Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Гигиенические требования и привычки, необходимые для укрепления здоровья детей

Рубрика: Родителям и детям

Выполняя гигиенические требования в домашнем быту, родители создают обстановку и условия, необходимые для укрепления здоровья детей.

Правильная организация режима дня, сна, питания, отдыха и труда, чистота и свежий воздух в помещении, уход за телом и закаливание организма водой, воздухом, солнцем — все это чрезвычайно благоприятно сказывается на физическом и умственном развитии ребенка.

Соблюдая, по указаниям родителей, гигиенические требования, ребенок приучается вовремя ложиться спать вечером и вставать утром, делать утреннюю гимнастику, умываться, чистить зубы и т. д. Многократно повторяя такие действия, ребенок приобретает гигиенические привычки.

Воспитание полезных привычек — дело первостепенной важности. «Только привычка, — писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, — открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему…»

Известно, что любая привычка вначале неустойчива и легко утрачивается. Например, школьник, привыкнув в детском лагере вставать в 7 часов утра, и дома первое время просыпается в этот час. Но если родители не следят за тем, когда ребенок встает с постели, то он скоро отвыкает от полезной привычки просыпаться рано утром.

Гигиенические привычки сослужат свою службу в том случае, если они твердо укоренятся в ребенке. Как же воспитать такие привычки, которые внедрились бы в повседневный быт ребенка?

Деятельность организма, как внутренняя (кровообращение, пищеварение и т. д.), так и внешняя, выявляющаяся в движениях, действиях, речи, регулируется центральной нервной системой, в которой ведущая роль принадлежит коре головного мозга.

Деятельность организма неразрывно связана с внешней средой, проявляется в ответ на раздражения, поступающие из этой среды через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) в кору больших полушарий головного мозга. В этом убеждает хотя бы то обстоятельство, что больные, утратившие из-за расстройства органов чувств связь с внешним миром, впадают в глубокий, почти непрерывный сон, и их жизнь приходится поддерживать искусственными мерами.

Почему так велико для жизни организма значение окружающей среды? Разберемся в этом вопросе на примере.

Трехлетний ребенок впервые увидел никелированный электрочайник. Он тянется к нему, гладит рукой, рассматривает, словом, знакомится с новым предметом. Мать отвлекла ребенка, заняв его игрушкой, налила в чайник воду, включила его и вышла из комнаты. Ребенок не заметил ухода матери. Но вот он слышит непривычные звуки — шипение пара и дребезжание крышки чайника. Привлеченный незнакомым явлением, ребенок подходит к столу, дотрагивается до кипящего чайника и, вскрикнув от боли, отдергивает обожженную руку. В дальнейшем он никогда не повторит такого действия. Теперь ребенок по опыту знает: если чайник кипит, то, прикоснувшись к нему, обожжешься.

Как же истолковать этот случай с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности?

Прежде всего выясним, почему ребенок тянется к каждому новому, не знакомому ему предмету и не только рассматривает его, но и ощупывает руками, нередко пробует на вкус?

Великий русский физиолог академик И. П. Павлов установил, что у высших животных и у человека имеются безусловные рефлексы, т. е. врожденные, постоянно повторяющиеся ответные действия организма при участии центральной нервной системы.

Безусловные рефлексы возникают в ответ на определенные раздражения, идущие из внешней или внутренней среды.

Стремление детей к новым предметам объясняется действием одного из безусловных рефлексов, названных И. П. Павловым «исследовательским», или рефлексом «что такое?».

У человека (как ребенка, так и взрослого) проявление безусловных рефлексов всегда регулируется — задерживается или пускается в ход — корой головного мозга.

«Исследовательский» рефлекс тесно связан также с безусловным пищевым рефлексом. Об этом свидетельствует то, что в младенческом возрасте ребенок отправляет себе в рот каждую попавшую ему в руки вещь и «исследует» ее на вкус.

Пищевой и «исследовательский» рефлексы относятся к наиболее важным безусловным рефлексам. Они обусловливают движения к предметам и освоение их.

