Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Игры младших детей в помещении при сниженной температуре

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Суровая зима Заполярья не позволяет регулярно проводить прогулки с самыми маленькими жителями Севера. Поэтому в дни, когда из-за больших морозов и сильного ветра вывести де­тей на прогулку не удается, организуются игры в группе при сниженной температуре. Это практикуется чаще всего в группах раннего возраста, но в некоторых случаях, особенно в суровые зимы, и в младших дошкольных.

Обычное проветривание помещения не дает желаемого ре­зультата: во-первых, температура резко снижается, а помещение проветриться целиком не успевает, во-вторых, из открытой фра­муги поступает такой холодный поток воздуха, что пребывание детей в помещении во время проветривания невозможно и их приходится выводить в другое, менее приспособленное для игр помещение. Организация игр при сниженной температуре требу­ет от персонала четкого выполнения правил. Методику их не­обходимо отрабатывать с персоналом каждой группы отдельно.

Один из важнейших моментов — поддержание постоянной температуры воздуха в помещении.

Можно применять три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое, когда воздух проходит через оконные проемы в смежных стенах; сквозное, когда воздух проходит через окна в противоположных стенах.

Вначале путем сквозного проветривания температура возду­ха в помещении доводится до +13, + 14°С. Детей в это время выводят в приемную для одевания. В присутствии детей приме­няется одностороннее проветривание. Фрамуга приоткрывается так, что холодный поток воздуха направляется вверх и поступа­ет в группу, постепенно согреваясь, что позволяет дольше дер­жать фрамуги открытыми. Снижение температуры воздуха до + 13, +14° не всегда возможно. В зависимости от направления и силы ветра, температуры воздуха на улице, расположения груп­повых комнат в некоторых помещениях температура снижается только до +16°С. Обязательно наличие в группе 2—3 градусни­ков, расположенных в разных концах группы на высоте роста детей и на полу. Важен постоянный контроль за температурой воздуха со стороны врача, старшей медсестры.

В зависимости от температурных условий нужно дифферен­цированно подходить к организации двигательной активности детей и подбору одежды во время игр. При температуре воздуха + 13, +14 °С, как показала практика, дети себя хорошо чувст­вуют в теплых шерстяных костюмчиках, вязаной шапочке и су­конных ботинках. При температуре воздуха + 16 °С им надева­ют лишь легкие кофточки и колготки.

Одежда, предназначенная для одевания, должна храниться в специальных мешочках и складываться в определенном порядке: сверху рейтузы, под ними кофточка, затем шапочка. Мешочек вешают в шкаф ребенка, теплые ботинки стоят там же. Такой четкий порядок хранения одежды необходим, чтобы воспитатель и няня группы могли быстро одеть ребенка. При раздевании одежда складывается в обратном порядке — шапочка, кофточка, рейтузы. Хорошо, если имеются теплые ботинки без шнурков, с удобными застежками или вовсе без них.

Если температура воздуха на улице очень низкая, с ветром, то и температура в группе при открывании форточек быстро сни­жается. В таком Случае процесс одевания детей раннего возра­ста проводится следующим образом. Сначала в раздевалку вы­водят одну подгруппу детей для одевания. Вторая подгруппа пока продолжает играть в группе при закрытых фрамугах. В раздевалке игрушки расположены так, чтобы часть детей могла играть. Одевая детей, воспитатель побуждает их быть по воз­можности более самостоятельными.

Когда вся первая подгруппа детей одета, в раздевалку выво­дят вторую подгруппу. В групповой в это время открывают фра­муги, и туда вводят одетых для прогулки детей первой под­группы.

Воспитатель сразу приступает к организации игры детей в группе, няня в раздевалке помогает одеться второй подгруппе. Каждый одетый ребенок сразу идет играть в группу.

Если погода теплая, безветренная и температура в группе при открытых фрамугах снижается медленно, то всех детей выводят в раздевалку одновременно. В группе открывают фраму­ги. Воспитатель и няня одевают детей, начиная с рейтуз, в по­следнюю очередь надевают шапочки и завязывают их. Когда одета половина детей, воспитатель входит с ними в групповую. Няня заканчивает одевание остальных детей. Во второй млад­шей группе дети более самостоятельны, и это позволяет ускорить процесс их одевания. Но в любом случае желательно дать пер­соналу группы в помощь третьего взрослого, например няню старшей группы, чтобы ускорить процесс одевания и избежать перегревания детей.

