Занятия акробатикой людьми с физическими недугами
Рубрика: ВсемО целительной силе акробатики можно долго распространяться. Но лучше расскажу вам одну историю. К сведению скептиков. В 60-х годах в детской больнице приморского городка Гудаута лечились дети, перенесшие полиомиелит. Теперь больница изменила профиль и переключила свое внимание на другие заботы. Не стало пациентов.
При чем здесь акробатика? А вот при чем. Именно она однажды пришла на помощь маленьким гудаутским пациентам, многие из которых были буквально прикованы к постели. Акробатика предстала перед детьми в белом докторском халате, в образе симпатичного молодого человека — врача-невропатолога Льва Мильмана. Он вдруг встал на руки и прошелся по палате. Ребята раскрыли рты от удивления, а доктору-акробату только того и надо было. Сбить апатию, изумить, разбудить интерес. Затем его уже вызывали на бис, и он изредка крутил сальто. А однажды притащил подкидной мостик и продемонстрировал, что такое двойное сальто.
Да, гудаутским «узникам полиомиелита» повезло. Лев Мильман, выучившись на медика, параллельно с успехом освоил акробатические премудрости в пределах первого разряда. Кто знает, может, окончив медицинский институт и получив распределение в детскую больницу Гудауты, Мильман и расстался бы со спортивной акробатикой. Как говорится, кесарю кесарево… Но дело повернулось по-иному.
Подолгу рассказывая о любимом виде спорта своим пациентам, увлекая их показом всяких «аттракционов», Лев уже не мог, не имел права сам охладеть к акробатике. Он предложил тренироваться и выступать на соревнованиях, вошел в сборную Грузии, освоил мастерский рубеж, специализируясь в прыжках на дорожке. И всякий раз после очередного первенства, чемпионата доктора встречали в палате вопросом: «Ну как? Со щитом или на щите?»
Лев подробно отчитывался о соревнованиях, о том, как шла борьба, и видел, что у мальчишек глаза разгорались азартом. Но главное — ребячий интерес к акробатике пошел дальше. Началось с того, что один мальчишка попросил доктора научить его ходить на руках. Мильман, признаться, слегка опешил. Уж больно дерзка была идея. С общепринятой точки зрения — чистый абсурд! Сама болезнь, казалось, наложила раз и навсегда вето на акробатику для людей со столь тяжкими поражениями ног. Полиомиелит — одно слово!
И тут вступило в бой человеческое упорство, удивительное в столь юных созданиях. В этих маленьких людях таился огромный потенциал мужества. И разбудить его помогла акробатика. Она стала тем самым огоньком, который указывал путь к иной жизни — жизни, полной движения. Тренировки были изнурительны, приносили боль и слезы. Но беды в этом не было — растущему организму такая встряска только на пользу. Регулярные занятия давали выход естественной потребности в движении, укрепляли большую группу мышц. Акробатика выгодно отличалась от однообразных убаюкивающих щадящих упражнений лечебной физкультуры. Одновременно закалялись воля и характер подопечных. Они медленно, но верно одолевали болезнь. Так ростки тянутся к солнцу.
И вскоре тренировки из тяжелого труда превратились в радостную, творческую работу. Чудо или нет, но дети стали выздоравливать быстрее. Им хотелось все новых и новых элементов, все сложнее и сложнее. И вот уже девочки, словно книксен, легко и непринужденно делают шпагат (это какую растяжку надо иметь!). Мостик для них, не говоря уже про «березку», — совершенно плевое дело. Мальчишки, те пошли, конечно, дальше. Им что потруднее подавай, иначе неинтересно. И они самостоятельно осваивали элементы очень высокой трудности — всевозможные «флажки», «крокодилы». Элементы, которые по силам далеко не всем даже совершенно здоровым людям.
В одном институте физкультуры хранятся уникальные фотографии. Девочка сидит в шпагате, а худенький мальчик, опершись на ее плечи, вытянулся в струнку. Им за образцовое выполнение упражнения с легким сердцем можно было бы поставить высший балл. Но об оценках как-то и не думаешь. В глаза бросается загипсованная нога девочки и то, что у парнишки нога заключена в специальную хирургическую конструкцию — лонгету.
Мальчик в гипсе делает бланш. Знаете, что такое бланш? Почти такое же положение тела, как при самом обычном отжимании от пола, но только ноги — на весу. Равновесие удерживается лишь благодаря исключительно мощным мышцам рук.
Двое делают стойку на спинке одного стула.
Четверо застыли в стойке, умудрившись сделать это опять же на одном стуле.
А вот обратите внимание на подпись: «Норик Шахназарян делает бланш «крестом». Бланш «крестом» — это значит, что спортсмен упирается не в пол, а прямыми руками — в сиденья двух стульев, отстоящих друг от друга метра на полтора. Этот Норик из бланша, не сгибая рук, переходит в стойку, потом опять опускается в бланш и в этом положении отжимается двадцать раз и делает бланш на одной руке.
Каково? Такое по силам только физически одаренным людям, богатырям, пышущим здоровьем. А ведь Норик попал в больницу в очень тяжелом состоянии, загипсованный и в угнетенном состоянии духа.
Ахиллес Маврофиди на руках легко спускался с многоступенчатой лестницы, устремленной к Сухумской горе.
Наверняка эти ребята могли бы вырасти в спортсменов экстракласса. Но они и так многого достигли. Маврофиди стал кандидатом в мастера спорта… по байдарочной гребле. (Мечтал ли он в Гудауте о таком!) Шах-назарян — артист ереванского цирка, выполняет номера, которые до него не покорялись ни одному человеку в мире.
Акробатические тренировки помогли ребятам использовать такие мощные резервы организма, о которых даже не подозревали самые опытные врачи.
Медики прекрасно знают, что серьезный физический недуг часто сопровождается психическим стрессом, который затрудняет или даже исключает возможность наведения мостов, возможность налаживания социальных контактов с окружающим миром. Для гудаутских ребят акробатика стала, помимо всего прочего, средством создания психологических установок, необходимых для участия в общественно полезном труде.
Более семисот ребят, тех, кто лечился в Гудауте, прошли фундаментальный курс акробатики. Теперь они студенты, рабочие, служащие. Сами стали отцами и матерями. Они не забывают своего учителя акробатики, шлют письма в больницу. И в каждом письме: «Спасибо за лечение, за заботу, за ласку, за акробатику».
Е. Анцупов