Отдергивание руки при ожоге, уколе и т. п., обильное выделение слюны и выплевывание введенных в полость рта раздражающих слизистую оболочку веществ (кислоты и т. п.) и есть безусловные оборонительные рефлексы, посредством которых организм отстраняется от предметов и веществ, грозящих его жизни.

Действие безусловных рефлексов проявляется у человека в виде чувств: напряжение пищевого рефлекса отображается в чувстве голода; «исследовательского» — в Смутном желании овладеть предметом, когда, например, рука как бы сама собою тянется и захватывает незнакомую вещь.

Удовлетворение потребности организма, обусловленной теми или другими безусловными рефлексами, рождает чувство удовольствия.

Чем моложе дети, тем сильнее влияют на их действия и поведение безусловные рефлексы. Поэтому говорят, что ребенок живет больше чувством, чем рассудком.

Если бы деятельность организма ребенка определялась только безусловными рефлексами, то он не смог бы развиваться и ему непрестанно угрожало бы разрушение.

Решающее значение в нормальном развитии ребенка имеют прежде всего условные рефлексы. Эти условные рефлексы вырабатываются в коре головного мозга в течение индивидуальной жизни в результате взаимодействия организма с внешней средой. Как же это происходит?

Чтобы уяснить себе нервный механизм и образование условного рефлекса, вернемся к ребенку, который обжег руку.

Приближаясь к столу, ребенок видел пар, струившийся из чайника, слышал его шипение и дребезжание крышки, т. е. на его органы чувств действовали световые и звуковые раздражения из внешней среды.

И. П. Павлов назвал органы чувств анализаторами. Это наименование обосновывается тем, что каждый из органов чувств воспринимает и претворяет в нервную энергию различные раздражения: зрительный — световые волны; слуховой — звуковые; кожный — тепло, холод и т. п.

Имеются также анализаторы, воспринимающие раздражения не из внешней, а из внутренней среды организма.

Так, например, раздражения, возникающие в мышцах, связках, суставах при движениях, воспринимаются двигательным анализатором. Следовательно, наши органы чувств воспринимают отдельные свойства внешней и внутренней среды организма, разлагают ее на элементы, т. е. анализируют.

Каждый анализатор имеет периферическое окончание в виде специального нервного аппарата (например, зрительный нерв заканчивается в сетчатке глазного яблока), центростремительный нервный путь и мозговой конец, состоящий из воспринимающих клеток, образующих соответствующую область коры головного мозга (зрительную, слуховую, кожную, двигательную и т. д.).

Когда ребенок видел кипящий чайник и слышал шипение пара и дребезжание крышки, то в соответствующие воспринимающие нервные клетки зрительной и слуховой областей коры больших полушарий пришло возбуждение по центростремительным нервным путям, соединяющим глаз и ухо с головным мозгом. Раздражители, вызывавшие возбуждение в этих клетках, безразличны для организма. Световые и звуковые волны, распространяемые кипящим чайником, не могут ни повредить, ни принести пользу организму.

Когда же ребенок прикоснулся к кипящему чайнику, то на кожу его руки подействовала чрезмерно высокая температура, наносящая вред организму. Это безусловный раздражитель, и он вызывает безусловную реакцию, полезную для организма, — отдергивание руки. Механизм этой реакции прост: нервное возбуждение идет по раз и навсегда замкнутой рефлекторной дуге — от периферии по центростремительным нервам в соответствующие воспринимающие клетки центральной нервной системы, перебрасывается в двигательные клетки и по центробежным нервам поступает в мышцы. При этом нервные импульсы обязательно доходят до соответствующих клеток мозговых концов кожного и двигательного анализаторов, находящихся, как мы это уже знаем, в коре головного мозга.

Безусловный раздражитель, как правило (имеющее, однако, исключение у человека), вызывает более сильное возбуждение в клетках коры головного мозга, чем условный. Поэтому в мозговых клетках кожного анализатора ребенка, на которые из внешней среды действовал безусловный раздражитель (прикосновение к кипящему чайнику), возбуждение было неизмеримо сильнее, чем в клетках зрительной и звуковой областей, подвергшихся действию условных раздражителей (вид и звуки, производимые кипящим чайником).

