Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Гребля на байдарках и каноэ

Рубрика: Виды спорта

Слово «каноэ» пришло из язы- ка аборигенов Центральной и Южной Америки. Оно означает «деревянный ствол» или «деревянный челн». Эскимосские лод­ки-каяки стали прообразом современной байдарки, а индей­ские пироги-каноэ.

Продвижение на лодках этих типов обеспечивает­ся с помощью безуключинного весла. В неразбор­ной и в разборной байдарках гребут 2-лопастным веслом, в каноэ-1-лопастным.

Историческое развитие. Прототипы современных байдарок и каноэ встречаются у первобытных наро­дов, например, в Северной Америке, в Африке, Гренландии. В лодках аборигенов одновременно могло разместиться до 60 гребцов. В 60-х гг. про­шлого столетия шотландец Й. Мак-Грегор скон­струировал деревянную байдарку по образцу эски­мосской и предпринял на ней путешествие через Швецию, Финляндию, Германию и Великобрита­нию. В 1866 г. он основал первый клуб байдароч­ников в Англии и в 1869 г.-первую регату.

В Германии первая гренландская байдарка появи­лась в Лейпциге в 1851 г. В 1884 г. там же состоя­лась первая регата.

В 1934 г. в Австрии на Дунае состоялось первое опробование байдарочного слалома (сегодняшнее название-«водный слалом»), В 1936 г. привержен­цами этого вида спорта были организованы первые соревнования на реке Мульде близ Цвикау.

Водный слалом быстро завоевал популярность в мире. В 1924 г. была создана, а в 1946 г. возро­ждена Международная федерация гребли на бай­дарках и каноэ (ИКФ). В настоящее время в ее со­став входит более 40 стран. С 1938 г. проводятся чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ (гонки), с 1949 г.-по водному слалому, с 1959 г. каждые 2 года-по скоростному спуску. Чемпио­наты Европы по гребле на байдарках и каноэ про­водятся с 1933 г. каждые 2 года, с 1939 г. гребля на байдарках и каноэ является олимпийской дисципли­ной. Водный слалом был включен в олимпийскую программу впервые в 1972 г. С 1974 г. соревнова­ния на Кубок Европы по водному слалому прово­дятся каждые 2 года в чередовании с чемпионатами мира.

Гребля на байдарках и каноэ пользуется популяр­ностью почти во всех европейских и во многих за­океанских странах.

Гребля на байдарках и каноэ

Гребля на байдарках и каноэ. Сооружения для прове­дения соревнований. В противоположность искус­ственным каналам с бурным течением или горным речкам, пригодным для проведения соревнований по водному слалому, идеальными трассами для ор­ганизации соревнований по гонкам являются во­доемы со стоячей водой, спокойные, лучше всего защищенные озера или водохранилища. Регаты, проводимые в водоемах с сильным течением, зача­стую дают необъективные результаты, поскольку спортсмены, находящиеся в середине потока, оказываются в преимущественном положении. Воз­растающая плотность результатов в регате требует создания абсолютно одинаковых условий для всех участников соревнований, этого, к примеру, невоз­можно добиться при использовании для соревнова­ний незащищенных озер из-за действия ветра, обра­зования волн и более быстрого движения судов.

Образцовым водным сооружением для проведе­ния регаты является гребной канал, состоящий из 9 дорожек шириной 9 м, отделенных друг от друга рядами буйков. Минимальная глубина канала 3 м, при наличии ровного дна-2 м.

Необходима судейская вышка на финише, на ко­торой находятся судейская коллегия, диктор, бюро, занимающееся проведением соревнований, и судей­ская группа на финише. Оттуда осуществляется руководство ходом соревнований и дается их оценка.

Трибуны находятся преимущественно вблизи фи­ниша; современные водные сооружения для прове­дения регаты позволяют с помощью автомобилей, идущих по берегу, следить за гонкой на протяже­нии всей дистанции. Во время гонок моторные лод­ки предназначены для судьи на дистанции и спаса­тельной команды.

На месте проведения соревнований должны быть эллинг и медицинский пункт.

Лодки отчаливают от пристани, где они готовят­ся к соревнованиям.

