Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Закаливание как средство ЛФК

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифиче­ской сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосфер­ного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закали­вания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегета­тивных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его гомео­стаза.

Совершенствование нейрогуморальных, рефлекторных и иных реакций в процессе систематического действия закаливающих факто­ров обеспечивает высокую устойчивость детского организма, а также способствует расширению его функциональных возможностей. Закали­вание включается в комплекс средств лечебной физической культуры при необходимости повышения сопротивляемости, восстановления на­рушенной адаптации к действию неблагоприятных факторов, в перио­де реконвалесценции, а иногда и на более ранних этапах реабилитации как в сочетании с физическими упражнениями, так и самостоятельно. Воздушные ванны, водные и другие процедуры, адекватные по своему характеру возможностям организма больного ребенка, способствуют восстановлению системы теплорегуляции, улучшению ответных реак­ций. Развивающиеся при закаливании ответные реакции и сопроти­вляемость до некоторой степени специфичны, т. е. связаны с характе­ром применяемых для закаливания средств. С точки зрения предупре­ждения детских заболеваний и их рецидивов, наиболее важно закаливание к холоду, ибо охлаждение — наиболее частая причина раз­вития респираторных заболеваний, осложнений и усугубления тяжести Других болезней ребенка. При холодовом воздействии воздуха или во­ды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства темпе­ратуры внутренней среды.

Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и хими­ческого компонентов. К физической терморегуляции относится сохра­нение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с по­мощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности тела и отдача тепла путем проведения (конвекции), излучения и ис­парения, тем самым обеспечиваются предохранение организма от перегревания и сохранение постоянства температуры внутренней среды. Если возможности отдачи тепла физическим путем исчерпы­ваются, подключается механизм химической теплорегуляции, т. е. сни­жение интенсивности окислительно-восстановительных реакций. При снижении температуры окружающей среды теплоотдача через кожу уменьшается путем сужения ее сосудов, а химическая теплопродукция увеличивается. Закаливание по отношению к холоду тренирует про­цессы терморегуляции, благодаря чему у закаленного ребенка сосу­дистые и иные реакции протекают с большей скоростью и четкостью, обеспечивая сохранение теплового баланса организма. Терморегуля­ция у ребят имеет ряд особенностей, обусловливающих своеобразие закаливания. В первые месяцы жизни отмечаются повышенная термолабильность, малый диапазон температурных колебаний, при которых они сохраняют нормальную температуру тела, поэтому легко насту­пают перегревание и переохлаждение. Терморегуляция организма ребят раннего возраста достигается преимущественно за счет химическо­го компонента, интенсификации окислительных процессов, в то время как физическая теплорегуляция несовершенна.

При этом следует учесть, что у ребят относительно большая поверхность кожи и относи­тельно большое число капилляров в ней. Так, у новорожденного ребен­ка на 1 кг массы тела приходится 704 см2 поверхности кожи, в то вре­мя как в 6 лет — 426 см2, а у взрослого — 291 см2. Капилляры кожи у ребят имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегре­ву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным не­совершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. За­каливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается ско­рость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершен­ствуются рефлекторные ответные реакции, улучшаются процессы те­плообразования, возрастает согласованность теплопродукции и те­плоотдачи, вырабатывается четкая защитная реакция организма на действие температурного фактора.

Реже в детском возрасте применяется закаливание по отношению к высокой температуре воздуха и низкому атмосферному давлению. Закалка к действию повышенной температуры достигается примене­нием воздушных ванн, реже (опыт в этом направлении накапливается) используются суховоздушные ванны в сауне.

При закаливании ребят соблюдаются принципы, основанные на физиологических закономерностях адаптивных реакций, возникающих в ответ на неблагоприятные метеорологические факторы: подбор про­цедур с учетом индивидуальных особенностей ребенка и возрастных характеристик теплорегуляции, постепенность увеличения дозировки термических раздражителей как по температуре, так и по длительно­сти действия, прекращение закаливания при появлении неблаго­приятных реакций, систематичность проведения процедур, сочетание закаливающих мероприятий с другими средствами.

Закаливание воздухом. Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свой­ства воздуха, его газовый и ионныи состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закали­вании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для ребят до года 22 °С, от 1 года до 3 —20 —21°С, до 7 лет — 18 — 20°С, старшим ребятам — 18—16°С. Воздушные ванны про­водятся в сочетании с гимнастикой или специальными занятиями ле­чебной физкультурой, когда мальчики и девочки остаются раздетыми частично. Как самостоятельную процедуру воздушную ванну проводят полностью обнаженным ребятам, продолжительность ее от 3 до 10 мин. Для зака­ливания также используются сон на воздухе и прогулки, предусматри­ваемые режимом дня. Во время прогулок летом воздушные ванны со­четаются со световоздушными и солнечными.

Закаливание водой — более энергичное воздействие; на­чинают его, как правило, после короткого курса закаливания возду­хом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных ребят особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового дей­ствия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше, чем воздуха) и возможность переохлаждения. Сразу после водных про­цедур проводится энергичное растирание. К местным процедурам от­носятся ножные ванны, обливание стоп, умывание или влажное обти­рание лица. Начальная температура воды 30 — 33°С, в зависимости от возраста, температуру воды снижают для больных ребят на 1° через 2— 4 дня до 22°С у ребят первого года, 18°С у ребят до 3 лет и 14—16°С у дошкольников и школьников. Общие водные процеду­ры — ванны, обливания и обтирания проводятся кратковременно, с по­следующим растиранием тела насухо. Температура для этих процедур в первые 5 — 7 дней — индифферентная, в дальнейшем очень медленно снижается на 1° через 2 — 5 дней, доходя до 26 — 28 °С у ребят раннего возраста, 22 — 24 °С у дошкольников и школьников. Водные и воз­душные процедуры проводятся больным ребятам лишь при стойко нор­мальной температуре, отсутствии патологических нарушений терморе­гуляции, строгом контроле за ответными реакциями


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.