Гимнастика художественная
Рубрика: Виды спортаГимнастика включает в себя комплекс физических упражнений с предметом, без предмета и на снарядах, выполняемых посредством характерных методов одним, двумя или группой спортсменов. Особенностями этого вида спорта прежде всего являются: многообразие основных упражнений, их вариантов и комбинаций упражнений, включая левый и правый способ выполнения; связанные с этим многообразием и динамикой возможных вариантов упражнений широкие возможности для целенаправленного развития функциональных, координационных и технических способностей, а также для отбора и группирования спортсменов по возрастным признакам и достигнутым результатам; использование музыки и других видов музыкального сопровождения в качестве ритморегулирующего и вдохновляющего вспомогательного средства. Художественной гимнастикой занимаются исключительно девочки и женщины, причем следует различать гимнастику как массовый спорт и гимнастику как спорт высших достижений. Основу этого разграничения составляет единая система соревнований и классификационная программа.
Благодаря спортивно-эстетическому характеру художественной гимнастики этот вид спорта особенно подходит для демонстрации в культурных программах. Кроме того, общая гимнастическая подготовка входит в обязательный план занятий физкультурой в школе для девочек. Элементы художественной гимнастики являются, наконец, составной частью вольных упражнений и упражнений на бревне в спортивной гимнастике.
Историческое развитие. Гимнастика является одним из старейших понятий в области физической культуры и спорта. Оно существовало еще в V в. до н.э. В греческом рабовладельческом обществе первоначально оно означало комплекс физических и военных упражнений для молодежи господствующего класса, что входило в понятие гармоничного воспитания человека.
Это основное назначение гимнастики в период расцвета Греции в XIV-XVI вв. было вновь взято на вооружение гуманистами, а затем просветителями. Однако истинное зарождение гимнастики стало возможно благодаря И. К. Ф. Гутс-Мутсу. Своим трудом «Гимнастика для молодежи» (1793 г.) он создал первый в истории физической культуры учебник по физическому воспитанию, в котором, следуя грекам, он объединил в понятие гимнастики все педагогически важные физические упражнения,
систематизировал и методически обработал их для целей физического воспитания в школе.
Идеи Гутс-Мутса нашли отражение в деятельности Ф. Л. Яна. В начале XIX в. он разработал систему физического воспитания, которая называлась гимнастикой, характеризовалась новыми упражнениями с предметом и на снарядах и оказала решающее влияние на развитие физической культуры современности.
С этого момента в данной области физической культуры употребляются синонимичные названия «гимнастика» и «спортивная гимнастика». Так, в 1842 г. запрещенная в Пруссии с 1830 г. спортивная гимнастика стала под названием «гимнастика» обязательным предметом в мужских школах. Важное значение для дальнейшего распространения гимнастики, или спортивной гимнастики, имел наметившийся еще во время Ф. J1. Яна и вызванный развитием капитализма и его национальных особенностей процесс дифференциации задач, средств и методов физического воспитания. Наглядным примером тому являются созданная П. X. Лингом так называемая шведская гимнастика и школьная спортивная система, разработанная А. Шписсом и перенесенная в 1868 г. в прусские школы. Линг, так же как и Гутс-Мутс, проповедовал идею широкого народного образования, но свою основную задачу видел в обеспечении общей физической подготовки-основы для усвоения и овладения специальными навыками и для укрепления и восстановления здоровья. Линг основывался на знаниях анатомии и психологии того времени и выдвинул идею целесообразности упражнения, т. е. каждое упражнение из данного исходного положения есть средство целенаправленного воздействия на определенные части тела. Шписс, напротив, разработал систему упражнений, которая целиком была направлена на поддержание порядка и дисциплины и которую он назвал спортивной гимнастикой. Он шел по пути Песталоцци, который за 50 лет до него противопоставлял физические упражнения двигательным возможностям человеческого тела и создал, таким образом, комплекс надуманных, отличающихся угловатым и прямолинейным выполнением упражнений. При этом он наряду со строевыми и вольными упражнениями различал упражнения на вис и упор на снарядах.
