Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ГИМНАСТИКА КАК РАЗДЕЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рубрика: Виды спорта

В программе по физическому воспитанию гимнастике отводится значительное место. Учащиеся должны получить теоретические сведе­ния по гимнастике, овладеть техникой ряда прикладных и спортив- пых. гимнастических упражнений, направленных на развитие физичес­ких, волевых и других психических качеств.

Содержание практического раздела составляет основная и гигие­ническая гимнастика, а также профессионально-прикладная и произ­водственная гимнастика. Секционные занятия в училище проводятся по спортивной гимнастике и акробатике для юношей и девушек, по художественной гимнастике — для девушек.

Зачетные требования. Успеваемость по гимнастике оценивается по степени усвоения учебного материала и результатам выполнения установленных программой требований и нормативов. К сдаче норм допускаются учащиеся, прошедшие подготовку и овладевшие техни­кой упражнений.

Знания и инструкторские навыки:

знать меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой, овла­деть способами оказания физической помощи и страховки при выпол­нении упражнений;

уметь составлять и проводить комплекс упражнений гигиенической или производственной гимнастики в соответствии с требованиями комплекса ГТО;

иметь знания и навыки в объеме требований, предъявляемых к об­щественному инструктору гигиенической и производственной гимна­стики или судье по спорту.

Зачетные упражнения:

Для юношей

выполнить подтягивание на перекладине и подъем переворотом, лазание по канату;

выполнить акробатические упражнения (кувырок с прыжка; ку­вырок назад; стойка на лопатках, на голове; переворот в сторону);

выполнить упражнения на брусьях, перекладине (в объеме про­граммы);

выполнить прыжки ноги врозь, согнув ноги через козла в ширину, в длину и через коня в длину;

выполнить требования по преодолению полосы препятствий. Для девушек

выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнасти­ческой скамейке, лазание по канату;

выполнить акробатические упражнения (кувырки вперед, мост и поворот в упор присев, стойку на лопатках, вставание с моста, кувы­рок назад и переворот в сторону);

выполнить упражнения на гимнастическом бревне и брусьях раз­ной высоты (в объеме программы);

выполнить прыжки согнув ноги через коня с ручками, ноги врозь и согнув ноги через козла в ширину;

выполнить комбинации упражнений художественной гимнастики без предмета и с предметами. Зачетные упражнения на 32 счета со скакалкой, мячом, обручем, лентой составляются преподавателем или самими учащимися по заданию преподавателя и выполняются под му­зыкальное сопровождение всей учебной группой.

Основные сведения о гимнастической терминологии

Гимнастическая терминология изучается учащимися одновременно с овладением упражнениями.

Гимнастическая терминология — система специальных обозначений (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений, об­щих понятий, названий снарядов, инвентаря. Роль терминологии в гимнастике очень велика. Она облегчает общение между преподавате­лем (тренером) и учащимися, помогает кратко обозначать упражнения при обучении и записи их.

В качестве терминов в гимнастике широко применяются корни слов: вис, упор, мах, сед и др. Статические положения обозначают­ся, исходя из условий опоры: стойки — на голове, на лопатках, на предплечьях, на руках; упор — на руках и др. А также исходя из по­ложения отдельных частей и всего тела в пространстве: висы простые — вис согнувшись, вис прогнувшись, вис углом; висы смешанные — вис присев, вис стоя, вис лежа (рис. 1).

Рис. 1. Висы смешанные

Рис. 1. Висы смешанные

Термины для обозначения маховых упражнений образуются с уче­том особенностей того или иного двигательного действия: подъем пере­воротом, подъем махом вперед или назад, подъем разгибом, подъем правой (левой) или двумя и др. Термины для обозначения прыжков и соскоков — в зависимости от положения тела в фазе полета: прыжок (соскок) ноги врозь, согнув ноги, углом, боком, переворот, сальто.

Различают термины общие, основные и дополнительные.

Общие термины применяются для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и др. Например, вольные, строевые, об­щеразвивающие, прикладные упражнения.

Основные (конкретные) термины позволяют точно определять смысловые признаки упражнения: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок, наклон, выпад, присед.

Дополнительные термины уточняют основные и указы­вают на направление движения, способ выполнения, условия опоры: подъем разгибом, дугой, переворотом, махом назад и др.

Название движения (упражнения), как правило, состоит из основ­ного термина, выражающего суть выполняемого движения, и допол­нительного, уточняющего характер или способ движения, его последо­вательность. Например, движения руками, ногами принято определять по отношению к туловищу независимо от его положения в пространст­ве. При этом различают движения руками: одновременные, поочеред­ные и последовательные, а также одноименные, параллельные, сим­метричные и несимметричные. Круговое движение рукой, ногой, те­лом (на 360°) обозначается термином «круг», а движение менее 360°— термином «дуга».

Направление движений принято определять по их началу. Для определения акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах применяются своитергиины (см. с. 96 и 102).

Страховка и помощь в гимнастике

Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяе­мых преподавателем и самими учащимися. Наряду с правильной под­готовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методи­ке обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.

