Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Гимнастика художественная

Рубрика: Виды спорта

Гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений с предметом, без предмета и на снарядах, выполняемых посредством характерных методов одним, двумя или группой спортсменов. Особенностями этого вида спорта прежде всего являются: многообразие основных упражнений, их вариантов и комбинаций упражнений, включая левый и правый способ выполнения; связанные с этим многообразием и динамикой возможных ва­риантов упражнений широкие возможности для це­ленаправленного развития функциональных, коор­динационных и технических способностей, а также для отбора и группирования спортсменов по воз­растным признакам и достигнутым результатам; использование музыки и других видов музыкально­го сопровождения в качестве ритморегулирующего и вдохновляющего вспомогательного средства. Художественной гимнастикой занимаются исключи­тельно девочки и женщины, причем следует разли­чать гимнастику как массовый спорт и гимнастику как спорт высших достижений. Основу этого раз­граничения составляет единая система соревнова­ний и классификационная программа.

Благодаря спортивно-эстетическому характеру художественной гимнастики этот вид спорта осо­бенно подходит для демонстрации в культурных программах. Кроме того, общая гимнастическая подготовка входит в обязательный план занятий физкультурой в школе для девочек. Элементы худо­жественной гимнастики являются, наконец, состав­ной частью вольных упражнений и упражнений на бревне в спортивной гимнастике.

Историческое развитие. Гимнастика является одним из старейших понятий в области физической куль­туры и спорта. Оно существовало еще в V в. до н.э. В греческом рабовладельческом обществе пер­воначально оно означало комплекс физических и военных упражнений для молодежи господствую­щего класса, что входило в понятие гармоничного воспитания человека.

Это основное назначение гимнастики в период расцвета Греции в XIV-XVI вв. было вновь взято на вооружение гуманистами, а затем просветителя­ми. Однако истинное зарождение гимнастики стало возможно благодаря И. К. Ф. Гутс-Мутсу. Своим трудом «Гимнастика для молодежи» (1793 г.) он создал первый в истории физической культуры учебник по физическому воспитанию, в котором, следуя грекам, он объединил в понятие гимнастики все педагогически важные физические упражнения,

систематизировал и методически обработал их для целей физического воспитания в школе.

Идеи Гутс-Мутса нашли отражение в деятельно­сти Ф. Л. Яна. В начале XIX в. он разработал си­стему физического воспитания, которая называлась гимнастикой, характеризовалась новыми упражне­ниями с предметом и на снарядах и оказала ре­шающее влияние на развитие физической культуры современности.

С этого момента в данной области физической культуры употребляются синонимичные названия «гимнастика» и «спортивная гимнастика». Так, в 1842 г. запрещенная в Пруссии с 1830 г. спортив­ная гимнастика стала под названием «гимнастика» обязательным предметом в мужских школах. Важ­ное значение для дальнейшего распространения гимнастики, или спортивной гимнастики, имел на­метившийся еще во время Ф. J1. Яна и вызванный развитием капитализма и его национальных осо­бенностей процесс дифференциации задач, средств и методов физического воспитания. Наглядным примером тому являются созданная П. X. Лингом так называемая шведская гимнастика и школьная спортивная система, разработанная А. Шписсом и перенесенная в 1868 г. в прусские школы. Линг, так же как и Гутс-Мутс, проповедовал идею широ­кого народного образования, но свою основную за­дачу видел в обеспечении общей физической подго­товки-основы для усвоения и овладения спе­циальными навыками и для укрепления и восстано­вления здоровья. Линг основывался на знаниях анатомии и психологии того времени и выдвинул идею целесообразности упражнения, т. е. каждое упражнение из данного исходного положения есть средство целенаправленного воздействия на опреде­ленные части тела. Шписс, напротив, разработал систему упражнений, которая целиком была направлена на поддержание порядка и дисциплины и которую он назвал спортивной гимнастикой. Он шел по пути Песталоцци, который за 50 лет до не­го противопоставлял физические упражнения двига­тельным возможностям человеческого тела и со­здал, таким образом, комплекс надуманных, отли­чающихся угловатым и прямолинейным выполне­нием упражнений. При этом он наряду со строевы­ми и вольными упражнениями различал упражне­ния на вис и упор на снарядах.

