Купание и обучение плаванию как средство закаливания и оздоровления детей
Рубрика: Родителям и детямКупание, игры и упражнения в воде содействуют физическому развитию детей; укрепляют мышцы спины, живота, рук, ног, усиливают газообмен в легких, успокаивающе действуют на нервную систему; у ребенка исчезает вялость, улучшается аппетит и сон. Они являются одним из активнейших средств закаливания и повышения двигательной активности детей, что так необходимо в условиях Крайнего Севера. Купаясь в бассейне, дети осваивают простейшие навыки плавания.
В целях закаливания в дошкольных учреждениях Норильска купание и обучение детей плаванию организуются в бассейнах при дошкольных учреждениях и в городском плавательном бассейне спортивного клуба «Заполярник» ДСО «Труд».
В яслях-саде № 57 плавательный бассейн находится на третьем этаже. Он имеет удобную, свободную планировку. Кроме ванной, комплекс включает 3 душевые кабины, 2 комнаты для раздевания детей (площадью по 14 м2). Наибольшая глубина воды доходит до 77 см. Размеры бассейна 3X8 м. Наполняется он водой через 4 навесные трубы. Помещение освещается лампами дневного света и эритемными. Ежедневно в бассейне могут заниматься 3 группы. Расписание в бассейне составлено с таким расчетом, чтобы не нарушались основные режимные моменты. Зимой после купания в оставшееся до обеда время дети находятся в группе или на веранде, а летом гуляют на улице. В принципе летний и зимний графики занятий в бассейне одинаковы. Летом плавание в бассейне начинается раньше на 25 мин за счет сокращения количества занятий в этот период.
При купании необходим строгий контроль за детьми по состоянию здоровья, индивидуальным психофизическим состоянием детей, который осуществляют врачи и старшая медсестра детского сада. Врач наблюдает за здоровьем всех детей, измеряет рост, вес, окружность груди каждого ребенка.
С целью квалифицированного руководства купанием детей 1 воспитатели предварительно обучались по определенным вопросам теории и методики организации и проведения занятий в бассейне. Были организованы консультации, беседы, просмотры занятий с детьми разных возрастных групп в городском бассейне. Были рассмотрены следующие темы: 1) «Цель и задачи занятий в бассейне. Их организация» — консультация методиста; 2) «Оборудование. Вопросы техники безопасности»—консультация заведующей; 3) «Организация детей. Форма и методика занятий» —консультация и просмотр занятия в городском бассейне; 4) практический показ занятий’ в детском саду по возрастным группам с последующим анализом — руководитель—заведующая, методист; 5) «Врачебно-педагогический контроль» — консультация старшей медсестры; 6) «Работа с родителями» — консультация заведующей.
При проведении купания детей няни являются первыми, помощниками воспитателя. Поэтому их тоже надо было научить обслуживать бассейн и ознакомить с организацией детей, методикой занятий. Подготовкой воспитателей и нянь к проведению занятий с детьми в бассейне руководила заведующая детским садом.
Организуются занятия и подготовка к ним в настоящее время следующим образом. Вся группа детей делится на 2 подгруппы. Сначала в бассейн вместе с воспитателем идут мальчики. В первой раздевальной комнате они снимают верхнюю одежду, обувь. Затем переходят во вторую комнату, где надевают шапочки, берут мыло и мочалку и моются в душе. Температура воды в душе +36°, +38 «С. После душа, надев трусики для купания, мальчики с воспитателем проходят в помещение бассейна, где проделывают «сухую» разминку (2—4 мин), и после этого входят в воду. В это время девочки с няней заходят в раздевальную, под ее присмотром раздеваются, моются, готовятся к купанию. Но разминку с девочками проводит воспитатель, а няня и медсестра наблюдают за мальчиками, которые обычно повторяют несложные упражнения в воде.
Возможно организовать разминку иначе — провести на прогулочной веранде для всей группы одновременно или непосредственно перед душем подгруппами. В этих случаях длительность разминки увеличивается до 7—10 мин.
После купания дети подгруппами выходят из бассейна, принимают согревающий душ (температура -4-40°С) и моются без мыла, затем растираются полотенцами. Контроль и помощь воспитателя в этот период особенно необходимы детям второй младшей и средней групп.
Упражнения на воде повторяются в течение 1,5—2 недель, в зависимости от их освоения детьми. Они могут повторяться с изменениями и дополнениями упражнении из предыдущих занятий, применяемых для закрепления. Упражнения должны подбираться в определенной последовательности, а именно; 1) элементарные движения рук и ног; 2) передвижение в воде; 3) погружение в воду; 4) упражнения на дыхание; 5) лежание на воде; 6) скольжение; 7) скольжение с движениями рук и ног; 8) плавание.
При такой последовательности воспитателю легче осуществлять обучение, а дети лучше осваивают плавательные движения, потому что каждая предыдущая группа упражнений служит основой для последующих. Но приучать детей регулировать дыхание надо с первых дней, включая соответствующие упражнения и в разминку, а также игры.