Типы лодок. Для гребли на байдарках и каноэ лод­ки изготовляются почти исключительно чашеобраз­ной конструкции с использованием клееной фанеры из ценных пород древесины и искусственного мате­риала. Постепенно в конкуренцию с ними вступают лодки из полиэфирных смол с добавлением стекло­волокна. В принципе может использоваться любой материал.

На байдарках выступают мужчины и женщины, на каноэ-только мужчины. Соревнования на раз­борных байдарках проводятся только на уровне туризма.

Классы судов и их габариты. Различают следующие классы судов: байдарка-одиночка (KI, максималь­ная длина 520 см, минимальная ширина 51 см, ми­нимальный вес 12 кг); байдарка-двойка (KII, 650 см (55 см) 18 кг); байдарка-четверка (KIV, 1100 см (60 см) 30 кг); каноэ-одиночка (CI, 520 см (75 см) 16 кг); каноэ-двойка (СИ, 650 см (75 см) 20 кг) и командное каноэ (CVII, 1 1100 см (85 см) 50 кг).

Корпус лодки должен быть выпуклым. На бай­дарках разрешено использовать рулевое устрой­ство, на каноэ оно не используется. Конструкция каноэ определена правилами соревнований. На ме­ждународных регатах лодки взвешиваются и изме­ряются перед началом соревнований и после финальных заездов.

Техника гребли относительно проста, она предста­вляет собой равномерное повторяющееся движение. Однако использование общепринятой техники ос­ложняется рядом особенностей. Например, лабиль­ность судов. В командной лодке решающую роль для придания максимального ускорения ходу лодки играет синхронность в приложении силы.

Техника гребли в гоночном каноэ. Каноист стоит в лодке на одном колене. Бедро и голень другой (опорной) ноги составляют при выпрямленном кор­пусе почти прямую линию, т. е. образуют по отно­шению друг к другу лишь небольшой угол. С на­чальной фазой гребка опорная нога может быть согнута в колене максимально до образования пря­мого угла между бедром и голенью. Гребущий с правого борта стоит на правом колене. Опорой для корпуса служит не только колено, но и боль­шая берцовая кость. Путем перемещения подколен­ной подушки гребец может сбалансировать лодку и добиться ее максимальной устойчивости. Движе­ниями ног и перемещением туловища гребец может добиться того, чтобы лодка получила благоприят­ную для управления осадку. Держа однолопастное весло в свободно вытянутых руках, гребец погру­жает его в воду. При этом плечо, обращенное к «рабочему борту», выдвигается далеко вперед. Противоположная рабочему борту сторона корпуса также «вытягивается» вперед. В фазе проводки гре­бец энергично тянет весло на неизменном расстоя­нии от продольной оси лодки до тех пор, пока ло­пасть не окажется против бедра. Одновременно выпрямляется корпус. Плечи занимают после зано­са исходное положение (т. е. разворачиваются под углом 90° по отношению к направлению движения). Затем снова начинается захват.

Для управления каноист-одиночник применяет «рулевой гребок». Он заключается в том, что перед заносом, т. е. в конце проводки, гребец отворачи­вает внутреннюю кромку весла от лодки. Этим бо­лее или менее энергичным движением можно ру­лить на каноэ-одиночке.

В каноэ-двойке упирающаяся коленом нога за­гребного находится примерно на уровне опорной нош второго гребца. Действия гоночного экипажа должны быть настолько отлаженными, чтобы на прямой дистанции им не приходилось рулить и ис­пользовать всю силу для продвижения лодки впе­ред.

Темп гребли составляет 50-80 гребков в минуту. Длина весла не ограничивается, но, как правило, она достигает уровня лба гребца.

