Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Дневной сон детей на свежем воздухе

Рубрика: Работа с дошкольниками

Дневной сон на воздухе в течение всего года имеет большое значение для закаливания организма ребенка, для укрепления нервной системы. Сон на воздухе позволяет увеличить фактичес­кое .время пребывания детей на свежем воздухе. Если дети спят в душной, плохо проветренной спальне, отмечается, как правило, медленное и трудное засыпание, беспокойный и неглубокий сон и связанное с этим беспокойное пробуждение. В помещении с чис­тым, прохладным воздухом засыпание проходит быстро, глубина и длительность сна увеличиваются.

Работа по эффективной организации дневного сна детей при сниженной температуре ведется в Норильске давно. С этой целью на участках вначале строили неутепленные веранды. Но практически эксплуатация их зимой не осуществлялась, так как температура на таких верандах была равна температуре воз­духа на улице. Затем попробовали утеплять веранды, но и это не дало хороших результатов — из-за морозов выходили из строя батареи отопления.

Пробовали найти другие пути организации сна на открытом воздухе, например укладывали детей спать в помещении в спальных мешках при открытых форточках, что не оправдало себя. Наконец, остановились на наиболее удобной и приемлемой в наших условиях форме организации дневного сна в стационар­ных помещениях — при открытых фрамугах. Если имеются толь­ко форточки, их соответственно приспосабливают (см. ниже). Спальня до сна детей хорошо проветривается. Во время обеда, за 20—30 мин до прихода детей в спальню, фрамугу закрывают, и воздух в помещении нагревается до 20—22° С. За это время успевают нагреться и постели. В игровой комнате детей пере­одевают: снимают платья, рубашки, штанишки, на майки и тру­сы надевают пижамы, на голову — фланелевые шапочки в виде шлема, на ноги — простые носки, туфли. Шерстяные носки и шапочки дети берут с собой в спальню.

По мере того как дети ложатся в постели, воспитатель и няня надевают им шапочки, теплые шерстяные носки, хорошо укры­вают одеялами (с пододеяльниками). Туфли из спальни выносят в группу, чтобы к моменту подъема детей обувь их была теплая.

Все дети спокойно засыпают в среднем через 3—7 мин после укладывания. Открывают фрамугу, и температура воздуха в спальне в течение 5—10 мин снижается до +12°. Если температу­ра в спальне снижается до +10°, фрамугу закрывают на несколь­ко минут и потом снова открывают, стараясь все время поддер­живать температуру +12°.

Для контроля во время сна за температурой воздуха надо иметь в спальне не менее двух термометров, которые подвеши­ваются в разных местах на уровне детских кроватей. Чтобы на детей не попадала во время сна резкая струя холодного воздуха, кроватки от форточек надо сдвигать несколько в сторону. Вос­питатель весь период сна детей находится в спальне и соответст­венно одет.

В особо ветреные дни форточки можно прикрывать плотной шторой, конец которой опускается в форточку между окнами. Это нехитрое приспособление сдерживает силу ветра, равномер­но направляет струю воздуха. Однако при ветре большой силы штора не выдерживает напора, тогда следует вставлять в фор­точки фанерки наискось между двумя рамами по типу фрамуги при этом холодный воздух направляется вверх.

За 15—20 мин до подъема детей, обозначенного в режиме фрамугу закрывают, за это время воздух в спальне нагревается до +20°. Подъем детей проводится по мере их пробуждения. Пе­риод пробуждения длится 20—30 мин.

После сна проводится обливание ног, а также комплекс фи­зических упражнений. Сон на воздухе благотворно влияет на детей: они просыпаются всегда в хорошем настроении, во время игр живые, бодрые, хорошо поправляются, снижается общая и простудная заболеваемость детей.

Практика организации дневного сна детей в спальне при сни­женной температуре воздуха показала реальность этого меро­приятия в условиях суровой заполярной зимы и большую пользу для оздоровления организма детей. Дошкольные учреждения, работающие в суровых климатических условиях, вполне могут использовать наш опыт.

Организация сна при открытых фрамугах требует большого внимания. Воспитатель должен быть внимательным к детям, строго следить за температурным режимом в спальне, хорошо знать состояние здоровья каждого ребенка. Обязателен строгий контроль со стороны медицинских работников, добросовестное отношение всего коллектива детского учреждения к организации этого мероприятия.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.