Го (японские шашки)
Рубрика: Виды спортаЯпонские шашки-это настольная игра, рассчитанная на двух человек. Как и шашки, она побуждает к логическому мышлению и предполагает множество интересных комбинаций.
В японские шашки можно играть симультанные, слепые или совещательные партии.
Историческая справка. Предполагают, что японские шашки были известны уже 4000 лет тому назад. К началу XVII в. в Японии, где эта игра достигла наивысшего расцвета, была даже создана государственная академия Го. Ее возглавлял Хонинбо Сан- жа, который ввел действующую и ныне классификацию по степеням кыу и дан. «Хонинбо» в настоящее время является почетным титулом чемпиона мира.
В Европе японские шашки впервые были описаны в 1616 г. Г. Селенусом. Первый конгресс по японским шашкам (турнир и свободная игра) состоялся в 1924 г.
После второй мировой войны японские шашки получили широкое распространение. С 1957 г. ежегодно проводятся европейские чемпионаты. Материальное обеспечение. Поле для игры в го состоит из 19×19 вертикально пересекающихся линий. Оно аналогично системе координат — имеет 381 точку пересечения; вертикальные прямые обозначены слева направо буквами от «а» до «t», а горизонтальные-снизу вверх цифрами от 1 до 19. Точки для форы отмечены 9 маленькими кружочками. Для игры необходимы линзообразные шашки (181 черная, 180 белых), коробка и часы (типа шахматных), а также крышки для шашек, захваченных у противника. Для записи (черные начинают, каждый отдельный ход нумеруется по порядку) и для турнира по переписке применяются специальные формуляры. Засчитывается каждая шашка, сделавшая ход. Время на обдумывание соразмеряется со значением соревнований. Оно может составлять 10 и более часов на партию. Если партия после этого еще не окончена или время игрока на обдумывание полностью истекло, то, учитывая это, с 1963 г. введено бийоми (на каждый ход можно потребовать дополнительно 30 сек). Если и это время превышено, партия считается окончательно проигранной.
Правила. Цель игры состоит в первую очередь в захвате территории, в окружении свободных точек пересечения, а также сдерживании противника в его стремлении захватить большую территорию. При этом часто берутся в плен шашки. Когда все время есть выбор, то ли увеличить свою территорию, то ли разрушить территорию противника, партия постоянно проходит напряженно и разнообразно. Если уже нельзя больше занять какую-нибудь точку или захватить шашку, партия заканчивается и следует подведение итогов. Каждая захваченная шашка, так же как и каждая занятая точка, засчитывается за 1 очко. Победитель определяется по разнице очков. Если победа достигается с преимуществом более чем в 10 очков, то фора в следующих партиях увеличивается на одну шашку. Игры вничью довольно редки.
Процесс игры определяют легкие для понимания правила: 1. Черные всегда ходят первыми. Шашки ставятся на точки пересечения линий. Их не трогают, в противном случае они будут захвачены противником. 2. Ни одну шашку нельзя поставить так, чтобы у нее самой не было больше свободы, исключая тот случай, когда бьется шашка противника. 3. Одна отдельная шашка, если она побила только одну шашку, может быть бита только после промежуточного хода.
Выгодным является начало партии ходами на 3-5 линии от края, так как в углах (легче, чем по краям) можно достичь благоприятного положении. Ход белой а1 не разрешается, т.к. при этом ж бьется ни одна шашка.
Ко — это позиция, где из игры выходят взаимно только по одной шашке. Ко возникает благодаря черным на G8. Напротив, черные шЮ не дают Ко, т. к. белые тотчас снова могут бить. Выигрыш в позиции Ко часто является решающим для исхода партии.
Секи-это позиция, при которой цепи противников перекрещиваются или окружают друг друга таким образом, что каждый игрок при попытке побить шашки противника сам должен понести потери. Поэтому все свободные точки внутри секи остаются неподсчитанными. Секи показывает позиция при черной шашке sl2. Так называемый мнимый секи показан в позиции г2: все черные шашки могут быть захвачены.
Коми-это шашка, которую сразу же берут в плен. Благодаря коми, которых черные к началу партии отдают белым без форы, выравнивается преимущество первого хода.