиях и предрассудках. Эн­тузиасты «самосовершенство­вания» нередко заявляют о своем разочаровании в сов­ременной медицине, науке и «грубо рационалистичной» системе ценностей.

О том, что современная культура и наука самостоя­тельно, хотя и с «другого конца», на более высоком уровне подошли к тем же проблемам, что некогда реша­ли восточные мыслители, «ра­зочарованные» предпочитают не задумываться. Как и о том, что выдающиеся представите­ли западной мысли искали на Востоке скорее подтвержде­ния собственных идей, чем штамп для подражания. Дру­гое дело, что опыт древних цивилизаций, теория и прак­тика восточных систем пси­хофизиологического тренинга могут оказать неоценимую по­мощь в строительстве науки и культуры будущего.

В конечном счете восточ­ные методики развития пси­хических и физических воз­можностей человека, в том числе цигун,— всего лишь средства для достижения са­мых разнообразных целей. Они призваны не заменить, и тем более «отменить», сов­ременные знания и практичес­кие методики, но вместе с ни­ми способствовать созданию нового знания и новых воз­можностей. И уж вовсе не стоит путать задачи оздоров­ления, достойные сами по себе, с задачами духовного самосовершенствования, хотя между ними и есть очевид­ная связь.

Не могут цигун, йога, дру­гие аналогичные системы быть панацеей от любых недугов. Таким средством во все вре­мена была разумная организа­ция своей жизни. При от­сутствии квалифицированных инструкторов цигуна вообще предпочтительней решать за­дачи оздоровления с помощью хорошо освоенных нашими врачами методов. Но занятия собственно цигуном потен­циально могут дать нечто большее, чем крепкое здоровье или развитие психофизиоло­гических возможностей,— ощущение близости иной ду­ховной культуры, желание расширить свои знания о ней, осмыслить ее опыт и опыт культуры своего народа.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.