Очень скоро стали предприниматься попытки мо­дернизации устаревшей системы Линга и безжиз­ненной спортивной гимнастики Шписса. Толчок для нового понимания методики и техники гимнастика, или спортивная гимнастика, получила перед и осо­бенно после первой мировой войны. Прежде всего взгляды на комплексность движений и на значение ритма движений, разработанные представителями ритмико-музыкального и танцевального направле­ний, способствовали тому, что постепенно видоиз­менялись вольные упражнения Шписса и изменя­лась техническая подготовка в спортивной гимна­стике и в других видах спорта.

Ставшее употребимым в германоговорящих областях для общефизического развития и трени­ровки движений и отличающееся от принятого в международной практике определения сужение понятия «гимнастика», под которым понимались лишь физические упражнения с предметом, без предмета и на специальных снарядах, объясняется возросшим интересом к гимнастике женщин, выра­жением их стремления к самостоятельности. В этой связи в 1953 г. в ГЕРМАНИИ была предпринята попытка по-новому определить место и задачи гимнастики в будущей единой системе физической культуры и спорта. Сегодня значение имеет лишь то утвер­ждение, что в спортивной практике понятие гимна­стика объединяет в себе 3 основные формы, а имен­но: основополагающую гимнастику, целевую гим­настику и гимнастику высших спортивных достиже­ний.

Наиболее убедительно это единство представ­ляется в системе гимнастики СССР. По резуль­татам проведенной в 1948 г. Всесоюзной конферен­ции научных работников в области спорта сейчас различают следующие виды гимнастики: а) эле­ментарную, или основополагающую, гимнастику, основной задачей которой является общефизиче­ское развитие с помощью строевых, общераз- вттющих упражнений, а также упражнений из спортивной гимнастики, акробатики и художествен­ной гимнастики. Особой формой этого вида являет­ся гигиеническая гимнастика; б) виды гимнастики, направленные на достижение спортивных задач, к которым относятся: спортивная гимнастика, акробатика и художественная гимнастика; в) особые формы, куда входят целевая гимнастика, производственная гимнастика и лечебная гимна­стика.

Самым молодым видом в этой системе является художественная гимнастика. С 1950 г. стали прово­диться первенства всесоюзного масштаба в этом виде на основе единой классификационной про­граммы. Художественная гимнастика стала при­знанным в международной практике видом спорта благодаря целенаправленной работе советских тео­ретиков, тренеров и спортсменов.

Важнейшей международной организацией гимна­сток является Международная гимнастическая фе­дерация (ФИГ), основанная в 1881 г. По художе­ственной гимнастике, или, в соответствии с офи­циальным определением ФИГ, по ритмической спортивной гимнастике, с 1963 г. каждые 2 года проводятся чемпионаты мира. Так называемые «гимна-эстрады», также организованные ФИГ и проводимые каждые 4 года, напротив, утратили свое значение. Развитию гимнастики в мире спо­собствуют основанная в 1923 г. представителями школы Линга и воссозданная в 1953 г. Междуна­родная федерация физического воспитания (ФИЕР), а также образованная из слияния западноевропей­ских гимнастических школ Международная лига со­временной гимнастики (ЛИГИММ).

Материальное обеспечение. Гимнастический зал. Тре­бования к оборудованию гимнастического зала для обеспечения эффективной и бесперебойной трени­ровки по художественной гимнастике во многих от­ношениях соответствуют требованиям, изло­женным в главе «Спортивная гимнастика». Это касаеГся конструкции зала, качества пола, стен, отопления, потолка, освещения, средств и сооруже­ний медицинского обслуживания.

Особенностями оснащения зала для трениро­вок по художественной гимнастике являются встро­енные в стены зеркала и балетные опоры, которые являются вспомогательным средством тренировки правильной осанки и обучения технике движений. Необходимыми вспомогательными средствами яв­ляются также шведская стенка и скамья. В зависи­мости от качества пол покрывается ковром.