Очень скоро стали предприниматься попытки модернизации устаревшей системы Линга и безжизненной спортивной гимнастики Шписса. Толчок для нового понимания методики и техники гимнастика, или спортивная гимнастика, получила перед и особенно после первой мировой войны. Прежде всего взгляды на комплексность движений и на значение ритма движений, разработанные представителями ритмико-музыкального и танцевального направлений, способствовали тому, что постепенно видоизменялись вольные упражнения Шписса и изменялась техническая подготовка в спортивной гимнастике и в других видах спорта.
Ставшее употребимым в германоговорящих областях для общефизического развития и тренировки движений и отличающееся от принятого в международной практике определения сужение понятия «гимнастика», под которым понимались лишь физические упражнения с предметом, без предмета и на специальных снарядах, объясняется возросшим интересом к гимнастике женщин, выражением их стремления к самостоятельности. В этой связи в 1953 г. в ГЕРМАНИИ была предпринята попытка по-новому определить место и задачи гимнастики в будущей единой системе физической культуры и спорта. Сегодня значение имеет лишь то утверждение, что в спортивной практике понятие гимнастика объединяет в себе 3 основные формы, а именно: основополагающую гимнастику, целевую гимнастику и гимнастику высших спортивных достижений.
Наиболее убедительно это единство представляется в системе гимнастики СССР. По результатам проведенной в 1948 г. Всесоюзной конференции научных работников в области спорта сейчас различают следующие виды гимнастики: а) элементарную, или основополагающую, гимнастику, основной задачей которой является общефизическое развитие с помощью строевых, общераз- вттющих упражнений, а также упражнений из спортивной гимнастики, акробатики и художественной гимнастики. Особой формой этого вида является гигиеническая гимнастика; б) виды гимнастики, направленные на достижение спортивных задач, к которым относятся: спортивная гимнастика, акробатика и художественная гимнастика; в) особые формы, куда входят целевая гимнастика, производственная гимнастика и лечебная гимнастика.
Самым молодым видом в этой системе является художественная гимнастика. С 1950 г. стали проводиться первенства всесоюзного масштаба в этом виде на основе единой классификационной программы. Художественная гимнастика стала признанным в международной практике видом спорта благодаря целенаправленной работе советских теоретиков, тренеров и спортсменов.
Важнейшей международной организацией гимнасток является Международная гимнастическая федерация (ФИГ), основанная в 1881 г. По художественной гимнастике, или, в соответствии с официальным определением ФИГ, по ритмической спортивной гимнастике, с 1963 г. каждые 2 года проводятся чемпионаты мира. Так называемые «гимна-эстрады», также организованные ФИГ и проводимые каждые 4 года, напротив, утратили свое значение. Развитию гимнастики в мире способствуют основанная в 1923 г. представителями школы Линга и воссозданная в 1953 г. Международная федерация физического воспитания (ФИЕР), а также образованная из слияния западноевропейских гимнастических школ Международная лига современной гимнастики (ЛИГИММ).
Материальное обеспечение. Гимнастический зал. Требования к оборудованию гимнастического зала для обеспечения эффективной и бесперебойной тренировки по художественной гимнастике во многих отношениях соответствуют требованиям, изложенным в главе «Спортивная гимнастика». Это касаеГся конструкции зала, качества пола, стен, отопления, потолка, освещения, средств и сооружений медицинского обслуживания.
Особенностями оснащения зала для тренировок по художественной гимнастике являются встроенные в стены зеркала и балетные опоры, которые являются вспомогательным средством тренировки правильной осанки и обучения технике движений. Необходимыми вспомогательными средствами являются также шведская стенка и скамья. В зависимости от качества пол покрывается ковром.
Гимнастическая площадка на соревнованиях обычно достигает размеров 12×12 м. На чемпионатах мира в распоряжение участниц предоставляются две площадки (одна с ковровым покрытием, другая без него). Спортсменка имеет право выбора.
