Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Игры в системе лечебной физкультуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Игры в системе лечебной физкультуры занимают значительное место и пользуются неизменной любовью почти всех больных. Игра считается одним из важнейших средств системы всестороннего физического воспитания, являясь методом проверки и закрепления прикладных умений и навыков. Таковой она остается и в лечебной физкультуре. Игра воспитывает и развивает внимательность, выносливость, ловкость, быстроту и силу, и главное, что ценно в лечебном процессе, пробуждает положительные эмоции, так необходимые больному в лечебной обстановке. Эмоциональное состояние характеризуется возбуждением симпатико-адреналиновой системы, способствующей выполнению повышенной мышечной деятельности. Особенно такое состояние наблюдается в спортивных играх, когда отмечается и повышенная деятельность центральной нервной системы.

Необходимо отметить, что методы дозировки игр еще недостаточно разработаны. Дозировка игр зависит от их характера (игры спокойные, подвижные), от соревновательного начала, заложенного в играх, от продолжительности игр, от условий, в которых протекают игры (местность, климатические факторы, температура зала), от степени реакции играющих (усталость и утомление, предшествующие игре), от формы заболевания, от возрастных и половых особенностей. Выбор игр, их назначение и продолжительность зависят от конкретной обстановки, в которой находится больной, от его клинического и соматического статуса. Спокойные игры, в особенности с переброской мяча, могут совершаться и в больничной обстановке разнообразными больными, даже находящимися в постели.

Игры, используемые в лечебной физкультуре, делятся на малоподвижные, подвижные и спортивные.

Малоподвижные игры. Эти игры преимущественно применяются с лежачими больными. Они не оказывают заметного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и служат главным образом для улучшения психических процессов, для создания соответствующего эмоционального состояния, для отвлечения от своих болезненных ощущений. Эти игры могут назначаться самостоятельно или включаться в комплексы упражнений в утренние часы и возобновляться в послеобеденное время. Хороший сон, аппетит, самочувствие, настроение являются показателями достаточной дозировки физиологической нагрузки.

Подвижные игры. Подвижные игры, насыщенные большим эмоциональным началом, включающие различные формы передвижений, в том числе бег и прыжки, требующие ловкости, ‘выносливости, координации движений, всесторонне влияют на организм. Они положительно воздействуют па все органы, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Назначая ту или иную игру, методист должен хорошо знать коллектив больных, принимающих участие в игре, состояние их здоровья, физиологические реакции на игровое напряжение. Не нарушая хода игры, он обязан внимательно следить, чтобы больные не утомлялись и чтобы эмоциональный подъем не мешал учету первых признаков усталости.

Спортивные игры. Число спортивных игр, включаемых в лечебную физкультуру, весьма ограничено. Большинство спортивных игр требует сложной координации движений, быстрого бега, резких прыжков и т. д. К играм, назначаемым больным, относятся волейбол, теннис, баскетбол и городки. Методическую основу этих игр состаил нет интерес к ним, постоянно проявляемый больными, выраженные в играх положительные эмоции, использование разной интенсивности усилий, соревновательное начало.

Содержание каждой игры характеризует их конкретную педагогическую и лечебную направленность. Методист не только должен уметь руководить поведением играющего, следить за правилами игры, устанавливать дозировку и темп игры, необходимые перерывы, но и уметь согласовать назначение игры с клиническими данными больного, с необходимостью дать ему показанные для восстановления функции больного органа движения.

Волейбол. Волейбол наиболее распространенная игра в домах отдыха, санаториях, госпиталях. Популярность волейбола объясняется тем, что в него могут играть люди различного пола и самого различного возраста — от юношеского до пожилого. Волейбол умеренно действует на сердечно-сосудистую систему, на функцию легких. Его назначение показано при нарушении функции движения верхних конечностей (после ранений и травм), для укрепления мускулатуры нижних конечностей и во всех тех случаях, где необходимо вызвать умеренно положительные эмоции у больных, — при болезнях обмена веществ, для укрепления сердечно-сосудистой системы, при неврозах и многих других заболеваниях.

Теннис. Эта игра характеризуется известным напряжением сил, коротким бегом, прыжками в сочетании с разнообразной работой руки с ракеткой. Игра требует владения равновесием, выдержки, точности движений. Теннис развивает мышечную систему, хорошо действует на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. В зависимости от длительности и интенсивности эта игра требует от сердца разного напряжения. Игра обладает большой эмоциональностью. Не каждому больному показан теннис. Необходимо соблюдение тщательного отбора больных для этой игры.

Баскетбол. Ценность баскетбола заключается в его разностороннем воздействии на организм. Игра развивает и укрепляет костно-связочный и нервно-мышечный аппараты, дыхательную и сердечнососудистую системы, развивает быстроту, силу, ловкость, умение ориентироваться. Вследствие непрерывности игры, большого напряжения сил баскетбол является игрой большой физиологической нагрузки и ярко выраженной эмоциональности. Баскетбол или его элементы назначаются врачом со строгим учетом общего состояния больного.

Городки. Игра в городки при небольшом напряжении сил умеренно воздействует на сердечно-сосудистую и легочную системы и показана в тех случаях, когда требуется улучшить функцию двигательного аппарата, особенно плеча, локтевого и лучезапястного суставов.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.