Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Движение – основа физического воспитания дошкольников

Рубрика: Работа с дошкольниками

Движение — главное проявление жизни ребенка. Неподвиж­ность приводит к понижению жизнедеятельности организма, за­медлению роста, задержке умственного развития, снижению со­противляемости к инфекционным заболеваниям. Движения явля­ются для ребенка важнейшим источником получения представ­лений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.

В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в ак­тивных движениях обеспечить трудно из-за неблагоприятных по­годных условий.

До середины 60-х годов в дошкольных учреждениях Нориль­ска не придавали особого значения двигательному режиму детей. В группах царила та же обстановка, которая характерна и для многих учреждений «материка» при отсутствии прогулки: пре­имущественно использовались малоподвижные игры, дети по­долгу сидели. При первом же массовом обследовании физическо­го развития и физической подготовленности детей 4—7 лет было выявлено, что кратковременность, а иногда и полное отсутствие ‘ прогулок в морозные и ветреные дни, длительное пребывание де­тей в небольших помещениях ведут к гиподинамии, «моторному голоду». Обследования норильских дошкольников свидетельст­вовали о значительном нарушении обмена веществ (излишний I вес по сравнению с детьми «материка»), отмечались также нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение двигательных функций.

С целью увеличения мероприятий по развитию движений де­тей и повышению двигательной активности в повседневной жиз­ни в дошкольных учреждениях Норильска были предприняты поиски путей активизации двигательной деятельности детей. Полученные результаты подтвердили предположение, что в суровых климатических условиях средствами и методами физической культуры можно осуществить полноценное физическое развитие детей, своевременное и качественное развитие их движений и двигательных навыков, добиться улучшения состояния здоровья.

Первоначально экспериментальный двигательный режим разрабатывался в яслях-саду № 42, в дальнейшем экспериментальная база расширилась: изучение отдельных режимных процессов, различных форм И методов физической культуры проводи­лось в дошкольных учреждениях № 41, 50, 52, 56. Параллельно шло внедрение наиболее эффективных и приемлемых форм ра­боты в повседневную практику всех дошкольных учреждений.

При выборе средств и методов физической культуры примени­тельно к условиям Крайнего Севера в первую очередь были ин­тенсифицированы те формы работы, которые предлагались «Про­граммой воспитания в детском саду» и методиче­ской литературой по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. С этой целью была до разумного предела увеличена моторная плотность физкультурных и музыкальных занятий, гимнастики и подвижных игр, продумана систематич­ность, последовательность и повторность материала занятий в течение года с учетом проведения их в помещении и на участке.

Дополнительно к программному материалу предусматрива­лось:

— ежедневное повторение комплекса утренней гимнастики после дневного сна;

— увеличение времени физкультурных занятий в зависимо­сти от возраста и программного материала до 40 мин;

— усложнение отдельных упражнений и программного мате­риала;

— увеличение количества подвижных игр в течение дня до 10 и их повторности;

— ежедневное проведение 2—3 подвижных игр в группах тре­тьего года жизни.

Эти дополнения в общей сложности увеличили время организованных физкультурных мероприятий на 15—30 мин ежедневно нп всех возрастных группах. Время для самостоятельной деятель­ности ребенка, проявляющейся в сюжетно-ролевых играх и заня­тиях любимым делом, при этом осталось прежним.

Из всех средств физической культуры наиболее широкое при­менение получили общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижные игры. Ходьба на лыжах, Катание на коньках не нашли широкого применения из-за сурово­сти климата.

Одновременно с этим была разработана методика проведения прогулок при низких температурах (до —45°) и усилен двига­тельный режим в повседневной жизни внутри помещения за счет широкого использования физкультурного оборудования, прове­дения прогулочного времени в актированные дни в залах, на Верандах, галереях при открытых форточках.

Организация сложившегося двигательного режима не повлек­ла за собой больших дополнительных затрат и увеличения коли­чества взрослых, занятых воспитанием детей. Полезные площади II дошкольных учреждениях остались прежними, но были макси­мально продуманы возможности их использования, увеличен ассортимент физкультурного оборудования, обеспечены способы его хранения. Изыскивались возможности выделения вторых за­лов для двигательной деятельности детей. Большое внимание было уделено совершенствованию методики и разработке новых форм физического воспитания.

Физическому воспитанию придается огромное значение как одному из начальных звеньев массового физкультурного движе­ния в нашем городе, как реальному пути внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждой семьи.

Все в человеке закладывается с детства. Северу нужны фи­зически и морально сильные, дисциплинированные люди. Они нужны и всей нашей стране, но Север экзаменует более сурово, предъявляя повышенные требования. Потому и закладывать в программу развития будущего труженика Заполярья нужно все самое лучшее, предопределяющее гармоничное развитие ребенка : как личности, как будущего члена трудового коллектива. Физическая культура, став привычной для ребенка, дисциплинирует ] его, воспитывает качества будущего ученика, а затем и труженика, способствует правильному пониманию организации досуга.

Научно-исследовательская и практическая работа специа­листов в области физического воспитания детей раннего и дош­кольного возраста, упорядочение физического воспитания в дош­кольных учреждениях с учетом специфики Крайнего Севера, ши­рокое ознакомление родителей с вопросами гигиены, физической культуры и воспитания детей приносят ощутимые результаты. Дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях Норильска, не страдают от недостатка двигательной активности. Они не ус­тупают своим ровесникам, живущим в более благоприятных ус­ловиях, в физическом развитии, силе, ловкости и выносливости.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.