Движение в сторону душевной ясности и порядка – перерождение человеческой психологии с помощью йоги. Разум, Вритти, Самскары, Майя, Мокша
Рубрика: ТеорияУчение йоги сообщает нам многие сведения как об окружающем нас мире, так и об устройстве нашей собственной психики (на санскрите — «джива»). Мы можем представить себе нашу собственную личность с присущей ей индивидуальной психологией как отражение в нас всего мироздания. Так же как окружающий нас мир имеет вечные, неизменные элементы наряду с творческой, находящейся в постоянном движении силой, мы сами представляем собой воплощение этих же самых начал. Жизнь высшей формы души продолжается, даже когда земное тело прекращает свое существование. Этот принцип лежит в основе всех религий. На других уровнях мы можем наблюдать, как жизнь нашей души продолжается в наших детях, плодах нашего труда, наших идеях, и мы верим в то, что это и есть наша связь с вечностью.
Хотя йога и не называет себя психологическим учением, она предлагает свою собственную систему, объясняющую нам, кто мы такие. Психотерапия, эмоциональные проявления человеческого духа, подсознание — все эти современные термины имеют параллели в философской системе йоги; есть сходные элементы и в методах работы с этими проявлениями.
Разум
Раздел йоги, объясняющий психологию человека, делит разум на четыре уровня. Манас — это наш повседневный разум, наши мысли об окружающей нас повседневной жизни. Манас связан со вторым уровнем — Будди, позволяющим нам абстрагироваться, отрешиться от повседневности. Будди — это, кроме того, так называемый «высокий разум», позволяющий нам отдавать себе отчет в наших действиях. Следующий уровень называется Ахамкара; это — наше самосознание, понимание мира, центром которого, однако, являемся мы сами, наше «Я». Ситта — это последний, четвертый уровень разума, где хранится вечная мудрость. Он наиболее близок к подсознанию, проникнуть за грань которого как раз и стремится йога. Умственные упражнения по системе йоги напрямую связаны с уровнем Ситта.
Вритти
Вритти — это «мыслительные волны» разума. Патанджали специально останавливается на теме «Вритти» в своих работах, сравнивая их с рябью на поверхности обычно спокойных вод. В «Сутрах йоги» отдельный раздел отводится обсуждению способов. С помощью которых можно успокоить эти волны и возвратить свой разум в ясное, спокойное состояние. Согласно Патанджали, работа по достижению ясности разума — самый верный путь к достижению свободы.
Самскары
Согласно теории йоги, подсознание хранит в себе Самскары, то есть все когда-либо пережитые нами душевные травмы. Самскары можно представить себе как сильные потрясения, пережитые нами в прошлом, которые направляют наш образ мыслей, наши чувства и действия, причем мы при этом можем даже не подозревать об этом. Сила Самскары напрямую связана с понятием кармы. Деятельность Самскар в нашем подсознании оказывает сильное влияние на всю нашу карму или на наши действия, продиктованные реакцией подсознания.
Самскары — это причина подавленного состояния человеческого разума, причем такое состояние схоже с «замкнутым кругом». Часто именно влиянием Самскар можно объяснить такие явления современной жизни, как одиночество человека, его потерянность в жизни и переживаемые им депрессии. Многие современные системы психотерапии уже признали власть над нами нашего прошлого и закон причины и следствия в психологическом его смысле. Накапливающиеся в нас страхи и предрассудки, связанные с Самскарами, могут быть разоблачены и устранены только с помощью детального самоизучения на основе знания человеческой природы. Проще говоря, когда мы используем учение йоги для того, чтобы выйти за пределы своей личности, мы перестаем отождествлять себя с Самскарами, и нам открывается истинная сущность мира.
Майя
Впечатления, хранимые нами в глубине души, порождают множество заблуждений и иллюзий. Слово «заблуждение» на санскрите звучит как «майя». В теории йоги майя — это та иллюзорная часть мироздания, которая не является постоянной, а, напротив, все время меняется. Согласно учению йоги, наша всеобщая ошибка заключается в том, что мы пытаемся жить, думая, что окружающий нас мир и мы сами в нем — это и есть истинная реальность. Мы основываем на этом заблуждении все наши мечты и желания, наши надежды и расчеты. Когда они не оправдываются, мы, естественно, впадаем в депрессию.
Йога учит нас тому, что как раз в этом заблуждении и кроется причина всех наших невзгод. С того момента, как мы осознаем присутствие в жизни «чего-то еще» и начинаем на нем концентрироваться, мы перерождаемся, и у нас появляются шансы прожить жизнь более осмысленно. Этот процесс включает в себя две основные задачи. Во-первых, следует раз и навсегда отказаться жить по законам того иллюзорного мира, который мы считали настоящим. Во-вторых, необходимо начать искать связь с истинным миром.
Это не просто некая отвлеченная идея. Как и все остальные идеи йоги, она так или иначе дает о себе знать даже в нашей повседневной жизни. На самом простом примере мы можем показать, как важны для нас иллюзии. Классический случай — воспроизведение нами в нашей жизни каких-либо элементов прошлого. Женщина, чье детство прошло в неблагополучной семье, скорее всего выходит замуж за человека, который сможет позволить себе ударить ее. Таким образом она реагирует на впечатления своего детства; она бессознательно связывает себя с человеком, имеющим тип характера, сходный с характерами ее родственников, даже если она считает, что это не так. Мужчина может выбрать себе в спутницы жизни женщину, напоминающую ему его мать. Он может, конечно, не соглашаться с тем, что это соответствует действительности, но его чувства будут говорить ему о том, что это так. В обоих случаях вполне взрослые люди действуют не как сформировавшиеся личности, а принимают тени своего прошлого за истинную реальность. Мы постоянно находимся во власти заблуждения — нам кажется, что все события нашей жизни предстают перед нами в истинном свете, на самом же деле мы действуем так, как подсказывают нам наши Самскары, и все это день ото дня искажает и усложняет наше видение мира.
Мокша
Согласно учению йоги, решение всех этих проблем заключается в освобождении не только наших эмоций, но и нашего духа. Слово «мокша» означает «освобождение». В самом широком смысле — это освобождение от бесконечного цикла смерти и возрождения, сопровождающегося накоплением кармы. Когда мы пребываем в состоянии, которое больше не находится под властью реакций, основанных на наших эмоциях, мы обретаем свободу. Такое состояние освобождения в буддизме называется нирваной, в индийской философии — Самадхи, а нам оно известно как «просветление духа». Самадхи — это наивысшее состояние сознания, соединяющее в себе божественное вдохновение и глубокое единство с мирозданием. Достигнуть такого состояния можно только тогда, когда уже оставлен позади весь путь йоги. Тот, кто достигает этого состояния, уже не чувствует никаких психологических или физических неудобств. Только в этом случае можно жить в полном согласии духа и сознания.