Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Карма-йога — усердная работа над собой

Рубрика: Теория

Карма-йогу чаще всего называют «деятельной фор­мой йоги». Она дает людям, ведущим обычный образ жизни и имеющим работу и семью, возможность при­коснуться к главным ценностям учения йоги. Она очень подходит всем нам уже тем, что дает нашей «производственной этике» обоснование, связанное с высшей духовностью.

Слово «карма» имеет, помимо своего расхожего значения, еще множество других. Всеобщее убежде­ние в том, что это слово значит «покорность судьбе», на самом деле ошибочно. Слово «карма» берет свое начало от слова «kri», на санскрите означающего «де­лать», «действовать» и имеющего много дополнитель­ных значений. По сути дела, Карма-йога предполагает ведение нормального образа жизни при отказе, однако, от погони за личной выгодой.

Для того чтобы понять смысл Карма-йоги, нужно сначала понять заложенную в ее основе мысль о причине и следствии. Любое действие вызывает ответ­ное действие. В этом легко убедиться, наблюдая за по­вседневной жизнью, где наши поступки имеют приятные или неприятные последствия, так же как и прихо­дящие нам в голову мысли и идеи. Например, я, рабо­тая в данный момент над своим сайтом, знаю, что все множество мыслей в моей голове, в том числе и те, которые были мне подсказаны моими наставниками, сначала превратятся в видимые глазом слова на экра­не компьютера, а затем — в сайт. Мир, как мы видим, находится в постоянном движении, в котором все взаимосвязано, причем наша жизнь целиком отдана на милость этого движения.

Скрытый механизм движения мира наблюдать на­много сложнее, чем его внешние проявления: здесь мы уже вступаем во владения всевозможных эзотери­ческих культов. Можно обратиться к психологии, ко­торая говорит нам о том, что все происшествия в на­шей жизни являются результатом каких-либо проис­ходящих внутри нас процессов, о которых мы и не подозреваем. Наши сознательные действия иногда мо­гут полностью противоречить тому, что происходит внутри нас — своим поведением и даже своими словами мы часто предаем ту глубинную сущность нашей личности, которая заложена в нас с рождения. Все аспекты нашей жизни, включая мыслительные процессы, способны ощутимо воздействовать на нас самих и на окружающих. Если вернуться к примеру со мной, то все связанные со мной эмоции, будь то усталость или чувство досады, которые я совершенно не хотела доносить до читателя, все равно в той или иной форме дойдут до него. Ему в эту минуту может показаться, что это — игра его собственного воображения. Но если я сознательно захочу донести до чи­тателя свои мысли и эмоции, то он уж непременно это почувствует.

Изучая этот эффект «вселенской взаимосвязи», мы можем представить его себе как нашу «подключенность» к миру, и, следовательно, друг к другу. Тут уже не возникнет сомнения в том, что мы обладаем на­много большей силой, чем нам всегда казалось. Наши бесконечные возможности в области созидания и разрушения оказывают влияние на весь окружающий нас материальный мир. Мы умеем делать все — от бомб до детей. Гораздо сложнее представить себе то, как наши действия и способности проявляются в тех сферах бытия, которые нам пока недоступны для обо­зрения. Как раз этим и занимается Карма-йога.

Итак, если мы исходим из того, что наш мир дви­жется за счет постоянной смены обстоятельств и различных ситуаций, мы не можем не задаться во­просами: какую роль мы должны во всем этом иг­рать, и как это сделать наилучшим образом? Посколь­ку главная цель йоги — освобождение нашей личнос­ти от всего «ненастоящего» и достижение состояния духовного просветления, ответ на поставленный выше вопрос может заключаться в необходимости отказа от этой «игры». Говоря то же самое языком йоги, су­ществует высшее состояние жизни, где нет постоян­ных противоречий между нашими действиями, уничто­жающих эффект этих действий. Если мы в ответ на то или иное свое действие ощущаем резонанс, кото­рый, в силу нашего несовершенства, не удовлетворяет нас, дело заканчивается тем, что мы пытаемся соб­ственноручно поставить Вселенную с ног на голову.

Но мы слишком забегаем вперед. Карма-йога в своем практическом воплощении всего лишь пытает­ся научить нас разбираться в жизненных ситуациях. Как правило, мы работаем, надеясь на ту прибыль, ко­торую мы получим в результате — не имеет значе­ния, будет это вознаграждением материальным или моральным. Часто мы ловим себя на мыслях об этом «сладком будущем» — в этот момент мы можем быть утомлены работой, все может валиться у нас из рук, — но мы все же думаем о результатах. Никому в нашем современном мире и в голову не придет, что такие вознаграждения даже частично не окупают на­шего труда. Идея Карма-йоги состоит в том, чтобы воспитывать в себе умение работать, не «привязыва­ясь» к результатам своего труда, больше заботиться не о том, «зачем», а о том «как» следует работать, для того чтобы в конечном итоге получить представле­ние об истинном смысле наших усилий. Таким обра­зом мы со временем научимся лучше понимать, к ка­ким последствиям могут привести те или иные наши действия.

По ходу наших размышлений мы осознаем, что не­которые из наших действий неприятны нам самим и окружающим нас людям. Мы также можем прийти к выводу, что даже положительный результат нашей ра­боты, каким бы важным он нам ни казался — не что иное, как незначительный фрагмент в бесконечной череде сменяющих друг друга взлетов и падений. Вопрос в том, хотим ли мы быть участниками этого непрерывного аттракциона, этаких «американских го­рок», или все же мы хотим испытать состояние боль­шей стабильности, прикоснуться к тому, что йога на­зывает «настоящей» реальностью?

Учение Карма-йоги утверждает, что если мы в на­шей работе отвлечемся от достижения всех сугубо личных целей и, по возможности, от каких-либо целей вообще, мы сможем в конечном итоге вырвать­ся из бесконечного круговорота причин и следствий. Мы не только сможем избавить себя от непрерыв­ного отягощения нашей кармы или от негативных последствий, вызванных нашими действиями, мы так­же избавим себя ото всех прочих проявлений этих последствий, даже на неизвестных нам уровнях. Кар­ма-йога утверждает, что отказ от погони за выгодой в нашей повседневной жизни наилучшим образом подготовит нас к финальному перерождению.

Принципы Карма-йоги были впервые сформулиро­ваны в «Бхагавад-Гите», части эпоса «Махабхарата». В ней молодой воин Арджуна, собираясь на битву, спрашивает бога Кришну о том, как ему следует вы­полнить свой долг наиболее сознательно. Кришна со­ветует ему действовать самозабвенно, не думая о сво­ей личной выгоде.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.