Гимнастическая площадка на соревнованиях обычно достигает размеров 12×12 м. На чемпио­натах мира в распоряжение участниц предоста­вляются две площадки (одна с ковровым покры­тием, другая без него). Спортсменка имеет право выбора.

Предметы. В соответствии с международными пра­вилами к ним относятся: мяч, обруч, лента, скакал­ка и булава. Мяч из каучука имеет в диаметре раз­меры от 18 до 20 см. Допускается любой цвет мяча, кроме золотого и серебряного. Обруч внут­ренним диаметром от 80 до 90 см изготовлен из дерева и имеет цвет натурального дерева. Ширина узкой ленты составляет 4-6 см, длина-6 м. Длина палки-держателя-45-60 см. Скакалка изготавли­вается из пеньки, ее длина зависит от роста гим­настки. Допускается уплотнение в середине длины скакалки. Деревянная булава имеет длину 45 см и весит 360-450 г.

Наряду с вышеперечисленными предметами про­грамма национальных соревнований предусматри­вает также применение знамен, вымпелов, лент и шарфов. Длина деревянной части у знамени со­ставляет 52 см, матерчатая часть имеет размеры 0,35x 1,30 м. Используются ленты различных раз­меров, ширина колеблется от 4 до 15 см, дли­на-6 м. Если спортсменка выступает с двумя лен­тами, их длина может быть укорочена на 1 м. Ленты изготавливаются из полиамида, ленточной ткани или шелка. Шарф-из шелка, полиамида или газа, его размеры 1,50 х 1,00 м.

Спортивная форма. В отношении формы также дей­ствительны правила из спортивной гимнастики. Помимо этого, сейчас на тренировках надевают шерстяные колготы.

Правила. Распределение на группы. 1-я возрастная группа. Распределение на возрастные группы в гим­настике соответствует принятым в Немецком гим­настическом союзе ГЕРМАНИИ (ДТСБ) положениям. Для так называемых общих групп (женщины) суще­ствует следующее разделение: возрастная группа А-14-17 лет, вг Б-18-30 лет, вг В-31-45 лет, вг Г — свыше 45 лет.

Спортивные разряды. В отдельных возрастных груп­пах в гимнастике в соответствии со спортивной классификацией, принятой в ГЕРМАНИИ, существуют дет­ские разряды от IV до I, юношеские разряды от III до I, женские разряды от III до I и разряд мастера спорта.

Виды соревнований. Личные соревнования по гимна­стике проводятся в форме многоборья с индиви­дуальным оцениванием отдельных дисциплин и со­стоят из обязательных и произвольных упражне­ний. Согласно 6-й классификационной программе (ГЕРМАНИИ) четырехборье на звание мастера спорта мо­жет, к примеру, состоять из следующих дисциплин: булава (обязат. упр.), скакалка (произв. упр.), мяч (произв. упр.), лента (произв. упр.). Командные со­ревнования проводятся в форме двоеборья с уча­стием 6 гимнасток в каждой команде (2 упр. с предметом).

Требования к упражнениям. При выполнении обяза­тельных упражнений необходимо строгое соблюде­ние условий программы соревнований. Требования к произвольным упражнениям (в личном и команд­ном зачете) в отношении композиции, степени сложности, длительности и музыкального сопрово­ждения определяются положением о начислении оч­ков. Так, минимальная продолжительность про­извольных упражнений на I детский разряд состав­ляет 0,45 мин, на юношеский и женский разряды, а также на звание мастера спорта-1-1,30 мин. Сте­пень сложности произвольного упражнения опреде­ляется по количеству Б-элементов (средняя степень сложности) и В-элементов (наивысшая степень сложности). Наиболее сложными элементами в произвольных упражнениях без предмета являют­ся волны (напр., волна при распрямлении из поло­жения седа на пятках в стойку на носки), прыжки (прыжок в кольцо с поворотом) или прыжки с по­воротами. В настоящее время существуют следую­щие минимальные требования к произвольным упражнениям в отношении количества исполь­зуемых Б-элементов (в скобках даны элементы с предметом, выполняемые левой рукой):

II детский разряд: 3 (I)                                     I детский разряд:      4 (I)

II юношеский разряд: 3(1)                               I юношеский разряд:            6 (2)

II женский разряд: 5 (I) I женский разряд:     6 (2) Мастер спорта: 6 (2)

Иногда на звание мастера спорта требуется вы­полнение 1В-элемента.