И. П. Павлов установил, что клетки головного мозга, возбужденные в данный момент сильнее, притягивают к себе возбуждение, имеющееся в это же время в других клетках коры, но выраженное в меньшей степени. Это явление оказывается возможным потому, что все клетки коры соединены нервными путями между собой и нижележащими частями мозга.

В нашем примере клетки кожного анализатора, возбудившиеся в большей степени, притянули к себе возбуждение из зрительной, звуковой и двигательной областей коры головного мозга. По нервным путям замкнулась временная нервная связь между этими пунктами коры, подобно тому, как замыкается электрический ток на центральной станции при соединении телефонных аппаратов. Замыкание такой комбинации нервных связей могло быть, могло и не быть в том случае, если бы ребенок не обжегся. Поэтому это не безусловная, а условная временная связь.

Замыкание нервной связи между пунктами коры головного мозга, происходящее в ответ на раздражения, поступающие из внешней или внутренней среды организма, лежит в основе образования условного рефлекса. Для его образования необходимо, чтобы действие условного безразличного для организма раздражителя совпало один или несколько раз с действием безусловного раздражителя.

Воспринимающие клетки коры двигательного анализатора соединены нервными путями с исполнительными двигательными клетками коры, которым они передают свое раздражение.

Из исполнительных двигательных клеток нервные импульсы идут к периферии и вызывают соответствующие движения. Вот почему ребенок, получивший ожог, в дальнейшем будет отстраняться в сторону, если, например, мимо него проносят кипящий самовар, чайник и т. п.

Условные рефлексы первого порядка непосредственно связаны с безусловными. Если бы условные рефлексы возникали только таким сильно действующим путем, то немыслимо было бы воспитание посредством словесного убеждения.

У ребенка и взрослого человека условные рефлексы успешно образуются не только при непосредственном совпадении условных и безусловных раздражителей, но и в тех случаях, когда между ними имеется лишь косвенная связь. Например, если мать говорит трехлетнему сыну: «Надень рубашку, а то солнце сожжет тебе плечи и будут пузыри, как тогда, когда ты обжегся о чайник», — то в коре головного мозга ребенка замыкается ряд нервных связей между клетками, раздражаемыми словами матери, и клетками, находящимися в зрительной и кожной областях коры, на которые действует раздражитель — солнце (яркий свет, воспринимаемый глазами, тепло, ощущаемое кожей) и в которых сохранились следы раздражений, полученных когда-то при ожоге о чайник.

Образование условных рефлексов по слову стало возможным у человека потому, что его головной мозг не только по размерам, но и качественно отличается от мозга животных. «Для животного, — пишет И. П. Павлов, — действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма.

Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды… исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов»

В основе высшей нервной деятельности (поведения) человека лежат два процесса — возбуждение и торможение. Если процесс возбуждения охватывает клетки коры головного мозга и не сочетается в должной мере с процессом торможения, то это проявляется в нарушении точности движений.

Когда человек бодрствует, то в каждый данный момент одни пункты коры головного мозга находятся в состоянии возбуждения различных степеней, а другие — большего или меньшего торможения, что и обусловливает возможность упорядоченной деятельности.

Вместе с тем торможение охраняет нервные клетки от перенапряжения, обеспечивает условия для восстановления израсходованных им веществ. Когда процесс торможения распространяется по коре больших полушарий и охватывает нижележащие части головного мозга, то наступает сон.

Чем младше ребенок, тем в большей мере возбудимы клетки коры головного мозга. Поэтому в детском возрасте у ребенка в бодром состоянии процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Это проявляется в двигательной активности, непоседливости, неспособности сосредоточиться на долгий срок на одном деле и т. д. Преобладание процесса возбуждения ведет к быстрому утомлению нервных клеток и требует более продолжительного сна для восстановления их сил.

Любая гигиеническая привычка есть не что иное, как прочные условные рефлексы — нервные связи, образовавшиеся в результате многократного замыкания нервного процесса между определенными пунктами коры головного мозга.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.