Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Игры народов севера, используемые на прогулках с детьми

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Маленькие норильчане — жители Таймырского национально­го округа, и естественно, их надо знакомить с трудом, бытом, фольклором, играми, праздниками коренных жителей Таймыра (долган, нганасан, ненцев). Народные промыслово-оленеводческие праздники с участием представителей различных поколений известны у населения Севера давно. В них включаются народные игры-состязания, в основном для молодежи: гонки на оленьих упряжках, гонки на лодках (летом), бег на лыжах, стрельба из лука и огнестрельного оружия, метание маута, перетягивание каната, национальная борьба, прыжки через нарты, бросок кам­ня через речку. Во всех этих состязаниях, конечно, важен ре­зультат, желание быть победителем. Здесь проявляется мастер­ство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с детства. Например, начиная с 3—4-летнего воз­раста дети коренных национальностей Севера учатся метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за соба­ками.

По нашему мнению, многие игры народов Севера можно про­водить в детском саду, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревка, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Вес игры народов Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.

1 См.: Строкач Ю. Б. Народные традиции и подготовка современных промыслово-сельскохозяйствениых кадров. Новосибирск, 1956.

В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг, Каждый приучается к совместным и согласованным дей­ствиям, выполнению всеми принятого условия. В такой игре можно и отличиться, но только если это не нарушает общего порядка. В этом состоит общественная и педагогическая цен­ность игр.

Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуру воздуха. Очень важно предвари­тельно знакомить детей с содержанием и правилами игры. При этом объяснение надо сочетать с показом движений: как пра­вильно бегать, метать, прыгать.

Игра «Тройной прыжок» заключается в следующем. На участке проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыгают в порядке очередности. Начинают прыгать с одной но­ги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще раз, приземляясь уже на обе ноги. Выигрывает тот, кто дальше прыгнул.

Игру можно проводить и по звеньям, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждого звена и начинают по сигналу прыжки. Выиг­рывает звено, участники которого прыгают дальше. В этом ва­рианте игры у детей воспитывается стремление не подвести свое звено, чувство ответственности за выполнение правил игры пе­ред товарищами, чувство коллективизма.

Национальная долганская игра «Ловкий оленевод» способст­вует развитию у детей четкой координации движений, умения действовать по сигналу, упражнению в беге с увертыванием и в ловле.

В детских садах Севера проводятся вечера развлечений, связанные с началом и концом, полярного лета. В них включают­ся игры «Гонки на оленьих упряжках», игра-хоровод «Хейро» (означает «солнце»), В хороводе в такт слову «хейро» дети выполняют простые ритмичные движения; характер их зависит от фантазии воспитателя, умения детей четко, одновременно выполнять показанное им движение. Такие игры знакомят детей с жизнью коренных жителей Таймыра, словарным составом язы­ка, что имеет большое значение для воспитания у них чувства патриотизма и интернационализма.

Ниже приведено описание некоторых игр народов Севера, которые целесообразно использовать в работе с дошкольниками. Прыжки через парты (ненецкая игра). В ряд ставится 5—6 са­нок параллельно друг другу на расстоянии 40—50 см. Играю­щие в порядке очередности прыгают через них.

По правилам игры начинать прыгать можно только по сигна­лу воспитателя; прыгать на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать санки.

Борьба на палке (ненецкая игра).

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упи­рается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры прос­тые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

Ловля оленей.

На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами. На расстоянии 1,5—2 и вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они на­кидывают на рога оленя веревочную петлю. Дети могут наки­дывать петлю по двое одновременно. Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя. Правила игры: набрасывать петлю можно только по сигналу.

Охота на волка.

Задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего волка. Фигура волка вырезается из фанеры или картона. Охотник встает в 4—5 м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.

Охота на куропаток.

Дети, изображающие куропаток, раз­мещаются на одной стороне площадки, где имеются гимнасти­ческие стенки, вышки или скамейки. На противоположной сто­роне площадки находятся 3—4 охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу воспитателя «охотники» куро­патки улетают, садятся па ветки, взбираются на возвышения; охотники стараются попасть в куропаток, бросая в них мячом. Те дети, которых коснется мяч, отходят в сторону и в дальней­шей игре не принимают участия. После 2—3 повторений выби­раются новые охотники, игра возобновляется. Правила игры: куропатки улетают только по сигналу воспитателя «охотники», а охотники начинают ловить куропаток только после этого сиг­нала. Бросать мяч можно только в ноги.

Олени и оленевод (долганская игра).

Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя «ло­ви» все разбегаются по площадке, а оленевод старается наки­нуть на оленя маут. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3—4 оленей. Затем выбирается новый оленевод. Основное правило игры состоит в том, чтобы накидывать маут только на туловище оленя, не за­тягивая его. Накидывать маут можно только после сигнала.

Участвуя в перечисленных выше играх, дошкольники, преи­мущественно старшего возраста, могут проявить ловкость, ре­шительность и выдержку, померяться друг с другом силами. Все эти игры доставляют им много удовольствия и радости. Игры на­родностей Севера могут быть использованы в детских садах не только во время прогулок, но и на вечерах досуга и праздниках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.