Игры детей при сниженной температуре воздуха как раннего, так и младшего дошкольного возраста должны отличаться боль­шей двигательной активностью, чем при обычной комнатной тем­пературе. В противном случае дети охлаждаются: руки стано­вятся холодными, кожа бледнеет.

Детям предоставляются безопасные для самостоятельного использования физпособия, предназначенные для развития ос­новных движений: доска, бревно, лесенка-стремянка, дуги для подлезания, лесенка для перешагивания, ящики, подвешенный к сетке мяч для толкания, корзины с мячами, лотки для прокаты­вания мячей, всевозможные двигатели. Предпоч­тение отдается двигателям, в которых можно что-то перево­зить: кубики, кирпичики, кукол, зверюшек. Воспитатель должен уметь руководить самостоятельной деятельностью детей: обес­печить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за игрой.

С целью увеличения двигательной активности необходимо так влиять на сюжетные и дидактические игры, чтобы, не отры­вая ребенка от содержания игры, ввести в нее элементы двига­тельного характера, например предложить ему пойти с куклой погулять, покатать ее в тележке, научить ее ходить по горке и т. п. Если ребенок слишком долго сидит и нанизывает кольца, надо посоветовать ему надеть колечки на стержни, укрепленные в стене. Ребенок должен подойти к стенке, нанизывать кольца левой и правой рукой, подтягиваясь на носках. Для увеличения двигательной активности, поддержания положительно-эмоцио­нального тонуса проводятся 1—2 подвижные игры, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами.

Следует отметить, что игры детей при температуре воздуха + 13, +14°С должны отличаться большей двигательной актив­ностью, чем при +16°С.

При температуре +16°С для младших дошкольников важно организовывать игры таким образом, чтобы они не перегрева­лись, поэтому проводятся более спокойные сюжетные игры («Охотник и зайцы», «Накинь кольца»). В индивидуальную ра­боту с детьми включают такие основные виды движения, кото­рые не требуют большой двигательной нагрузки: метание, бросание и ловля мяча, прокатывание мяча, ходьба, упражнения в равновесии. Сюжетно-ролевые игры (например, «Больница», «Парикмахерская», «Строитель») также проводятся с умеренной двигательной нагрузкой, В целом методика проведения игр в помещении со сниженной температурой одинакова как для детей раннего, так и младшего дошкольного возраста. Примерная последовательность игровой деятельности детей в помещении при сниженной температуре воздуха (до +13°С) и открытых фрамугах может быть такая: 1) подвижная игра; 2) сюжетная игра средней подвижности; 3) подвижная игра; 4) сюжетно-ролевая игра; 5) использование физоборудования (перечень пре­дусматривается); 6) индивидуальная работа с детьми; 7) само­стоятельные игры детей с дополнительным материалом.

Конкретный подбор игр и физоборудования производится с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Заканчивать игры при сниженной температуре воздуха в по­мещении надо за 30 мин до обеда. Когда температура воздуха достигнет +18 — +20oC, детей раздевают и организуют с ними спокойные игры, стараясь разместить их в разных местах группы.

Необходимо вести большую разъяснительную работу с роди­телями, так как некоторые из них категорически возражают про­тив пребывания детей в сильные морозы в комнате с открытыми форточками. На родительских собраниях врач должен убедить родителей в пользе для здоровья этого мероприятия.

Важно приглашать родителей-в ясли, чтобы они посмотрели, как дети чувствуют себя во время таких игр, проводить на роди­тельских собраниях анализ простудных заболеваний за месяц, отмечать тенденцию к их снижению. Это поможет сформировать у родителей положительное отношение к пребыванию детей в помещении при открытых форточках.

Снижение простудных заболеваний результат целой систе­мы оздоровительных и закаливающих мероприятий, проводи­мых в дошкольном учреждении. И игры зимой в помещении при сниженной температуре воздуха занимают в этой системе зака­ливания не последнее место. Их проведение положительно ска­зывается на развитии у детей форм общения со сверстниками, на увеличении их двигательной активности, на совершенствова­нии опорно-двигательного аппарата.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.