Движение – основа физического воспитания дошкольников
Рубрика: Работа с дошкольникамиДвижение — главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.
В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных движениях обеспечить трудно из-за неблагоприятных погодных условий.
До середины 60-х годов в дошкольных учреждениях Норильска не придавали особого значения двигательному режиму детей. В группах царила та же обстановка, которая характерна и для многих учреждений «материка» при отсутствии прогулки: преимущественно использовались малоподвижные игры, дети подолгу сидели. При первом же массовом обследовании физического развития и физической подготовленности детей 4—7 лет было выявлено, что кратковременность, а иногда и полное отсутствие ‘ прогулок в морозные и ветреные дни, длительное пребывание детей в небольших помещениях ведут к гиподинамии, «моторному голоду». Обследования норильских дошкольников свидетельствовали о значительном нарушении обмена веществ (излишний I вес по сравнению с детьми «материка»), отмечались также нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение двигательных функций.
С целью увеличения мероприятий по развитию движений детей и повышению двигательной активности в повседневной жизни в дошкольных учреждениях Норильска были предприняты поиски путей активизации двигательной деятельности детей. Полученные результаты подтвердили предположение, что в суровых климатических условиях средствами и методами физической культуры можно осуществить полноценное физическое развитие детей, своевременное и качественное развитие их движений и двигательных навыков, добиться улучшения состояния здоровья.
Первоначально экспериментальный двигательный режим разрабатывался в яслях-саду № 42, в дальнейшем экспериментальная база расширилась: изучение отдельных режимных процессов, различных форм И методов физической культуры проводилось в дошкольных учреждениях № 41, 50, 52, 56. Параллельно шло внедрение наиболее эффективных и приемлемых форм работы в повседневную практику всех дошкольных учреждений.
При выборе средств и методов физической культуры применительно к условиям Крайнего Севера в первую очередь были интенсифицированы те формы работы, которые предлагались «Программой воспитания в детском саду» и методической литературой по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. С этой целью была до разумного предела увеличена моторная плотность физкультурных и музыкальных занятий, гимнастики и подвижных игр, продумана систематичность, последовательность и повторность материала занятий в течение года с учетом проведения их в помещении и на участке.
Дополнительно к программному материалу предусматривалось:
— ежедневное повторение комплекса утренней гимнастики после дневного сна;
— увеличение времени физкультурных занятий в зависимости от возраста и программного материала до 40 мин;
— усложнение отдельных упражнений и программного материала;
— увеличение количества подвижных игр в течение дня до 10 и их повторности;
— ежедневное проведение 2—3 подвижных игр в группах третьего года жизни.
Эти дополнения в общей сложности увеличили время организованных физкультурных мероприятий на 15—30 мин ежедневно нп всех возрастных группах. Время для самостоятельной деятельности ребенка, проявляющейся в сюжетно-ролевых играх и занятиях любимым делом, при этом осталось прежним.
Из всех средств физической культуры наиболее широкое применение получили общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижные игры. Ходьба на лыжах, Катание на коньках не нашли широкого применения из-за суровости климата.
Одновременно с этим была разработана методика проведения прогулок при низких температурах (до —45°) и усилен двигательный режим в повседневной жизни внутри помещения за счет широкого использования физкультурного оборудования, проведения прогулочного времени в актированные дни в залах, на Верандах, галереях при открытых форточках.
Организация сложившегося двигательного режима не повлекла за собой больших дополнительных затрат и увеличения количества взрослых, занятых воспитанием детей. Полезные площади II дошкольных учреждениях остались прежними, но были максимально продуманы возможности их использования, увеличен ассортимент физкультурного оборудования, обеспечены способы его хранения. Изыскивались возможности выделения вторых залов для двигательной деятельности детей. Большое внимание было уделено совершенствованию методики и разработке новых форм физического воспитания.
Физическому воспитанию придается огромное значение как одному из начальных звеньев массового физкультурного движения в нашем городе, как реальному пути внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждой семьи.
Все в человеке закладывается с детства. Северу нужны физически и морально сильные, дисциплинированные люди. Они нужны и всей нашей стране, но Север экзаменует более сурово, предъявляя повышенные требования. Потому и закладывать в программу развития будущего труженика Заполярья нужно все самое лучшее, предопределяющее гармоничное развитие ребенка : как личности, как будущего члена трудового коллектива. Физическая культура, став привычной для ребенка, дисциплинирует ] его, воспитывает качества будущего ученика, а затем и труженика, способствует правильному пониманию организации досуга.
Научно-исследовательская и практическая работа специалистов в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, упорядочение физического воспитания в дошкольных учреждениях с учетом специфики Крайнего Севера, широкое ознакомление родителей с вопросами гигиены, физической культуры и воспитания детей приносят ощутимые результаты. Дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях Норильска, не страдают от недостатка двигательной активности. Они не уступают своим ровесникам, живущим в более благоприятных условиях, в физическом развитии, силе, ловкости и выносливости.