Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Занятия акробатикой людьми с физическими недугами

Рубрика: Всем

О целительной силе акробатики можно долго распро­страняться. Но лучше расскажу вам одну историю. К сведению скептиков. В 60-х годах в детской больнице приморского городка Гудаута лечились дети, перенес­шие полиомиелит. Теперь больница изменила профиль и переключила свое внимание на другие заботы. Не стало пациентов.

При чем здесь акробатика? А вот при чем. Именно она однажды пришла на помощь маленьким гудаутским пациентам, многие из которых были буквально прикова­ны к постели. Акробатика предстала перед детьми в бе­лом докторском халате, в образе симпатичного молодого человека — врача-невропатолога Льва Мильмана. Он вдруг встал на руки и прошелся по палате. Ребята рас­крыли рты от удивления, а доктору-акробату только то­го и надо было. Сбить апатию, изумить, разбудить интерес. Затем его уже вызывали на бис, и он изредка кру­тил сальто. А однажды притащил подкидной мостик и продемонстрировал, что такое двойное сальто.

Да, гудаутским «узникам полиомиелита» повезло. Лев Мильман, выучившись на медика, параллельно с ус­пехом освоил акробатические премудрости в пределах первого разряда. Кто знает, может, окончив медицин­ский институт и получив распределение в детскую боль­ницу Гудауты, Мильман и расстался бы со спортивной акробатикой. Как говорится, кесарю кесарево… Но де­ло повернулось по-иному.

Подолгу рассказывая о любимом виде спорта своим пациентам, увлекая их показом всяких «аттракционов», Лев уже не мог, не имел права сам охладеть к акроба­тике. Он предложил тренироваться и выступать на со­ревнованиях, вошел в сборную Грузии, освоил мастер­ский рубеж, специализируясь в прыжках на дорожке. И всякий раз после очередного первенства, чемпионата доктора встречали в палате вопросом: «Ну как? Со щи­том или на щите?»

Лев подробно отчитывался о соревнованиях, о том, как шла борьба, и видел, что у мальчишек глаза разго­рались азартом. Но главное — ребячий интерес к акро­батике пошел дальше. Началось с того, что один мальчиш­ка попросил доктора научить его ходить на руках. Мильман, признаться, слегка опешил. Уж больно дерзка была идея. С общепринятой точки зрения — чистый аб­сурд! Сама болезнь, казалось, наложила раз и навсегда вето на акробатику для людей со столь тяжкими пора­жениями ног. Полиомиелит — одно слово!

И тут вступило в бой человеческое упорство, удиви­тельное в столь юных созданиях. В этих маленьких лю­дях таился огромный потенциал мужества. И разбудить его помогла акробатика. Она стала тем самым огонь­ком, который указывал путь к иной жизни — жизни, полной движения. Тренировки были изнурительны, при­носили боль и слезы. Но беды в этом не было — расту­щему организму такая встряска только на пользу. Ре­гулярные занятия давали выход естественной потребности в движении, укрепляли большую группу мышц. Акробати­ка выгодно отличалась от однообразных убаюкивающих щадящих упражнений лечебной физкультуры. Одновре­менно закалялись воля и характер подопечных. Они мед­ленно, но верно одолевали болезнь. Так ростки тянутся к солнцу.

И вскоре тренировки из тяжелого труда превратились в радостную, творческую работу. Чудо или нет, но дети стали выздоравливать быстрее. Им хотелось все новых и новых элементов, все сложнее и сложнее. И вот уже девочки, словно книксен, легко и непринужденно дела­ют шпагат (это какую растяжку надо иметь!). Мостик для них, не говоря уже про «березку», — совершенно плевое дело. Мальчишки, те пошли, конечно, дальше. Им что потруднее подавай, иначе неинтересно. И они самостоятельно осваивали элементы очень высокой трудно­сти — всевозможные «флажки», «крокодилы». Элемен­ты, которые по силам далеко не всем даже совершенно здоровым людям.

В одном институте физкультуры хранятся уникаль­ные фотографии. Девочка сидит в шпагате, а худенький мальчик, опершись на ее плечи, вытянулся в струнку. Им за образцовое выполнение упражнения с легким сер­дцем можно было бы поставить высший балл. Но об оценках как-то и не думаешь. В глаза бросается за­гипсованная нога девочки и то, что у парнишки нога за­ключена в специальную хирургическую конструкцию — лонгету.

Мальчик в гипсе делает бланш. Знаете, что такое бланш? Почти такое же положение тела, как при самом обычном отжимании от пола, но только ноги — на весу. Равновесие удерживается лишь благодаря исключитель­но мощным мышцам рук.

Двое делают стойку на спинке одного стула.

Четверо застыли в стойке, умудрившись сделать это опять же на одном стуле.

А вот обратите внимание на подпись: «Норик Шахназарян делает бланш «крестом». Бланш «крестом» — это значит, что спортсмен упирается не в пол, а прямы­ми руками — в сиденья двух стульев, отстоящих друг от друга метра на полтора. Этот Норик из бланша, не сги­бая рук, переходит в стойку, потом опять опускается в бланш и в этом положении отжимается двадцать раз и делает бланш на одной руке.

Каково? Такое по силам только физически одаренным людям, богатырям, пышущим здоровьем. А ведь Норик попал в больницу в очень тяжелом состоянии, загипсо­ванный и в угнетенном состоянии духа.

Ахиллес Маврофиди на руках легко спускался с мно­гоступенчатой лестницы, устремленной к Сухумской горе.

Наверняка эти ребята могли бы вырасти в спортсменов экстракласса. Но они и так многого достигли. Мав­рофиди стал кандидатом в мастера спорта… по байда­рочной гребле. (Мечтал ли он в Гудауте о таком!) Шах-назарян — артист ереванского цирка, выполняет номера, которые до него не покорялись ни одному человеку в мире.

Акробатические тренировки помогли ребятам использовать такие мощные резервы организма, о кото­рых даже не подозревали самые опытные врачи.

Медики прекрасно знают, что серьезный физический недуг часто сопровождается психическим стрессом, ко­торый затрудняет или даже исключает возможность на­ведения мостов, возможность налаживания социальных контактов с окружающим миром. Для гудаутских ребят акробатика стала, помимо всего прочего, средством со­здания психологических установок, необходимых для участия в общественно полезном труде.

Более семисот ребят, тех, кто лечился в Гудауте, про­шли фундаментальный курс акробатики. Теперь они студенты, рабочие, служащие. Сами стали отцами и ма­терями. Они не забывают своего учителя акробатики, шлют письма в больницу. И в каждом письме: «Спаси­бо за лечение, за заботу, за ласку, за акробатику».

Е. Анцупов


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.