Техника гребли в гоночной байдарке. В соревнова­тельной байдарке имеется соответствующее очерта­ниям тела сиденье. Однако даже просто занять ме­сто в лодке представляет собой трудность для начинающего. Лодка ставится против течения (если оно есть). Гребец берется находящейся ближе к во­де рукой за то место деревянного канта кокпита байдарки, которое представляет собой острый угол. Ногу с нажимом ставит в середину лодки близко к сиденью. Затем он сгибает эту ногу и встает на колено. Ногу, находившуюся до сих пор на мости­ке, он в вытянутом состоянии также втягивает в лодку. Высоту сиденья можно считать правиль­ной в том случае, если таз гребца находится при­мерно на том же уровне, что и деревянный кант кокпита. Байдарочник не должен сидеть слишком высоко, потому что это делает лодку неустойчивой и гребец чувствует себя в ней неуверенно. Присло­няться нецелесообразно; корпус гребца, наоборот, должен быть несколько наклонен вперед, чтобы можно было сделать максимально большой захват воды. Ноги свободно согнуты. Для того чтобы пра­вильно взять 2-лопастное весло, нужно положить его. на голову и взять обеими руками. Если между плечом и предплечьем образуется прямой угол, то весло взято правильно. Чтобы быстрее выносить весло из воды, площади лопастей ограничены при­мерно до 90°. Это значительно облегчает также ве­дение весла на заносе, потому что такая лопасть режет воздух.

Во время цикла между заносом и новым захва­том не должно быть заметной паузы. Рука ведет весло на уровне глаз. При этом локоть другой, тя­нущей, руки не должен быть прижат к корпусу.

При погружении в воду лопасть так же, как и в гребле на каноэ, должна ставиться параллельно продольной оси лодки. Погружение, так же как и занос, должно выполняться по возможности без брызг.

Во время старта гребец выполняет после 3 длинных до 20 коротких сильных гребков, ко­торые приводят лодку в движение и защищают ее от действия волн, оставляемых байдаркой соперни­ка. Если выполнять только длинные гребки, то при медленном движении лодка может уклониться от курса. На коротких дистанциях частота гребков у байдарочника составляет до 140 гребков в мину­ту, на длинных темп гребли равен примерно 100 гребкам в минуту.

В отличие от каноиста в распоряжении байдароч­ника имеется рулевое управление, с помощью кото­рого он может легко регулировать направление лодки.

Перемещением тела можно регулировать осадку лодки и таким образом придавать лодке наиболее эффективную форму и облегчать управление ею. Тактика. В гребле на байдарках и каноэ имеется много тактических особенностей, из которых здесь будут упомянуты лишь некоторые. Еще до старта должен быть составлен точный план гонки. Особен­но это относится к гонкам на длинные дистанции. В этом плане должны быть учтены не только соб­ственные возможности, но и особенности соперни­ка. Чем большими сведениями о выносливости и особенностях спур га соперника располагаешь, тем лучше можно разработать тактический план гонки. Особенно важна тактика на поворотах, и прежде всего в таких гонках, где участвует не­сколько экипажей одной команды, способных ока­зать взаимную поддержку. Разрешается в рамках правил освобождать дорогу для лодки своей ко­манды. Это относится также и к гребле в кильва­терной струе. Опытные гонщики-стайеры умеют прямо со старта так использовать кормовую волну лодки конкурента, что тянущий при этом сильно изматывается, а сами они гребут в значительно облегченных условиях.

Правила соревнований многочисленны и иногда да­же сложны. Ниже приводятся наиболее важные из них.

Соревнования. Типы лодок-одиночка, ‘двойка, чет­верка. В программу соревнований входят мужские и женские гонки. В каноэ выступают только муж­чины, заезды проводятся на двойках. На олимпий­ских регатах байдарочники и каноисты соревнуются на дистанциях 500 и 1000 м. В программу соревно­ваний включены гонки и на 10000 м.

Если в одной дисциплине участвует более 9 чело­век, то на дистанциях 500 и 1000 м проводятся предварительные, промежуточные и утешительные заезды. Соревнования на длинных дистанциях про­водятся в аналогичном случае с большим количе­ством поворотов. Все дистанции размечены марки­ровочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (так называемая система Альбано, по названию озера Альбано, на котором в 1960 г. впервые было при­менено ограничение дорожек).

Если у одного из участников на старте ломается весло, старт объявляется недействительным. На этот случай гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло. Во время гонки на всех лодках должны быть черно-желтые таблички величиной приблизительно 18×20 см с указанием номера дорожки, что облегчает определение после­довательности пересечения линии финиша.

В гонках на дистанции 1000 м участники сорев­нований должны строго придерживаться своей до­рожки, гребцы не должны подходить к соседней лодке ближе чем на 5 м для того, чтобы они не мо­гли использовать преимущества течения воды. Оценка. Соревнования по гребле на байдарках и ка­ноэ являются состязаниями на скорость, т. е. места между участниками распределяются по мере пере­сечения ими финишной прямой, а также на основе полученных результатов.