Система оценки. Все упражнения оцениваются по шкале от 0 до 10 баллов с десятыми долями. Чтобы более дифференцированно оценить от­дельные стороны выступления, ныне существует следующее общее распределение баллов: а) произ­вольные упр. (личный зачет) оцениваются до 7 бал­лов за сложность, композицию, оригинальность и согласованность с музыкальным сопровожде­нием; до 3 баллов за выразительное исполнение; б) обязательные упр. оцениваются до 4 баллов за последовательное выполнение всех элементов, за точность ориентации на площадке, соблюдение ритма и установленного времени; до 6 баллов за элегантность, уверенность, амплитуду движений и согласованность с музыкальным сопровождением. Ошибки и снижение баллов. Снижение баллов зави­сит от степени ошибки и составляет: за мелкие ошибки-0,1 балла, за незначительные ошибки-0,3 балла, за грубые ошибки-0,5 балла. При выполне­нии упражнений с предметом засчитываются, на­пример, следующие ошибки.

Упражнения с мячом. Потеря предмета-0,1-0,5 бал­ла, захват предмета-0,3 балла, слышимое исполне­ние ловли и ведения мяча-0,3 балла, касание пред­метом тела-0,1 балла.

Упражнения со скакалкой. Потеря предмета-0,1-0,5 балла, недостаточно четкий рисунок петли скакал­ки-0,1-0,3 балла, касание скакалкой тела-0,3 бал­ла, неточное поддержание уровня при маховых дви­жениях и вращениях-0,1-0,3 балла.

Упражнения с обручем. Потеря предмета-0,1-0,5 балла, неверный бросок и ловля предмета-0,1-0,3 балла, неточное поддержание уровня при раскачи­вании, маховых движениях и вращениях-0,1-0,3 балла.

Судейство. При проведении официальных соревно­ваний по художественной гимнастике судейская бригада состоит из 1 главного судьи, 1 старшего судьи и нескольких судей, которые в зависимости от уровня соревнований должны иметь соответ­ствующую категорию. Как правило, судейская бри­гада состоит из 4-6 судей. Главный судья руково­дит соревнованиями и несет ответственность за их проведение в соответствии с правилами. Старший судья руководит судейской бригадой, оценивает вы­ступления в отношении последовательности испол­нения элементов и степени сложности и несет от­ветственность за беспристрастность оценок. Для подсчета конечных результатов, распределения мест и составления протоколов судейской бригаде в помощь придается счетная комиссия. Классификационная программа. Обязательным доку­ментом на всех первенствах и соревнованиях является классификационная программа, издавае­мая на определенный период. Содержание и объем заключающихся в ней требований вместе с положе­ниями о начислении очков составлены таким обра­зом, что их выполнение обеспечивает последова­тельное развитие достижений до звания мастера спорта. Чтобы предоставить возможность соревно­ваться гимнасткам, занимающимся не по классифи­кационной программе, была составлена программа соревнований для общих групп в форме 4 выбо­рочных упражнений (личные и групповые обяза­тельные упражнения).

Техника. Гимнастика относится к технико-компози- ционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владе­ния и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета. Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообра­зие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений. Структурные группы упражнений без предмета. Раз­личаются следующие группы упражнений без пред­мета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, пово­роты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.

Шаговые комбинации. Общими техническими при­знаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, ос­нову которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнооб­разие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации ша­гов с участием головы и рук, а также круговые дви­жения вокруг оси корпуса.

