Игры народов севера, используемые на прогулках с детьми
Рубрика: Упражнения и игры для детейМаленькие норильчане — жители Таймырского национального округа, и естественно, их надо знакомить с трудом, бытом, фольклором, играми, праздниками коренных жителей Таймыра (долган, нганасан, ненцев). Народные промыслово-оленеводческие праздники с участием представителей различных поколений известны у населения Севера давно. В них включаются народные игры-состязания, в основном для молодежи: гонки на оленьих упряжках, гонки на лодках (летом), бег на лыжах, стрельба из лука и огнестрельного оружия, метание маута, перетягивание каната, национальная борьба, прыжки через нарты, бросок камня через речку. Во всех этих состязаниях, конечно, важен результат, желание быть победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3—4-летнего возраста дети коренных национальностей Севера учатся метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками.
По нашему мнению, многие игры народов Севера можно проводить в детском саду, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревка, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Вес игры народов Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.
1 См.: Строкач Ю. Б. Народные традиции и подготовка современных промыслово-сельскохозяйствениых кадров. Новосибирск, 1956.
В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг, Каждый приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению всеми принятого условия. В такой игре можно и отличиться, но только если это не нарушает общего порядка. В этом состоит общественная и педагогическая ценность игр.
Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуру воздуха. Очень важно предварительно знакомить детей с содержанием и правилами игры. При этом объяснение надо сочетать с показом движений: как правильно бегать, метать, прыгать.
Игра «Тройной прыжок» заключается в следующем. На участке проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыгают в порядке очередности. Начинают прыгать с одной ноги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще раз, приземляясь уже на обе ноги. Выигрывает тот, кто дальше прыгнул.
Игру можно проводить и по звеньям, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждого звена и начинают по сигналу прыжки. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается стремление не подвести свое звено, чувство ответственности за выполнение правил игры перед товарищами, чувство коллективизма.
Национальная долганская игра «Ловкий оленевод» способствует развитию у детей четкой координации движений, умения действовать по сигналу, упражнению в беге с увертыванием и в ловле.
В детских садах Севера проводятся вечера развлечений, связанные с началом и концом, полярного лета. В них включаются игры «Гонки на оленьих упряжках», игра-хоровод «Хейро» (означает «солнце»), В хороводе в такт слову «хейро» дети выполняют простые ритмичные движения; характер их зависит от фантазии воспитателя, умения детей четко, одновременно выполнять показанное им движение. Такие игры знакомят детей с жизнью коренных жителей Таймыра, словарным составом языка, что имеет большое значение для воспитания у них чувства патриотизма и интернационализма.
Ниже приведено описание некоторых игр народов Севера, которые целесообразно использовать в работе с дошкольниками. Прыжки через парты (ненецкая игра). В ряд ставится 5—6 санок параллельно друг другу на расстоянии 40—50 см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.
По правилам игры начинать прыгать можно только по сигналу воспитателя; прыгать на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать санки.
Борьба на палке (ненецкая игра).
На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.
Ловля оленей.
На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами. На расстоянии 1,5—2 и вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю. Дети могут накидывать петлю по двое одновременно. Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя. Правила игры: набрасывать петлю можно только по сигналу.
Охота на волка.
Задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего волка. Фигура волка вырезается из фанеры или картона. Охотник встает в 4—5 м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.
Охота на куропаток.
Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, где имеются гимнастические стенки, вышки или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся 3—4 охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу воспитателя «охотники» куропатки улетают, садятся па ветки, взбираются на возвышения; охотники стараются попасть в куропаток, бросая в них мячом. Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальнейшей игре не принимают участия. После 2—3 повторений выбираются новые охотники, игра возобновляется. Правила игры: куропатки улетают только по сигналу воспитателя «охотники», а охотники начинают ловить куропаток только после этого сигнала. Бросать мяч можно только в ноги.
Олени и оленевод (долганская игра).
Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на оленя маут. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3—4 оленей. Затем выбирается новый оленевод. Основное правило игры состоит в том, чтобы накидывать маут только на туловище оленя, не затягивая его. Накидывать маут можно только после сигнала.
Участвуя в перечисленных выше играх, дошкольники, преимущественно старшего возраста, могут проявить ловкость, решительность и выдержку, померяться друг с другом силами. Все эти игры доставляют им много удовольствия и радости. Игры народностей Севера могут быть использованы в детских садах не только во время прогулок, но и на вечерах досуга и праздниках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.