Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Здоровый сон как необходимое составляющее для здоровья ребенка

Рубрика: Родителям и детям

Крепкий и достаточно продолжительный сон восстанавливает работоспособность утомленного организма. Научными исследованиями установлено, что при недосыпании у детей резко снижается возбудимость коры головного мозга. В результате падает жизнедеятельность всего организма, нарушается внимание, способность усваивать новые знания, умения и навыки. Систематически повторяющееся недосыпание ведет к истощению нервной системы, к целому ряду заболеваний (неврозы, малокровие и др.).

Согласно учению академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, клетки коры головного мозга обладают большой чувствительностью, в связи с чем довольно быстро утомляются и истощаются. Торможение предохраняет нервные клетки от истощения и появляется всегда, когда этим клеткам грозит опасность пострадать от перенапряжения.

Сон возникает вследствие распространения процесса торможения, охватывающего сначала кору больших полушарий, а затем и нижележащие части головного мозга.

Чем младше ребенок, тем менее выносливы клетки коры головного мозга, тем скорее возникает торможение под воздействием внешних раздражений и тем длительнее должен быть сон. Вот почему младенец спит большую часть суток. Ребенок от трех до пяти лет включительно нуждается в 12-часовом сне ночью, а также в 2-часовом (в три-четыре года), 1-часовом (в пять лет) сне днем. Продолжительность ночного сна для детей шести-семи лет снижается до 11 часов, для восьми-девяти лет — до 10,5 часов, для десяти-одиннадцати лет — до 10 часов, для двенадцати-тринадцати лет — до 9,5 часов, для четырнадцати-пятнадцати лет — до 9 часов. Время дневного, послеобеденного, отдыха после пяти лет сохраняется неизменным и равно одному часу. Однако с восьми лет ребенка не следует укладывать спать после обеда; он отдыхает, занимаясь каким-либо другим делом (рисованием, чтением и т. п.), не требующим большого умственного или физического напряжения.

Для сна должно быть установлено точно определенное время. Нужно приучить ребенка засыпать всегда в один и тот же час. Детей трех-пяти лет следует укладывать в постель в 7 часов вечера; шести-семи лет — в 8 часов; восьми-девяти лет — в 8 часов 30 минут; десяти-одиннадцати лет — в 9 часов; двенадцати-тринадцати лет — в 9 часов 30 минут; четырнадцати-пятнадцати лет — в 10 часов. Утром надо будить всех детей в 7 часов.

Младшим ребятам родители ежедневно напоминают о времени отхода ко сну и следят, чтобы ребенок умылся на ночь и вовремя лег в постель. Начиная с десятилетнего возраста, полезно приучить ребенка самостоятельно соблюдать час отхода ко сну. Покажем на примере, как действовать с этой целью.

Вале десять лет. Без четверти девять он должен умыться, постелить свою постель и ровно в девять укладываться спать. Родители не говорят ему, что настал час отхода ко сну. Мальчик и без напоминаний ложится спать в установленное время.

Прошло около полугода с тех пор, как отец сказал:

—        Теперь ты большой и должен сам следить за часами и вовремя ложиться спать. Сумеешь?

—        Сумею, — ответил Валя.

—        Давай условимся, — продолжал отец, — ни я, ни мама не скажем тебе ни слова, если ты ляжешь позже. Но на другой день тебе придется лечь в постель раньше на столько минут, на сколько ты просрочил накануне. Ведь ты знаешь, что недосыпать вредно, а утром тебе все равно придется вставать в семь часов, чтобы не опоздать в школу.

Условие, заключенное между отцом и сыном, соблюдалось, как закон. Лишь первое время Валя иногда засиживался на 20—30 минут. Тогда отец, многозначительно посматривая на часы, говорил матери:

—        У Вали сегодня очень серьезные дела.

Валя вскакивал и бежал умываться. Через минуту мальчик влетал в комнату, на ходу вытирая лицо полотенцем. Отец безжалостно спрашивал:

—        Ты и зубы успел почистить?

Нет, — отвечал он, — я не успел, уже поздно.