Прыжки. Структура движения в прыжках характе­ризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Си­ловой толчок всегда должен заканчиваться напря­жением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или пры­жок с поворотом. Многообразие прыжков и их спе­циальные названия следуют из характерного поло­жения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук. Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного при­земления, что приводит гимнастку в состояние по­коя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее харак­теризует имеющееся разделение прыжковых эле­ментов. Различают прыжки с толчком двумя нога­ми и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и призем­лением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).

Стойки и повороты предъявляют высокие требова­ния к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незна­чительную площадь опоры, а также при постоян­ном перемещении центра тяжести тела и преодоле­вая при этом действие силы тяжести и центробеж­ной силы. Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в за­ключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные техниче­ские требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предше­ствующего перемещения вперед массы тела и подъ­ем напряженной опорной ноги на носок с полусог­нутого колена.

Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движе­ний участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных ча­стей тела различают маховые движения рук, корпу­са и всего тела, которые выполняются в горизон­тальном и вертикальном направлениях.

Волны. Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направ­ленным и относительно закругленным перемеще­ниям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.

Наклоны туловища. Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой тре­буют максимального прогиба спины вперед и на­зад. Тело при этом не должно быть закреплено. Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друг за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упо­ром, образованным с помощью ступней или оттал­киванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие эле­менты: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора. Элементы или целые комбинации, выпол­няемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и ори­гинальность этих эффектных упражнений и комби­наций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.

Структурные группы упражнений с предметом. Ком­позиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые со­стоят из уверенного владения предметом, гармо­ничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Разли­чают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.

Взмахи, круги, круги руками. При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих им­пульс движений должны соответствовать массе, ве­личине, форме и материалу предмета.

Круговые вращения кисти. Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (на­пример, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением ки­сти руки при относительно неподвижном лучеза­пястном суставе. Вращениям способствует пружин­ное напряжение всего тела.

Броски и ловля. Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при брос­ке и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется преду­смотренной траекторией полета (вертикально, ду­гообразно). Бросок можно сделать в стойке, во вре­мя разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движе­ние всего тела вверх. При приеме предмета гим­настка вытягивает руку навстречу предмету, опу­скает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.

Перекат. Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: раз- ведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необ­ходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча. Подбрасывание и подскоки. Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмиче­ских вариантах с мячом или обручем, по полу или- отдельным частям тела. Сгиб и распрямление от­дельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоян­но приспосабливаются к движению предмета. Вращения. Вращение обруча, мяча и булавы являет­ся исключительно упражнением на ловкость. Полу­чив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со сто­роны спортсменки, в воздухе.

Волны и спирали. Это упражнения с лентой. Хоро­шее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикаль­ном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали-это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в ре­зультате комбинации вращательного и поступа­тельного движения палки-держателя.

Подготовка и тренировка. Достижение высших ре­зультатов в гимнастике сегодня возможно лишь благодаря многолетней последовательной спе­циальной тренировке, начатой с раннего возраста. Как правило, такой долговременный процесс становления достижений начинается с момента по­ступления в школу. Тренировка и соревнования в гимнастике включают в себя, согласно структуре высших гимнастических достижений, развитие как многосторонних общих, так и специфических для данного вида спорта функциональных, координа­ционных и технических способностей. Наряду с си­стематичным общим и специальным совершенство­ванием таких задатков, как сила, и особенно скоростная сила, быстрота, выносливость и под­вижность, тренировка в сочетании с обучением и освоением навыков выступления на соревнова­ниях способствует также развитию тонкого чувства движения и своего тела, равновесия, совершенство­ванию двигательной памяти и воображения, а так­же совершенствованию чувства ритма, музыкально­сти и моторной способности изображения. Разви­тие высших спортивных достижений предполагает период времени от 8 до 9 лет.

Специальные подготовительные упражнения. С по­мощью этих упражнений, вытекающих из струк­туры основных упражнений и их вариантов, а также из общих хореографических требований, подготав­ливаются и тренируются основные навыки и спо­собности, которые необходимы для освоения гим­настических элементов и их воспроизведения на соревнованиях. Эти упражнения играют важную роль на начальной стадии тренировки. Для повы­шения эффективности тренировки служат раз­личные вспомогательные средства, например ба­летные опоры, шведская стенка, гимнастические скамейки. Кроме того, сюда относятся также упражнения в паре и специальные упражнения с предметом, например со специальной палочкой или скакалкой.