Предметы. В соответствии с международными правилами к ним относятся: мяч, обруч, лента, скакалка и булава. Мяч из каучука имеет в диаметре размеры от 18 до 20 см. Допускается любой цвет мяча, кроме золотого и серебряного. Обруч внутренним диаметром от 80 до 90 см изготовлен из дерева и имеет цвет натурального дерева. Ширина узкой ленты составляет 4-6 см, длина-6 м. Длина палки-держателя-45-60 см. Скакалка изготавливается из пеньки, ее длина зависит от роста гимнастки. Допускается уплотнение в середине длины скакалки. Деревянная булава имеет длину 45 см и весит 360-450 г.
Наряду с вышеперечисленными предметами программа национальных соревнований предусматривает также применение знамен, вымпелов, лент и шарфов. Длина деревянной части у знамени составляет 52 см, матерчатая часть имеет размеры 0,35x 1,30 м. Используются ленты различных размеров, ширина колеблется от 4 до 15 см, длина-6 м. Если спортсменка выступает с двумя лентами, их длина может быть укорочена на 1 м. Ленты изготавливаются из полиамида, ленточной ткани или шелка. Шарф-из шелка, полиамида или газа, его размеры 1,50 х 1,00 м.
Спортивная форма. В отношении формы также действительны правила из спортивной гимнастики. Помимо этого, сейчас на тренировках надевают шерстяные колготы.
Правила. Распределение на группы. 1-я возрастная группа. Распределение на возрастные группы в гимнастике соответствует принятым в Немецком гимнастическом союзе ГЕРМАНИИ (ДТСБ) положениям. Для так называемых общих групп (женщины) существует следующее разделение: возрастная группа А-14-17 лет, вг Б-18-30 лет, вг В-31-45 лет, вг Г — свыше 45 лет.
Спортивные разряды. В отдельных возрастных группах в гимнастике в соответствии со спортивной классификацией, принятой в ГЕРМАНИИ, существуют детские разряды от IV до I, юношеские разряды от III до I, женские разряды от III до I и разряд мастера спорта.
Виды соревнований. Личные соревнования по гимнастике проводятся в форме многоборья с индивидуальным оцениванием отдельных дисциплин и состоят из обязательных и произвольных упражнений. Согласно 6-й классификационной программе (ГЕРМАНИИ) четырехборье на звание мастера спорта может, к примеру, состоять из следующих дисциплин: булава (обязат. упр.), скакалка (произв. упр.), мяч (произв. упр.), лента (произв. упр.). Командные соревнования проводятся в форме двоеборья с участием 6 гимнасток в каждой команде (2 упр. с предметом).
Требования к упражнениям. При выполнении обязательных упражнений необходимо строгое соблюдение условий программы соревнований. Требования к произвольным упражнениям (в личном и командном зачете) в отношении композиции, степени сложности, длительности и музыкального сопровождения определяются положением о начислении очков. Так, минимальная продолжительность произвольных упражнений на I детский разряд составляет 0,45 мин, на юношеский и женский разряды, а также на звание мастера спорта-1-1,30 мин. Степень сложности произвольного упражнения определяется по количеству Б-элементов (средняя степень сложности) и В-элементов (наивысшая степень сложности). Наиболее сложными элементами в произвольных упражнениях без предмета являются волны (напр., волна при распрямлении из положения седа на пятках в стойку на носки), прыжки (прыжок в кольцо с поворотом) или прыжки с поворотами. В настоящее время существуют следующие минимальные требования к произвольным упражнениям в отношении количества используемых Б-элементов (в скобках даны элементы с предметом, выполняемые левой рукой):
II детский разряд: 3 (I) I детский разряд: 4 (I)
II юношеский разряд: 3(1) I юношеский разряд: 6 (2)
II женский разряд: 5 (I) I женский разряд: 6 (2) Мастер спорта: 6 (2)
Иногда на звание мастера спорта требуется выполнение 1В-элемента.
