Комплекс II упражнений массажа для детей 3—4 мес
Рубрика: МассажУпражнение 1. Массаж рук поглаживанием 6—8 раз, как для детей 1/2— 2 мес.
Упражнение 2. Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны. Медицинская сестра укладывает ребенка ногами к краю стола и к себе. Затем обхватывает ладони ребенка с тыльной стороны, скрещивает руки на груди и разводит их в стороны.
Упражнение 3. Массаж живота. Его производят, как описано на стр. 148. В этом возрасте можно ввести массаж растиранием. Растирание прямых мышц живота производят ладонями обеих рук. Осуществляются разнонаправленные движения руками — правая рука движется по направлению от левого подреберья к подвздошной области, а левая — в противоположном направлении. Данное движение производят 5-8 раз (рис. 30). Растирание косых мышц живота осуществляют при исходном положении рук в области поясничных мышц и перемещают их по направлению к пупку (рис. 31).
В заключение проводят поглаживание живота (6—10 раз).
Упражнение 4. Массаж ног осуществляют в том же положении ребенка, как и в предыдущем упражнении. Начинают массаж с поглаживания, далее переходят к растиранию (рис. 32). Оно заключается в мелких движениях руки по наружному краю голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Далее переходят к кольцевидным растираниям ног. Производят вкручивающие движения большого и указательного пальцев обеих рук по наружной и внутренней стороне бедра — в направлении от стопы к паху.
Необходимо чередование поглаживания с другими видами массажа и гимнастическими упражнениями.
В этом возрасте появляются первые признаки торсии при повороте со спины на живот. При этом следует стремиться развивать данную функцию, которая, начиная с полугодовалого возраста, реализуется самостоятельно. Для этого предназначены упражнения 5 и 6.
Упражнение 5. Необходимо его выполнять без торсии. Ребенок лежит на спине. Сестра придерживает его правой рукой за ноги, левой — за левую руку и поворачивает таз его влево. При этом не следует резко перемещать ребенка в сторону. Необходимо дать возможность ему самому осуществить поворот головой — выполнить асимметричный установочный шейный тонический рефлекс. Аналогичным образом производят попорот вправо, взяв левую руку и ногу. Упражнение выполняют 1—2 раза.
Упражнение 6. В этом возрасте можно производить поворот ребенка со спины на живот, используя поворот только ноги или таза. С этой целью берут ребенка за голень правой ноги, сгибают ее в тазобедренном и голеностопном суставах и поворачивают влево. При этом туловище ребенка также поворачивают влево. Аналогично можно поворачивать ребенка за руку. В данном возрасте еще отсутствует торсия, но ее элементы уже представлены. Они нужны в упражнениях для того, чтобы и дальнейшем ребенок смог сам их использовать при переворотах со спины на живот, а далее и для того, чтобы встать на ноги (рис. 33).
Упражнение 7. Массаж спины производят в положении ребенка на животе. Начинают упражнение с поглаживания я далее переходят к растиранию, которое осуществляют ладонями по направлению от ягодиц к шее по ходу длинных мышц спины (рис. 34).
Упражнение 8. Массаж грудной клетки проводят в положении ребенка на спине. После первоначального общего поглаживания переходят к веерообразному поглаживанию ладонью по ходу грудных мышц в направлении к подмышечным впадинам. Далее производят массаж следующим образом. Грудную клетку ребенка обхватывают руками так, чтобы большие пальцы находились натруди параллельно нижнему краю V ребра. Большие пальцы согнуты, остальные пальцы плотно обхватывают боковую поверхность грудной клетки и спину ребенка. Движения пальцев должны быть такими, чтобы слегка приподнимать кожу грудной клетки и спины ребенка круговыми движениями. В конце упражнений производят поверхностные поглаживания 4—6 раз.
Массаж стоп, пританцовывание и упражнения для стоп аналогичны таковым для детей ИД—3 мес.