Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Дозировка физических упражнений

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

В лечебной физкультуре дозировке упражнений больным уделяется большое внимание. Организм больного резко реагирует на движения. Если для здорового организма показателем физиологической меры выполнения упражнений служит утомление, то у больного при несоответствии упражнений его возможностям появляется ряд ощущений и в первую очередь болезненность в суставах и мышцах и различные функциональные нарушения со стороны больных органов и систем.

Методист обязан внимательно анализировать все признаки, сигнализирующие о перегрузке упражнениями, о повышенной реакции организма больного на движения, включенные в урок. Методисту необходимо следить за внешними объективными признаками, характеризующими состояние больных при выполнении упражнений: одышку, побледнение или резкое покраснение лица, повышенную потливость, дрожание конечностей, покачивание больного и пр.

В методике дозировки физической нагрузки на уроке лечебной физкультуры принимаются во внимание следующие показатели:

  1. Выбор исходных положений. Различные исходные положения, применяемые при выполнении упражнений, оказывают значительное, влияние на органы человека. Выбором того или иного исходного положения можно увеличить или уменьшить нагрузку, изменить действие данного упражнения на организм.
  2. Повторяемость упражнений. Осуществляется в связи с состоянием болезненного процесса, намечаемого воздействия при посредстве упражнений на весь организм, на его органы и системы и в зависимости от характера и формы самих упражнений.
  3. Количество отвлекающих упражнений. Отвлекающие упражнения ускоряют восстановительные процессы в организме после утомления мышечных групп. Они увеличивают работоспособность мышц и могут применяться при общем утомлении и при утомлении отдельных мышечных групп.
  4. Темп движения. Под темпом понимается степень быстроты выполнения движений. Темп может быть медленный, средний, быстрый. При медленном (плавном) темпе одно движение приходится на 4 счета или на один музыкальный такт; при среднем —одно движение сменяется другим через 2 счета, соответствуя половине такта; при быстром темпе движение производится на каждый счет и по длительности равно четверти такта.

Темп движения определяет в известной мере физиологическую нагрузку. Ускорение темпа при выполнении упражнений требует и большей затраты сил от больного. Медленный темп снижает количество затрачиваемой энергии на движение. Выбор темпа в лечебной физкультуре — одно из главных условий при определении дозировки нагрузки.

Для общеразвивающих упражнений рекомендуется быстрый темп, для упражнений, имеющих целью качественное развитие мускулатуры, — медленный темп. При спастических параличах упражнения выполняются в медленном, спокойном темпе.

  1. Амплитуда движений. Амплитуда движений, главным образом, учитывается в работе над восстановлением функции ограниченных в своей подвижности травмированных суставов, при использовании пассивных упражнений и упражнений с сопротивлением. Амплитуда движений при выполнении общеразвивающих упражнений должна учитываться в связи с возможностью варьирования физического напряжения для всей мышечной системы или для ее отдельных групп. Упражнения, совершаемые с максимальной амплитудой, требуют и большей затраты сил больного, чем упражнения с ограниченной амплитудой, которые требуют минимальной затраты сил.
  2. Ритм движений. Ритм — это определенное чередование движений. Ритм работы оказывает влияние на работоспособность мышц. Ритмичность в работе и умеренная нагрузка способны повысить общую работоспособность и должны предупреждать наступающее утомление. Ритмичность обеспечивает равновесие между работой и отдыхом. Процесс чередования сокращения и расслабления мышечных групп положительно влияет на крово- и лимфообращение и способствует лучшему обогащению тканей упражняющегося больного.
  3. Степень напряжения нервно-мышечной системы. На реакцию организма влияет также степень напряжения сил или, иначе говоря, та сила, которую упражняющийся использует, выполняя движение.

Увеличение напряжения возможно двумя путями: волевым усилием и путем отягощений. Прилагать волевое усилие при выполнении больными упражнений не всегда рекомендуется. Если у больного с атаксией надо требовать волевого усилия при выполнении упражнений, что объясняется механизмом его заболевания, нарушением работы координационных центров, то при гипертонической болезни, некоторых формах сердечных заболеваний следует избегать напряженного волевого усилия. Волевое усилие повышает деятельность нервно-мышечной системы и требует большого нервного напряжения. Волевое усилие, совершаемое больным при выполнении упражнений, часто не поддается учету и контролю.

Увеличение силового напряжения возможно путем отягощения весом собственного тела, выполнением упражнений на гимнастических снарядах, весом и сопротивлением партнера при выполнении упражнений в сопротивлении или весом предметов (набивных и других мячей, булав, гантелей и пр.). Эти виды силового напряжения больного необходимо учитывать при распределении физической нагрузки на организм и таким путем изменять степень силового напряжения во время проводимого урока лечебной физкультуры.

  1. Дыхательные упражнения. Эти упражнения оцениваются как средства, способствующие главным образом снижению повышенной деятельности организма после общей физической нагрузки.
  2. Эмоциональный фактор. Эмоциональный фактор, как уже говорилось ранее, играет иногда доминирующую роль в успехе лечения больного методами лечебной физкультуры. Упражнения, вызывающие положительные эмоции, часто являются наиболее эффективными мероприятиями, повышающими терапевтический эффект, например при лечении больных, страдающих функциональными заболеваниями нервной системы.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.