Судейство. Судья наблюдает за соревнованиями, находясь в моторной лодке. Он дает указания через мегафон. Судья имеет право запретить участие в соревнованиях нарушающим правила экипажам. Только после того как он даст сведения о ходе гон­ки на дистанции, судьи на финише могут принять окончательное решение о конечных результатах со­ревнований. Если судья-информатор поднимает красный флаг, это значит, что он выражает про­тест. Если он поднимает белый флаг-это значит, что гонка прошла в соответствии с правилами. Обучение и тренировка. Обучение новичков часто начинается с выполнения упражнений на причаль­ном мостике или на скамье. Однако многие тре­неры отказываются от этого метода и после со­ответствующей демонстрации и объяснений сразу же приступают к работе в лодке.

Для каноистов идеальной лодкой для обучения является командное каноэ, в котором вместе с гребцами может находиться тренер в качестве ру­левого. Лодка устойчива и поэтому хорошо при­способлена для изучения основ гребка.

Байдарочники в качестве тренировочной лодки используют пластмассовую гоночную байдарку. Поскольку сейчас к тренировкам приступают в го­раздо более раннем возрасте, чем раньше, на­чинающим в связи с недостаточным весом некото­рое время бывает трудно добиться равновесия лодки, предназначенной для взрослого спортсмена.

Содержание тренировки состоит не только в от­работке техники. Методы тренировки направлены на отработку специфической соревновательной вы­носливости. Тренировка на выносливость должна быть содержательной и разнообразной. Программу тренировки можно сделать интересной за счет включения в нее отработки стартов, гонок с повы­шением интенсивности нагрузки, гонок с преследо­ванием, гонок на время.

Как правило, проводится круглогодичная трени­ровка, по возможности на воде. Поэтому задачей тренировки вне лодки является оптимальное разви­тие и укрепление системы органов, чтобы создать базу для достижения максимальных результатов на соревнованиях. Общая физическая подготовка дает возможность разнообразить тренировочный про­цесс за счет спортивных игр, кроссов, плавания, гимнастики, настольного тенниса, бега на лыжах и проч.

Водный слалом. Эта разновидность гребли на бай­дарках и каноэ возникла в связи со стремлением придать соревновательную форму пользующимся большой популярностью гонкам по бурному пото­ку. Гребец-слаломист должен уметь пройти на своей лодке по бурной воде в максимально трудных условиях. Водный слалом требует от спортсмена во всех дисциплинах много мужества, ловкости, техничности, способности к тактическому мышлению и максимальной активности на трени­ровках.

Материальное обеспечение. Максимальная длина со­ревновательной дистанции — 800 м. На дистанции имеется от 25 до 30 ворот, где гребцам начисляют­ся очки. Наиболее популярными дистанциями у гребцов высшего класса являются «Бодеталь» в Гарце ниже «Хексенкесселя» («Котел ведьм»), р. Лизер близ Шпаитталя в Австрии, также оз. Липно в Чехословакии. В качестве замены есте­ственных дистанций служат искусственные дистан­ции, сооружаемые на плотинах и плотоспусках. Ди­станция оборудована таким образом, что раз­личные комбинации искусственных препятствий (ворот) заставляют гребца идти определенным кур­сом, преодолевая трудные течения и пороги.

Типы лодок. Водный слалом проводится на байдар­ках и каноэ. Лодки, как правило, изготавливаются из пластмассы. Гребец располагается в прорезан­ном в деке отверстии. Для слалома требуются лег­ко управляемые и скоростные лодки. Эти два в принципе противоречащие друг другу качества должны быть учтены в конструкции лодок. Веду­щее место в области создания слаломных лодок за­нимает ГЕРМАНИИ.

Классы и габариты лодок. К I (байдарка-одиночка): минимальная длина-400 см, минимальная шири­на-60 см; СI (каноэ-одиночка): мин. длина-400 см, мин. ширина-70 см; СИ (каноэ-двойка): мин. длина-458 см, мин. ширина-80 см. Ограничений в весе лодок нет.

