Дневник физкультурника
Рубрика: Занятия бегомДа-да, ты не ошибся, прочитав заголовок: еще один дневник. Если ты начнешь заниматься бегом, то он будет тебе просто необходим. Только оценки в нем будет ставить не учитель, как в обыкновенном школьном дневнике, а ты сам. И по оценкам (в этом тебе могут помочь и преподаватель физкультуры, и врал, к которому ты будешь иногда заглядывать, как мы договорились) можно судить, правильно выбрана нагрузка пли нет, на что в тренировке надо обратить особое внимание. Заведи тетрадь, которая и станет дневником самоконтроля, куда ты будешь записывать все данные, которые определишь по таблицам или проведя самостоятельно измерения.
В дневнике самоконтроля отражаются так называемые субъективные данные. Какие же именно?
Настроение. Это важный показатель, показывающий твое психическое состояние. Занятие всегда должно поднимать, улучшать настроение. Настроение можно считать хорошим, если ты спокоен и жизнерадостен, уверен в себе, удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным — когда ты растерян, подавлен.
Самочувствие. Если тренировка строится правильно и проводится регулярно, то самочувствие, как правило, хорошее. Причиной его ухушдения может стать болезнь пли чрезмерная физическая нагрузка. В таком случае надо пересмотреть режим занятий и проконсультироваться у врача. При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, силы, при удовлетворительном — небольшая вялость, при плохом — слабость, снижение работоспособности, угнетенное состояние.
Желание заниматься. Этот показатель отмечается в дневнике словами «большое», «безразличное», «нет желания». При правильно организованных занятиях в состоянии хорошей физической подготовленности бывает, как правило, отличное самочувствие, крепкий сон, хороший аппетит и желание заниматься. При переутомлении желание заниматься пропадает.
Переносимость занятий. В этой графе надо отмечать, выполнена ли запланированная нагрузка (если нет, то почему) и переносимость нагрузки (хорошая, удовлетворительная, плохая).
Болевые ощущения. После первых занятий могут появиться боли в мышцах. Занятия при этом продолжай, но несколько снизь интенсивность упражнений. Мышечные боли пройдут быстрее при использовании тепловых процедур (душ, ванна) и самомассажа.
В результате тренировок может возникнуть физическое перенапряжение, характеризующееся болями в правом подреберье, слабостью, головокружением. Нужно записать, при каких нагрузках возникают эти явления. Если же появились боли в области сердца, обязательно обратись к врачу.
Утомление — естественное явление при физической активности. Но из-за чрезмерных нагрузок развивается переутомление: лицо резко краснеет или, наоборот, бледнеет, отмечаются одышка, очень резкая потливость, нарушение координации движений, выполнение движений замедляется, появляются резкая усталость, боли в ногах, тошнота, рвота. При появлении признаков переутомления нагрузку необходимо снизить, но пропускать занятия не следует.
Большую информацию, позволяющую судить о состояпии организма, дают объективные показатели, то есть те, которые можно каким-либо образом измерить. Например, масса тела (вес) в первое время занятий бегом уменьшается, в дальнейшем возрастает (у старших школьников стабилизируется за счет увеличения мышечной массы).
Обязательно надо следить за пульсом (частотой сердечных сокращений — ЧСС). Пульс можно считать в течение одной минуты, 30, 15 или 10 секунд, умножив затем полученный результат соответственно на 2, 4 п 6. У занимающихся оздоровительным бегом пульс в покое реже (примерно на 5-10 ударов в минуту), чем у не занимающихся ребят. Во время физической нагрузки и сразу после нее пульс может достигать 160—180 ударов в минуту, но через 3—5 минут отдыха должен приходить в норму. Чем ты тренированнее, тем быстрее восстанавливается пульс. При снижении уровня тренированности из-за прекращения и уменьшения нагрузки пульс вновь несколько учащается.