Различают следующие комплексы упражнений: а) упражнения, способствующие развитию силовых данных. Прежде всего следует тренировать силу спины, таза и ног; б) упражнения для развития быстроты движений. Скорость, быстрота движений и реакции являются условием для технически безу­пречного выполнения прыжков, вращений и ком­бинаций танцевальных шагов; в) упражнения, спо­собствующие повышению подвижности в плечевом и бедерном поясе, а также в области поясничного и грудного позвоночного столба. При этом разли­чают пассивные, активные и смешанные формы упражнений. Оптимальных результатов можно до­стичь только благодаря регулярной тренировке на подвижность и при достаточном разогреве и рас­слаблении мышц; г) упражнения, способствующие повышению эластичности и упругости суставов ступни и других основных суставов. Сюда относят­ся упражнения на упругость в стойке и в продвиже­нии вперед. Такие упражнения служат для техничес­кой подготовки прыжков; д) упражнения на равно­весие. Целью этих упражнений является развитие способности движения с быстрым изменением по­ложения тела и головы, тренировка поворотов и упражнения на балансирование на незначитель­ной опорной площади; ж) упражнения, способ­ствующие развитию чувства мышц. Цель этих упражнений заключается в том, чтобы сознательно регулировать напряжение мышц, з) упражнения на развитие пространственной ориентации. С по­мощью этих упражнений тренируют направлен­ность движений в пространстве и способность ориентироваться; и) упражнения для тренировки чувства ритма и музыки. Тесная связь музыки и движения требует знаний о специальных взаимо­связях и взаимодействиях.

Тренировка техники. Целью технической трениров­ки является освоение и овладение элементами, тре­буемыми при выполнении обязательных упражне­ний и демонстрации произвольных упражнений. Систематика и членение процесса обучения опреде­ляются прежде всего единством техники физических упражнений и упражнений с предметом. Исходя из требований, предъявляемых программой соревно­ваний для различных возрастных групп и спор­тивных категорий, гимнастки изучают технику упражнений без предмета (шаги, прыжки, стойки, вращения), а также элементы, характерные для упражнений с предметом, чтобы на этой основе со­единить технику физических упражнений со спе­циальными упражнениями с предметом. Норма­тивные упражнения позволяют осуществлять конт­роль и давать оценку достигнутому уровню дости­жений.

Тренировка упражнений, демонстрируемых на со­ревнованиях, включает в себя подготовку обяза­тельных и произвольных упражнений. Если на тре­нировке обязательных упражнений речь идет об овладении предписанными элементами, то разра­ботка произвольных упражнений определяется в значительной мере мастерством гимнастки. Этот процесс начинается с выбора и анализа музыкаль­ного сопровождения, соответствующего индиви­дуальным особенностям спортсменки и специфике предмета. За этим следует фаза творческой работы, или, иными словами, систематичного становления упражнения. В свете существующего сегодня требо­вания оригинальных, виртуозных и рискованных элементов гимнастка вынуждена постоянно вклю­чать в программу новые замыслы. Заключительная фаза подготовки служит для отработки стабильно­сти и одновременно для окончательного уточнения комбинации в целом и отдельных, определяющих профиль всей композиции элементов.