Техника водного слалома на прямых участках ди­станции строится на базе техники гребли в гонках. Техника непосредственно слалома намного разно­образнее и поэтому труднее поддается изучению, чем техника гонки. Лодка управляется только с по­мощью весла. Любой другой вид управления запре­щается.

Техника слалома в каноэ. Гребец встает в лодке на оба колена и садится на поперечную планку, плот­но прилегающую к его икрам. Для управления ло­док при проходе ворот он применяет два основных технических приема: тягу и нажим. Тяга произво­дится путем притягивания весла к лодке, нажим- путем отталкивания весла от лодки. Весло при этом действует подобно лому. Комбинации этих 2-х приемов вместе с гребками вперед и назад со­здают многочисленные варианты техники слалома на каноэ. В случае необходимости, например при переходе из бурной воды на спокойную воду, раз­решается «перебрасывание» на другую сторону, не отпуская рукояток. Управление каноэ на спокойных участках осуществляется путем приближения весла к борту и последующего гребка. В двухместном ка­ноэ на прямом отрезке дистанции управлением за­нимается, в первую очередь, гребец, находящийся сзади. Сидящий впереди выполняет гребок. Если оба гребца будут одновременно подтягивать весла или выполнять гребок, лодка начнет вертеться на месте.

Техника слалома в байдарке. В слаломной байдарке «ящик для сиденья» и опора для колен так тесно связывают гребца с лодкой, что последняя реаги­рует на каждое движение спортсмена. Гребец упра­вляет слаломной байдаркой путем подтягивания и нажима на весло. Однако нажим производится не как в каноэ, а путем одностороннего перемещения веса тела на весло, одновременно толкаемое по на­правлению к носу лодки.

Техника гребли в бурной воде. Для преодоления плотоспусков и других порожистых дистанций ва­жен следующий принцип: скорость лодки должна быть больше скорости потока, иначе лодка не бу­дет реагировать на управление. При пересечении бурного потока или преодолении особенно боль­ших порогов лодка ставится таким образом, чтобы поперечно направленный поток воды проходил под лодкой, а не через палубу. В противном случае лод­ка может перевернуться.

Плоско поставленное весло способствует созда­нию положения «треугольника», образуемого кон­цами лодки и лопастью. Благодаря перемещению веса тела гребца в середину этого треугольника разрушить его чрезвычайно трудно. При переходе из быстрого течения в стоячую воду или на медлен­ное течение любые маневры управления будут бо­лее эффективными, если будут начаты в стоячей во­де, т.е., например, подтягивание весла должно быть начато в обратной воде (обратная вода- это поток, направленный в сторону, противополож­ную главному течению). Если начать маневр управ­ления в обратном потоке, лодку отнесет слишком далеко.

«Эскимосская» техника. «Эскимосский переворот» имеет в слаломе особое значение, т.к. не рассма­тривается правилами как опрокидывание лодки. После того как лодка перевернулась, гребец остает­ся в ней благодаря тому, что плотно зажат в лодке подколенными подушками и сиденьем, в положе­нии головой вниз. Для того чтобы выпрямиться с помощью оригинальной техники, гребец должен взяться левой рукой за середину весла, а правой-за конец, продвинуть весло вплотную к лодке макси­мально вперед, затем провести весло близко к по­верхности воды, описывая им дугу до того момен­та, пока оно не образует прямой угол с продольной осью лодки. Сразу же вслед за этим гребец подтя­гивает левой рукой весло к себе и нажимает правой рукой вверх. Это возвращает лодку в нормальное положение. Техника «винта» годится только для байдарочников и отличается от оригинальной тех­ники тем, что гребец держит весло обычным спосо­бом. Хороший слаломист должен владеть этой тех­никой в самой бурной воде, чтобы избежать опрокидывания и связанного с ним ущерба для се­бя и лодки. Владение техникой переворота имеет большое значение и в процессе тренировки в бур­ной воде, т.к. опрокидывания наносят большой ущерб как людям, так и инвентарю и могут решать исход соревнований.

Тактика. Важным тактическим моментом во всех видах спорта является правильное расходование сил на дистанции во время соревнований. В зависи­мости от того, насколько успешно уровень мастер­ства и общая физическая подготовка позволяют спортсмену проходить ворота, он должен заранее рассчитать, с какой скоростью ему следует передви­гаться на отдельных отрезках дистанции. Кроме того, он должен учитывать длину всей дистанции, чтобы из-за недостатка сил не пришлось пропу­скать или касаться последних ворот. Все тактиче­ские соображения направлены на то, чтобы быстро и без ошибок пройти дистанцию. Перед стартом полезно всей команде пройти дистанцию, обме­няться индивидуальным опытом ее прохождения и уточнить детали стиля.