Оценить свое физическое развитие и физическую подготовленность тебе помогут табл. 9, 10
Таблица 9. Средние показатели физического развития
Таблица 10 Средние показателя физической подготовленности
Показатели физической подготовленности |
Пол |
Оценка удовл. | хорошо |
отлично |
|
9-10 лет |
||||
Бег 30 м. с |
м |
6.3-6.2 |
6.1—5,7 |
-5.6-5,4 |
Д |
6,4—6.3 |
6.2-5.8 |
5.7 |
|
Бег 300 м, мин |
м |
1,40 |
1.35-1,24 |
1,18 |
Д |
1,59 |
1,53-1.39 |
1,34 |
|
Бег 1000 м, мин |
м |
5,37 |
5.22—4,’ 39 |
4,25 |
Д |
5.33 |
5,23—5,03 |
5,00 |
|
Прыжок в длину с места, см |
м |
124—133 |
134-155 |
156—164 |
Д |
132-138 |
139-153 |
154—159 |
|
Прыжок в длину с разбега, см |
м |
168—200 |
201-267 |
268—300 |
Д |
182—192 |
193-214 |
215—236 |
|
Прыжок в высоту с места, см |
м |
23-25 |
26—30 |
31-33 |
Д |
21-22 |
23—27 |
28-29 |
|
Прыжок в высоту с разбега, см |
м |
69-74 |
75—87 |
88—92 |
Д |
67—71 |
72—82 |
83-87 |
|
Метание теннисного мяча, м |
м |
23-24 |
25—30 |
31 |
Д |
21 |
22-26 |
27 |
|
11—14 лет |
||||
Бег 60 м, с |
м |
больше 10,2 |
10,1-9,5 |
9,4 и меньше |
Д |
больше 10,4 |
10,3—9,9 |
9,8 и меньше |
|
Бег 3х10 м, с |
м |
11,0-10,0 |
9,9-8,0 |
7,9—7,0 |
Д |
11,3-10,3 |
10,2—8,3 |
8,2-7,3 |
|
Бег 300 м, мин |
м |
1,34 |
1,18-1,09 |
0,58 |
Д |
1,53 |
1,39—1,26 |
1,19 |
|
Бег 1500 м. мин |
м |
8,2 |
8,2—7,00 |
6,58 |
Д |
8,4 |
8,4-8,00 |
7,58 |
|
Прыжок в длину с места, см |
м |
130—149 |
150-189 |
190—210 |
Д |
118-138 |
139-178 |
179-198 |
|
Прыжок в длину с разбега, ем |
м |
300-350 |
351—379 |
380-400 |
Д |
268-296 |
297—332 |
333-368 |
|
Метание гранаты, м |
м |
20-23 |
24-33 |
34—39 |
Д |
12-15,9 |
16-14,9 |
25-29 |
|
15-17 лет |
||||
Бег 30 м, с |
м |
3,46—4,29 |
4,29-5,95 |
5,95—6,78 |
д |
3,4-4,1 |
4,1-5,5 |
5,5-6,2 |
|
Бег 3х10 м, с |
м |
7,3—7,8 |
7,8—8,8 |
8.8-9,3 |
Д |
6,6-7,6 |
7,6-9,6 |
9,6—10,6 |
|
Бег 2000 м, мин |
м |
15.30 |
15,00 |
13,00 |
д |
12,00 |
11,3 |
10,00 |
|
Прыжки в длину с места, см |
м |
176-197 |
197—239 |
239—260 |
д |
133-150 |
150-184 |
184-201 |
|
Прыжки в длину с разбега, см |
м |
343-388 |
388-478 |
478-523 |
д |
255-295 |
295-375 |
375-415 |
|
Метание гранаты, м |
м |
20,9-26,9 |
26,9-38,9 |
38,9-44,9 |
д |
16,2-20.2 |
20,2-28,2 |
28,2-32,2 |
* По данным ВНИИФКа.