Для предупреждения травматизма и достижения лучших резуль­татов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила: бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;

аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия уби­рать зал;

находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимна­стических костюмах и тапочках;

во время занятий точно выполнять указания преподавателя, по­могать товарищам;

изучить правила безопасности и приемы страховки, самострахов- ки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;

входить в зал и уходить из него только с разрешения препода­вателя;

при выполнении упражнений использовать подводящие упражне­ния, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном за­нятии.

Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая вос­питательная работа преподавателя способствуют улучшению учеб­ного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.

Физическая помощь в процессе обучения гимнастическим упраж­нениям способствует формированию у учащихся более четких пред­ставлений о движении, помогает быстрее и лучше овладевать разу­чиваемым упражнением. Физическая помощь может быть кратковре­менной: подталкивание в отдельных (наиболее ответственных) фазах движения и поддержка (чаще всего в статических положениях — исходных, промежуточных и конечных).

Страховка — это готовность преподавателя или партнера (учаще­гося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой- то его ошибке в технике движения, которая может привести к неуда­че, падению.

Проводка (по движению) способствует точному выполнению упраж­нения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе с тем пред­охраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка — умение самого учащегося находить нужный вы­ход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т. д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь учащиеся осваивают одновременно с разучи­ванием гимнастических упражнений.

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения — это совместные или одиночные действия учащихся в том или ином строю. К ним относятся строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи чет­кой организации занимающихся и управления ими в процессе всех занятий по физическому воспитанию, а также соревнований, гимнасти­ческих выступлений. Они являются хорошим средством воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективных дейст­вий, способствуют формированию правильной осанки.

Большая часть строевых упражнений, применяемых в настоящее время на занятиях гимнастикой, взята из Строевого устава Воору­женных Сил, а часть создавалась в процессе занятий гимнастикой. Единообразие в применении команд и распоряжений облегчает задачу преподавателя (общественного инструктора), способствует лучшему управлению учебным процессом и укреплению дисциплины на заня­тиях.

Управление строем на занятиях гимнастикой в ПТУ осуществля­ется с помощью команд, распоряжений и сигналов. На занятиях гим­настикой в ПТУ для построения группы применяется команда «Ста­новись!» (предварительно указывается строй: «В одну шеренгу», «В колонну по одному» и др.).

Построения — действия учащихся после команды преподавателя (или дежурного, общественного инструктора) для принятия того или иного строя. При построении указывается название строя, например: («В одну шеренгу — становись!»). Одновременное подачей команды преподаватель становится лицом к фронту в положение «Смирно». Слева от него выстраивается учебная группа (отделение).

Построение в колонну. По команде: «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) становись!» группа выстраивается за преподавателем. Построение в шеренги, колонны, круги во время за­нятий гимнастикой может выполняться по распоряжению, например: «Встаньте в круг!» «Встаньте в две шеренги!» и др.

Перестроения — переходы из одного строя в другой. Эти строевые упражнения призваны облегчить и упорядочить наиболее рациональ­ное размещение учащихся перед выполнением общеразвивающих или других упражнений. Во избежание шаблона, а следовательно, снижения интереса к занятиям, перестроения периодически чередуют. Суще­ствует несколько разновидностей перестроений.

Перестроение из одной шеренги в две. Пос­ле расчета на 1-й и 2-й по команде: «В две шеренги — стройся!» вторые номера делают шаг левой назад, а правой в сторону и встают в заты­лок первым, приставляя левую ногу (на счет «три»).

Перестроение из одной шеренги в три. После расчета по три подается команда: «В три шеренги — стройся!». Пер­вые номера делают шаг правой назад, затем — левой в сторону и, при­ставляя правую, становятся в затылок вторым. Третьи номера — со­ответственно: шаг левой вперед, а правой в сторону и, приставляя ле­вую ногу, становятся перед вторыми. Для обратного перестроения по команде: «В одну шеренгу — стройся!» действия выполняются в об­ратной последовательности.

Перестроение из шеренги уступом. После пред­варительного расчета на шесть, три, на месте (варианты: на девять, шесть, три, на месте и др.) подается команда: «По расчету шагом — марш!». По этой команде учащиеся (номера шестые и третьи) выходят на указанное число шагов и приставляют ноги. Для обратного пере­строения по команде: «На свои места шагом — марш!» все выходившие из строя (шеренги) делают поворот кругом и идут на свои места. При­ставив ногу, поворачиваются кругом. Преподаватель (или проводя­щий учащийся) ведет подсчет: «Раз, два … и т. д.» до тех пор, пока вошедшие в строй не выполнят поворот кругом.

Перестроение из одной колонны в три ус­туп о м. После расчета по три подается команда: «Первые номера два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи — два (три, четыре и т.д.) шага влево— шагом—марш!». Перестроение выполняется пристав­ными шагахми. Для обратного перестроения подается тманда: «На свои места шагом —• марш! ».