Система оценки. Все упражнения оцениваются по шкале от 0 до 10 баллов с десятыми долями. Чтобы более дифференцированно оценить отдельные стороны выступления, ныне существует следующее общее распределение баллов: а) произвольные упр. (личный зачет) оцениваются до 7 баллов за сложность, композицию, оригинальность и согласованность с музыкальным сопровождением; до 3 баллов за выразительное исполнение; б) обязательные упр. оцениваются до 4 баллов за последовательное выполнение всех элементов, за точность ориентации на площадке, соблюдение ритма и установленного времени; до 6 баллов за элегантность, уверенность, амплитуду движений и согласованность с музыкальным сопровождением. Ошибки и снижение баллов. Снижение баллов зависит от степени ошибки и составляет: за мелкие ошибки-0,1 балла, за незначительные ошибки-0,3 балла, за грубые ошибки-0,5 балла. При выполнении упражнений с предметом засчитываются, например, следующие ошибки.
Упражнения с мячом. Потеря предмета-0,1-0,5 балла, захват предмета-0,3 балла, слышимое исполнение ловли и ведения мяча-0,3 балла, касание предметом тела-0,1 балла.
Упражнения со скакалкой. Потеря предмета-0,1-0,5 балла, недостаточно четкий рисунок петли скакалки-0,1-0,3 балла, касание скакалкой тела-0,3 балла, неточное поддержание уровня при маховых движениях и вращениях-0,1-0,3 балла.
Упражнения с обручем. Потеря предмета-0,1-0,5 балла, неверный бросок и ловля предмета-0,1-0,3 балла, неточное поддержание уровня при раскачивании, маховых движениях и вращениях-0,1-0,3 балла.
Судейство. При проведении официальных соревнований по художественной гимнастике судейская бригада состоит из 1 главного судьи, 1 старшего судьи и нескольких судей, которые в зависимости от уровня соревнований должны иметь соответствующую категорию. Как правило, судейская бригада состоит из 4-6 судей. Главный судья руководит соревнованиями и несет ответственность за их проведение в соответствии с правилами. Старший судья руководит судейской бригадой, оценивает выступления в отношении последовательности исполнения элементов и степени сложности и несет ответственность за беспристрастность оценок. Для подсчета конечных результатов, распределения мест и составления протоколов судейской бригаде в помощь придается счетная комиссия. Классификационная программа. Обязательным документом на всех первенствах и соревнованиях является классификационная программа, издаваемая на определенный период. Содержание и объем заключающихся в ней требований вместе с положениями о начислении очков составлены таким образом, что их выполнение обеспечивает последовательное развитие достижений до звания мастера спорта. Чтобы предоставить возможность соревноваться гимнасткам, занимающимся не по классификационной программе, была составлена программа соревнований для общих групп в форме 4 выборочных упражнений (личные и групповые обязательные упражнения).
Техника. Гимнастика относится к технико-компози- ционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета. Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений. Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.
Шаговые комбинации. Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.
Прыжки. Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом. Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук. Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов. Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).
Стойки и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы. Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.
Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Волны. Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.
Наклоны туловища. Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено. Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друг за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора. Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.
Структурные группы упражнений с предметом. Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.
Взмахи, круги, круги руками. При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.
Круговые вращения кисти. Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.
Броски и ловля. Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно). Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гимнастка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.
Перекат. Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: раз- ведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча. Подбрасывание и подскоки. Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или- отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета. Вращения. Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.
Волны и спирали. Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали-это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.
Подготовка и тренировка. Достижение высших результатов в гимнастике сегодня возможно лишь благодаря многолетней последовательной специальной тренировке, начатой с раннего возраста. Как правило, такой долговременный процесс становления достижений начинается с момента поступления в школу. Тренировка и соревнования в гимнастике включают в себя, согласно структуре высших гимнастических достижений, развитие как многосторонних общих, так и специфических для данного вида спорта функциональных, координационных и технических способностей. Наряду с систематичным общим и специальным совершенствованием таких задатков, как сила, и особенно скоростная сила, быстрота, выносливость и подвижность, тренировка в сочетании с обучением и освоением навыков выступления на соревнованиях способствует также развитию тонкого чувства движения и своего тела, равновесия, совершенствованию двигательной памяти и воображения, а также совершенствованию чувства ритма, музыкальности и моторной способности изображения. Развитие высших спортивных достижений предполагает период времени от 8 до 9 лет.