Правила. Соревнования проводятся в каноэ-одиноч- ках и двойках среди мужчин, в байдарках-одиноч­ках среди женщин, в каноэ-двойках «микс» (мужчи­на и женщина). В каждой дисциплине проводится командный и личный зачет. С 1972 г. олимпийски­ми дисциплинами являются все перечисленные вы­ше, за исключением каноэ-двойки «микс». В ко­мандных соревнованиях стартуют сразу 3 лодки. Фиксируется время последней лодки, прибывшей на финиш. Раньше в командных соревнованиях разре­шалось после опрокидывания снова занимать место в лодке. В настоящее время в связи с возросшей по­пулярностью «эскимосского переворота» это не разрешается. На каждой дистанции для слалома должны иметься командные ворота, которые дол­жны быть пройдены тремя лодками за 15 сек. Оценка производится у каждых отдельных ворот (минимальная ширина-1,2 м, максимальная шири­на 3,50 м), и дополнительно выставляется суммар­ная оценка за прохождение отрезков. Оценки выста­вляются судьями у ворот и судьями на дистанции. Судьи ведут протокол и сообщают о своих реше­ниях счетному бюро по телефону. Окрашенными в различный цвет табличками судьи сообщают зри­телям и судьям на дистанции, какую оценку они да­ли спортсмену.

Ворота подвешиваются над поверхностью воды. Они могут быть поперечные, продольные и косые. На каждой слаломной дистанции должны быть установлены ворота, которые преодолеваются кор­мой вперед (обратные ворота). Минимальная длина штанги ворот составляет 2 м, диаметр-3,5-5 см.

Гребцы должны учитывать окраску штанг. Зеле­ная штанга при проезде через ворота остается спра­ва, красная-слева.

Оценка ошибок. За касание штанги ворот изнутри прибавляются 10 штрафных секунд; за касание пре­пятствия снаружи лодкой с последующим прохож­дением препятствия -20 сек; прохождение ворот без учета окраски-50 сек; явное отбрасывание штанги в сторону-50 сек; пропуск препят­ствия-50 сек; касание препятствия корпусом или веслом или и корпусом и веслом без его последую­щего прохождения — 50 сек.

Чтобы определить результат соревнования от­дельного спортсмена, количество штрафных секунд складывают с временем прохождения всей дистан­ции и выводят сумму в очках, из 2 проводимых в каждой дисциплине заездов учитывается лучший. Опрокидывание дисквалифицирует гребца на данный заезд. «Эскимосский переворот» не рассма­тривается как опрокидывание.

Тренировка. С 1966 г. разрешается ограниченная тренировка на оборудованной дистанции перед международными соревнованиями. Наиболее попу­лярными формами являются командная тренировка на воротах и различные виды гонки с преследова­нием. Гонки с фиксированием времени позволяют тренеру осуществлять контроль на тренировочной дистанции.

Тренировочный процесс представляет собой комбинацию тренировки на развитие техники и вы­носливости. Тренер может сделать тренировку бо­лее интересной путем изменения дистанции и форм упражнений. В связи с ограниченными возможно­стями тренировки в бурной воде занятия в основ­ном проводятся в водоемах со стоячей водой или при наличии спокойного течения.

Материальное обеспечение. Соревновательные дис­танции. Для проведения соревнований по скорост­ному спуску используются специально предназна­ченные пороги при наличии достаточного уровня воды. Неуправляемые искусственно горные речки все реже и реже используются для занятий этим ви­дом спорта.

Международные соревнования проводятся еже­годно на реках Лизер в Австрии, Изер во Франции, в верховьях Влтавы в ЧССР, Пассарио (выше Ме­ряно) в Италии, Арканзас в США.

Организация соревнований на многих дистанциях зависит от уровня воды, поступающей из располо­женного выше водохранилища, поскольку для со­зданий необходимых условий состязания объем и скорость воды должны составлять 25-35 м3/сек. в зависимости от ширины реки.