Особые формы применения. Всевозрастающее значе­ние приобретают средства и методы гимнастики для тренировки высших спортивных достижений в самых разных видах спорта. Ритмическая гимна­стика (название лишь условно передает содержа­ние) служит как для совершенствования общих и специальных навыков, так и для компенсации односторонней физической нагрузки. В отношении развития спортивных способностей гимнастика представляет собой неисчерпаемый резерв. Групповые гимнастические упражнения. Понятие групповых упражнений включает в себя совместное выполнение неподготовленных или подготовленных гимнастических упражнений. Особую роль играют заранее подготовленные групповые представления, демонстрируемые во время больших спортивных праздников. Такие представления свидетельствуют прежде всего о положении, которое занимают физ­культура и спорт в данной стране. Примером тому являются ставшие традицией в СССР, ЧССР, ГЕРМАНИИ спортивные зрелища, проводимые по случаю спар­такиад или национальных спортивных праздников. Количество участников в таких упражнениях колеб­лется от 1500 до 15 000 чел. Спортивное содержание таких представлений определяется элементами гим­настики, спортивной гимнастики, акробатики и тан­цевальными элементами, которые соответствуют возрастным возможностям участников. Составле­ние групповых упражнений связано с развитием со­временных гимнастических предметов и снарядов. Важную роль в создании законченного упражнения, в выражении характера и смыслового содержания упражнения играет музыка. Смысловое содержание часто выражается пением или скандированием от­дельных слов. Возрастающее значение приобре­тают оптические эффекты (цвета одежды, предме­тов и проч.).

Историческое развитие. Замысел групповых упраж­нений — выполнение физических упражнений как можно большим числом участников-мы находим еще в рекомендованной Песталоцци так называе­мой гимнастике в такт. Эта гимнастика получила продолжение в вольных упражнениях Шписса, ко­торые преобладали в спортивных зрелищах в конце XIX-начале XX в. Шписс перенес эту форму раз­розненных физических упражнений на упражнения с предметом и создал одновременно условия для так называемой общей гимнастики, которая наряду с вольными упражнениями стала использоваться при проведении спортивных праздников спор­тивных обществ и секций и которая частично со­хранилась и сейчас (Швейцария).

Первым шагом к изменению этих упражнений, хотя и зрелищных для того . времени, но не представлявших ценности в спортивном отноше­нии, явилось проникновение более эффективных упражнений из шведской гимнастики. Однако новые возможности для составления вырази­тельных зрелищных упражнений с современными элементами из гимнастики, спортивной гимнасти­ки, акробатики и танца появились лишь с посте­пенным преодолением господствующих в спортив­ной гимнастике механически-стилизованных форм движения.

Художественно составленные представления с самым высоким уровнем исполнения являются в ряде странах по своему воспита­тельному и спортивному воздействию на массы активными элементами физической культуры и спорта.

Составление групповых упражнений-многосторон­ний и сложный процесс. Различают стадию разра­ботки и стадию отработки упражнения.

На стадии разработки следует понять, какова ос­новная тематика и как должна проходить практиче­ская реализация упражнения. Решающее значение при этом имеют следующие моменты: основные задачи представления, состав и способности при­нимающих участие в празднике спортсменов, а так­же творческие возможности коллектива составите­лей упражнения. В такой коллектив входят, как правило, учитель физкультуры, музыкант, а в по­следнее время и хореограф. Сначала вырабатывает­ся основная концепция, затем осуществляется кон­кретная разработка упражнения.

Теоретические и практические требования, предъ­являемые к коллективу составителей, очень высоки, они включают также разработку специальных пред­метов и постоянную проверку и уточнение упраж­нения с помощью экспериментальных групп. Про­межуточный итог подводит так называемое пред­ставление в миниатюре. Работа по составлению заканчивается разработкой конспекта упражнения, в котором с помощью текста и рисунков дается описание всего упражнения, а также согласование отдельных комплексов с музыкальным сопровожде­нием.

Процесс отработки и тренировки упражнения на­чинается с ознакомления и обучения тренеров, ко­торые на основе рамочных тренировочных планов и специальных разработок ведут систематическую подготовку спортсменов. На этом этапе коллектив составителей занимается в основном повышением квалификации тренеров, руководством и контролем тренировки, а также отбором участников. Куль­минацию и завершение этой работы составляют, как правило, сборы, проводимые в течение несколь­ких недель, которые служат дальнейшему повыше­нию и шлифовке достижений спортсменов, обеспе­чению безупречного исполнения упражнения и ознакомлению с условиями на стадионе во время проведения представления.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.