Специальные подготовительные упражнения. С помощью этих упражнений, вытекающих из структуры основных упражнений и их вариантов, а также из общих хореографических требований, подготавливаются и тренируются основные навыки и способности, которые необходимы для освоения гимнастических элементов и их воспроизведения на соревнованиях. Эти упражнения играют важную роль на начальной стадии тренировки. Для повышения эффективности тренировки служат различные вспомогательные средства, например балетные опоры, шведская стенка, гимнастические скамейки. Кроме того, сюда относятся также упражнения в паре и специальные упражнения с предметом, например со специальной палочкой или скакалкой.
Различают следующие комплексы упражнений: а) упражнения, способствующие развитию силовых данных. Прежде всего следует тренировать силу спины, таза и ног; б) упражнения для развития быстроты движений. Скорость, быстрота движений и реакции являются условием для технически безупречного выполнения прыжков, вращений и комбинаций танцевальных шагов; в) упражнения, способствующие повышению подвижности в плечевом и бедерном поясе, а также в области поясничного и грудного позвоночного столба. При этом различают пассивные, активные и смешанные формы упражнений. Оптимальных результатов можно достичь только благодаря регулярной тренировке на подвижность и при достаточном разогреве и расслаблении мышц; г) упражнения, способствующие повышению эластичности и упругости суставов ступни и других основных суставов. Сюда относятся упражнения на упругость в стойке и в продвижении вперед. Такие упражнения служат для технической подготовки прыжков; д) упражнения на равновесие. Целью этих упражнений является развитие способности движения с быстрым изменением положения тела и головы, тренировка поворотов и упражнения на балансирование на незначительной опорной площади; ж) упражнения, способствующие развитию чувства мышц. Цель этих упражнений заключается в том, чтобы сознательно регулировать напряжение мышц, з) упражнения на развитие пространственной ориентации. С помощью этих упражнений тренируют направленность движений в пространстве и способность ориентироваться; и) упражнения для тренировки чувства ритма и музыки. Тесная связь музыки и движения требует знаний о специальных взаимосвязях и взаимодействиях.
Тренировка техники. Целью технической тренировки является освоение и овладение элементами, требуемыми при выполнении обязательных упражнений и демонстрации произвольных упражнений. Систематика и членение процесса обучения определяются прежде всего единством техники физических упражнений и упражнений с предметом. Исходя из требований, предъявляемых программой соревнований для различных возрастных групп и спортивных категорий, гимнастки изучают технику упражнений без предмета (шаги, прыжки, стойки, вращения), а также элементы, характерные для упражнений с предметом, чтобы на этой основе соединить технику физических упражнений со специальными упражнениями с предметом. Нормативные упражнения позволяют осуществлять контроль и давать оценку достигнутому уровню достижений.
Тренировка упражнений, демонстрируемых на соревнованиях, включает в себя подготовку обязательных и произвольных упражнений. Если на тренировке обязательных упражнений речь идет об овладении предписанными элементами, то разработка произвольных упражнений определяется в значительной мере мастерством гимнастки. Этот процесс начинается с выбора и анализа музыкального сопровождения, соответствующего индивидуальным особенностям спортсменки и специфике предмета. За этим следует фаза творческой работы, или, иными словами, систематичного становления упражнения. В свете существующего сегодня требования оригинальных, виртуозных и рискованных элементов гимнастка вынуждена постоянно включать в программу новые замыслы. Заключительная фаза подготовки служит для отработки стабильности и одновременно для окончательного уточнения комбинации в целом и отдельных, определяющих профиль всей композиции элементов.