Перестроение из колонны по одному в ко­лонну по два (три, четыре и т. д.) поворотом в движении. При движении группы (отделения) налево в обход подается команда: «В ко­лонну по два (три, четыре и др.) налево —марш!». Первые двое выпол­няют поворот налево (одновременно); следующие выполняют поворот (дойдя до места первого) по команде своего замыкающего. Для быст­роты перестроения при этом указываются интервал и дистанция, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.

Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному, налево (или направо) в обход шагом — марш!». По этой команде производится смыкание строя вперед и учащиеся, принимая установленные дистанции, в один шаг идут в колонну по одно­му.

Передвижения — различные способы, применяющиеся во время занятий гимнастикой: разновидности ходьбы, бега, подскоков, шаг галопа, польки, переменные и пр.

Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола и ставить ее твердо на всю стопу; движения рукахми — вперед на высоту пояса, назад — прямую до отказа. Ко­манда: «Строевым шагом — марш!». Походный (обычный) шаг отли­чается от указанного большей свободой движений. Команда: «Ша­гом— марш!»или (обычно после бега или выполнения упражнений во время ходьбы) — «Обычным шагом —- марш!». Исполнительная команда подается под левую ногу.

Движение на месте выполняется по командам: «На месте шагом марш!» или «На месте бегом — марш!», «Направляющий на месте!», которые подаются для смыкания на дистанцию в один шаг передвигающейся группы (отделения) в разомкнутом строю.

Передвижение с места (с шага на месте) по команде: «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг пра­вой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Два (три, че­тыре и т. д.) шага вперед (назад, в стороны) также выполняются по команде: «Столько-то шагов (указывается направление), шагом — марш!» .

Для прекращения движения команда: «Группа (отделение) — стой!», после указанной команды выполняется шаг правой и пристав­ляется левая нога. Для изменения характера передвижения подаются команды: «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». Во втором случае ведется подсчет до выполнения команды всей группой (отделением).

Для изменения длины шага и скорости движения подаются коман­ды: «Шире — шаг!» , «Короче — шаг!» , «Чаще — шаг!», «Ре-же!», «Полный — шаг!» , «Пол-шага!»

Повороты в движении шагом выполняются по командам: «Напра­во!», «Нале-во!», «Кругом — марш!». При повороте направо исполни­тельная команда подается одновременно с постановкой на землю (пол) правой ноги. По этой команде делается еще один шаг левой ногой, правая выносится вперед одновременно с поворотом и продолжается движение в новом направлении. При повороте налево те же действия вы­полняются в другую сторону. Для поворота кругом исполнительная команда (марш!) подается под правую ногу, после чего делается еще один шаг левой, правая выносится вперед на полшага и, резко повер­нувшись в сторону левой руки (на носках), учащиеся продолжают движение с левой ноги в новом направлении.

Повороты при шаге на месте выполняются по тем же командам, что и в движении (после поворота продолжать шаг на месте).

Для выполнения передвижения бегом подается команда: «Бегом — марш!». При переходе с движения бегом на шаг подается команда: «Шагом — марш!». Повороты при беге выполняются по тем же командам, поворотом на месте, на два счета в такт бега, а кругом — на четыре счета.

Движение в обход начинается по команде: «Налево (на­право) в обход шагом — марш!», а движение по диагонали по коман­де: «По диагонали — марш!».

Движение противоходом и змейкой выполня­ется по команде: «Налево противоходом — марш!» или «Змейкой — марш!».

Движение по кругу. Команда: «По кругу — марш!» по­дается у середины одной из границ зала (площадки), затем указывается дистанция. Для движения по дуге (полукругу) подается команда: «По дуге к центру — марш!».

Размыкания — действия с целью увеличения интервалов и дис­танций строя. Смыкания —действия противоположные (для уплотне­ния разомкнутого строя). Размыкания и смыкания могут выполняться по строевому уставу, по команде: «Вправо (влево) — разомкнись!».

Размыкание приставными шагами (производит­ся по фронту). Команды: «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-кнись!». Начинают размы­кание крайние, затем последовательно, через два счета, остальные. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) пристав­ными шагами сом-кнись!». Преподаватель (общественный инструктор или учащийся) ведет подсчет до окончания размыкания или смыкания. При размыкании по распоряжению — указывается действие, напри­мер: «Встаньте на три шага друг от друга» или «Разомкнитесь на вытя­нутые руки».

Команды, как правило, разделяются на п р е д в а р шт е л ь н ы е и исполнительные. К первым относятся такие, которые ука­зывают на смысл предстоящего действия (например, шагом, бегом и др.); ко вторым—«Марш!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Стой!» и др.

Предварительная команда должна подаваться отчетливо, громко и, несколько протяжно, чтобы учащиеся могли уяснить, что предстоит выполнить и приготовиться к действию. Исполнительная команда по­дается после небольшой паузы отрывисто и энергично. Голос при по­даче команды и пауза между предварительной и исполнительной командами должны соразмеряться с величиной строя, а произношение соответствовать характеру последующего за командой действия. На­пример, для бега в быстром темпе — командовать громко и отрывис­то, а для упражнений в более медленном темпе — громко и протяжно. Команда всегда подается повелительным тоном. Подавая команду, преподаватель (проводящий) должен находиться в основной стойке.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.