Типы лодок. Лодки для скоростного спуска могут быть длиннее, чем слаломные. Они изготовляются исключительно из пластмассы (полиэфирные смолы с добавкой стекловолокна). В отличие от применяв­шихся ранее разнообразных лодок новые лодки обладают повышенной прочностью и лучшими ско­ростными качествами.

Классы судов и их габариты. Различают следующие классы судов: байдарка-одиночка (KI; максималь­ная длина 450 см; минимальная ширина 60 см); каноэ-одиночка (С I; максимальная длина 430 см; минимальная ширина 80 см) и каноэ-двойка (СИ; максимальная длина 500 см; минимальная ширина 80 см). Ограничений в весе лодок нет.

Снаряжение. В комплект одежды в обязательном порядке входит спасательный жилет, выдерживаю­щий нагрузку, достаточную для того, чтобы дер­жать на поверхности воды находящегося без созна­ния спортсмена, и защитный шлем.

Техника. В основе своей техника скоростного спус­ка соответствует технике гонок и водного слалома. Однако она содержит и целый ряд специфических особенностей, о которых здесь будет лишь упомя­нуто. Так, например, чередование гребков зависит от высоты волн; гребок делают, по возможности, не на гребне волны, а стараются попасть веслом между волн. Если выполнять гребок на верхушке волны, то это может изменить курс лодки и сни­зить скорость.

Важным техническим моментом является нахож­дение наиболее экономичного пути. В большинстве случаев, например, он находится не среди самых больших волн, а рядом с ними или на внутренней части изгиба реки.

Добиться высоких результатов в скоростном спу ске могут только волевые, мужественные и вынос­ливые спортсмены. Необходимо обладать чрезвы­чайно высокой моральной силой, чтобы в течение 30 мин с предельным вниманием, ловкостью, мак­симальной интенсивностью и в максимальном тем­пе преодолевать опасности, которыми изобилует бурный поток. В результате малейшей оплошности лодка может опрокинуться, что может привести к тяжелым и небезопасным последствиям.

Правила. Соревнования по скоростному спуску про­водятся в отличие от водного слалома на дистан­циях без искусственных препятствий. Длина дистан­ций для международных соревнований-от 4 до 10 км. Оценивается только время, затраченное на прохождение всей дистанции от старта до финиша. Очень важным правилом является то, что каждый гребец даже при возможной потере шанса на побе­ду должен помочь другому гребцу, попавшему в трудное положение. За нарушение этого правила спортсмен может быть дисквалифицирован на всю жизнь.

Интервалы между стартами в личных соревнова­ниях обычно составляют 1 мин, в командных-3 мин.

Гребля на байдарках и каноэ

Однако зачастую они несколько сокращают­ся организаторами. Это делается с той целью, чтобы на дистанции одновременно находилось по возможности больше лодок на тот случай, если по­надобится оказать помощь находящемуся в бед­ственном положении гребцу. Тренеры, руководите­ли, зрители могут судить о распределении мест в ходе гонки по расстоянию между проплывающи­ми мимо них лодками. Руководители посредством радио могут переговариваться и сообщать спортс­менам сведения об общей картине гонки.

Важным моментом в соревнованиях по скорост­ному спуску является обеспечение безопасности участников. Организаторы должны обеспечить на­личие пловцов-спасателей, имеющих специальную подготовку, которые устанавливают дежурство в особо опасных местах. Снаряжение пловцов со­стоит из скафандра и ласт. Пловец соединяется с берегом 50-метровым канатом.

Подготовка и тренировка. Для гребца высшего класса очень важно иметь возможность трениро­ваться на бурной воде. Из-за непостоянных условий воды спортсмены вынуждены большую часть тренировки проводить в водоемах со стоячей водой или со слабым течением. Поскольку почти все «ско­ростники» участвуют также в соревнованиях по водному слалому, большую часть их тренировоч­ной программы составляет тренировка в слаломе.

Вводные упражнения в программе тренировки по скоростному спуску используются также в водном туризме на разборных лодках и путешествиях на каноэ. Особенно благоприятные условия созданы для этого в ГЕРМАНИИ в верховьях реки Эльстер, на ре­ках Заале, Мульде, Шпрее и Унструт во время половодья.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.