Особые формы применения. Всевозрастающее значение приобретают средства и методы гимнастики для тренировки высших спортивных достижений в самых разных видах спорта. Ритмическая гимнастика (название лишь условно передает содержание) служит как для совершенствования общих и специальных навыков, так и для компенсации односторонней физической нагрузки. В отношении развития спортивных способностей гимнастика представляет собой неисчерпаемый резерв. Групповые гимнастические упражнения. Понятие групповых упражнений включает в себя совместное выполнение неподготовленных или подготовленных гимнастических упражнений. Особую роль играют заранее подготовленные групповые представления, демонстрируемые во время больших спортивных праздников. Такие представления свидетельствуют прежде всего о положении, которое занимают физкультура и спорт в данной стране. Примером тому являются ставшие традицией в СССР, ЧССР, ГЕРМАНИИ спортивные зрелища, проводимые по случаю спартакиад или национальных спортивных праздников. Количество участников в таких упражнениях колеблется от 1500 до 15 000 чел. Спортивное содержание таких представлений определяется элементами гимнастики, спортивной гимнастики, акробатики и танцевальными элементами, которые соответствуют возрастным возможностям участников. Составление групповых упражнений связано с развитием современных гимнастических предметов и снарядов. Важную роль в создании законченного упражнения, в выражении характера и смыслового содержания упражнения играет музыка. Смысловое содержание часто выражается пением или скандированием отдельных слов. Возрастающее значение приобретают оптические эффекты (цвета одежды, предметов и проч.).
Историческое развитие. Замысел групповых упражнений — выполнение физических упражнений как можно большим числом участников-мы находим еще в рекомендованной Песталоцци так называемой гимнастике в такт. Эта гимнастика получила продолжение в вольных упражнениях Шписса, которые преобладали в спортивных зрелищах в конце XIX-начале XX в. Шписс перенес эту форму разрозненных физических упражнений на упражнения с предметом и создал одновременно условия для так называемой общей гимнастики, которая наряду с вольными упражнениями стала использоваться при проведении спортивных праздников спортивных обществ и секций и которая частично сохранилась и сейчас (Швейцария).
Первым шагом к изменению этих упражнений, хотя и зрелищных для того . времени, но не представлявших ценности в спортивном отношении, явилось проникновение более эффективных упражнений из шведской гимнастики. Однако новые возможности для составления выразительных зрелищных упражнений с современными элементами из гимнастики, спортивной гимнастики, акробатики и танца появились лишь с постепенным преодолением господствующих в спортивной гимнастике механически-стилизованных форм движения.
Художественно составленные представления с самым высоким уровнем исполнения являются в ряде странах по своему воспитательному и спортивному воздействию на массы активными элементами физической культуры и спорта.
Составление групповых упражнений-многосторонний и сложный процесс. Различают стадию разработки и стадию отработки упражнения.
На стадии разработки следует понять, какова основная тематика и как должна проходить практическая реализация упражнения. Решающее значение при этом имеют следующие моменты: основные задачи представления, состав и способности принимающих участие в празднике спортсменов, а также творческие возможности коллектива составителей упражнения. В такой коллектив входят, как правило, учитель физкультуры, музыкант, а в последнее время и хореограф. Сначала вырабатывается основная концепция, затем осуществляется конкретная разработка упражнения.
Теоретические и практические требования, предъявляемые к коллективу составителей, очень высоки, они включают также разработку специальных предметов и постоянную проверку и уточнение упражнения с помощью экспериментальных групп. Промежуточный итог подводит так называемое представление в миниатюре. Работа по составлению заканчивается разработкой конспекта упражнения, в котором с помощью текста и рисунков дается описание всего упражнения, а также согласование отдельных комплексов с музыкальным сопровождением.
Процесс отработки и тренировки упражнения начинается с ознакомления и обучения тренеров, которые на основе рамочных тренировочных планов и специальных разработок ведут систематическую подготовку спортсменов. На этом этапе коллектив составителей занимается в основном повышением квалификации тренеров, руководством и контролем тренировки, а также отбором участников. Кульминацию и завершение этой работы составляют, как правило, сборы, проводимые в течение нескольких недель, которые служат дальнейшему повышению и шлифовке достижений спортсменов, обеспечению безупречного исполнения упражнения и ознакомлению с условиями на стадионе во время проведения представления.