Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Исправления дефектов осанки

Рубрика: В детской хирургии

Коррекция. Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (пи­тание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспита­ния.

К задачам такого воспитания относятся следующие:

1. Улучшение и нормализация течения нервных процессов, норма­лизация эмоционального тонуса ребенка. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспе­цифической сопротивляемости детского организма.

2. Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».

3. Исправление имеющегося дефекта осанки.

4. Формирование и закрепление правильной осанки.

Особенности методики физического воспитания при дефектах осан­ки. Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия дол­жны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обяза­тельно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкуль­туры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой с детьми, у которых имеются нарушения осанки, проводятся группами по 10—15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у ребят вырабаты­вается представление о правильной осанке и путем подбора спе­циальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологиче­ские предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общераз­вивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической под­готовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью спе­циальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные фи­зиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Пра­вильное положение частей тела во время движений, работы и при важ­нейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для раз­вития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К та­ковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечи­вая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мы­шечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения сре­динного положения тела более ослабленные мышцы на стороне откло­нения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются сле­дующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнения, способствующие укреплению мышц задн. поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнения для укрепления мышц пояс­ничного отдела спины и передн. поверхности бедер.

Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигает­ся в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наи­более выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуло­ватой спине).

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на рас­тягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшно­го пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положе­ния лежа на спине. Наиболее эффективны из них такие, когда одновре­менно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных ча­стей тела. После объяснений, необходимых для представления о пра­вильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимокон­троль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, когда к мы­шечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осан­ки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражне­ний, при которых обязательно сохраняется правильное положение та­за, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко ис­пользуют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.