Иди и умойся как следует, — говорил отец. — Ты не маленький и знаешь, что перед сном надо почистить зубы, вымыть лицо и шею.

Старательно умывшись, Валя стелил постель, быстро раздевался, складывал на стул в определенном порядке свое белье. В девять сорок пять, уже лежа в постели, он говорил печально:

Я лучше три дня подряд буду ложиться без четверти девять.

Зачем же три дня, — серьезно отвечал отец, — ляжешь завтра в восемь пятнадцать и отоспишься.

Если отец задерживался на работе, то мать или бабушка контролировала, как Валя выполняет свое обязательство.

Дети дошкольного возраста нередко капризничают, когда пришло время ложиться спать. Ребенок требует от матери то одного, то другого, плачет. Такое поведение перед сном обычно объясняется тем, что ребенок был перевозбужден в вечерние часы. В связи с этим клетки коры головного мозга впадают в состояние перемежающегося возбуждения и торможения. Эти два процесса лежат в основе всего поведения ребенка, а поэтому при нарушении нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения возникают отклонения в поведении ребенка (капризы, негативизм и т. д.).

У детей постарше возбуждение коры головного мозга перед сном обычно не проявляется так резко. Но тем не менее ребенок долго не может заснуть: в его головном мозгу переплетаются в различных комбинациях процессы возбуждения и торможения, продолжает упорно работать мысль.

Вот почему непосредственно перед отходом ко сну нельзя разрешать детям готовить уроки, читать книги, посещать кино, участвовать в подвижных играх, слушать «страшные» рассказы и новые сказки. Перед сном полезен час спокойных занятий — рисование, тихое пение, легкий ручной труд, спокойные настольные игры. Еще лучше, если перед сном ребенок погуляет с полчаса на свежем воздухе, не принимая, однако, в это время участия в играх и беготне.

По возможности надо оберегать ребенка от воздействия всяких внешних раздражителей во время засыпания — громкого разговора в комнате, яркого света, резких звуков радио, когда громкоговоритель работает чуть ли не на полную мощность. Слабые раздражители — разговор спокойным тоном, мягкий свет лампы, затененный абажуром, приглушенные звуки радио — допустимы. Ребенок привыкает к повседневному действию таких раздражителей, и они не мешают ему засыпать.

Хорошо, если мать лично укладывает ребенка дошкольного возраста в постель и сидит рядом, пока он не заснет. В эти минуты устанавливается особенно близкая, интимная связь между ребенком и матерью. Мать помогает малышу раздеться и аккуратно сложить свои вещи, постепенно приучает его самостоятельно снимать курточку, рубашку, штанишки, расшнурованные ею ботинки. Она терпеливо ждет, когда ребенок пытается сам развязать завязанные бантиком шнурочки, вместе с ним радуется его успехам в этом сложном деле. Уже лежа в постели малыш сонным голосом рассказывает свои радости и горести или слушает давно знакомые слова детского стихотворения, любимой сказки. Через пять минут дитя спит непробудным сном.

Нужно приучить ребенка спать на правом боку или спине — это наиболее выгодные положения для работы внутренних органов, и ни в коем случае не укрывать его с головой.

После пробуждения ребенок не должен оставаться ни одной лишней минуты в постели. Валяться вредно. Неорганизованное начало дня порождает расхлябанность и отражается на всем поведении ребенка.

Как только ребенок проснулся,— прочь из постели! Остатки сна надо «смыть» гимнастикой, обтиранием тела прохладной водой.

Дневной сон ребенка до семилетнего возраста лучше всего организовать после обеда. Если имеется балкон с навесом, защищающим от ветра, солнца и дождя, то ребенок может спать после обеда на воздухе во всякую погоду, вплоть до 10° мороза. В холодную погоду ребенка нужно тепло укрыть; лучше всего сшить для этого теплый спальный мешок с капюшоном, прикрывающим голову. Лицо остается открытым.

В некоторых лесных школах закрытого типа для слабых детей введен послеобеденный сон на воздухе. Эта мера — одно из важных средств укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Если нет балкона, то спать после обеда ребенок может в комнате при открытой настежь форточке.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.