Лапта с препятствиями
Рубрика: Упражнения и игры для детейПодготовка к игре. Игра проводится на площадке размером 30X20 или 40X30 м. По четырем сторонам площадки чертят четыре «города», три из них размером 1X1 м, а четвертый — главный — 3X3 м. Перед каждым маленьким «городом» расставляют препятствия.
Перед первым ставят параллельно две гимнастические скамейки на расстоянии2 модна от другой, перед вторым —стойки с веревочкой, подвешенной на высоте80 см, перед третьим — гимнастический конь.
Играющие делятся на две команды. Каждая выбирает своего капитана. По жребию одна команда становится в главном «городе», а другая—в «поле» (располагается по всей площадке между городками). У команды, находящейся в «городе», имеются мяч и лапта.
Описание игры. Команда, находящаяся в «городе», называется подающей. Другая команда, разместившаяся по всему «полю» между «городами» и сзади них (если имеется такая возможность), называется командой «поля». Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и становится на переднюю черту «города», а капитан — на эту же черту напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его лаптой как можно выше и дальше в «поле». Если удар хороший и можно рассчитывать, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый «город», преодолевая на пути препятствия, а затем, если успеет, во второй, в третий и обратно в главный «город». Перед каждым «городом» преодолевает препятствия. Если же игрок отбил мяч плохо и видит, что он не полетит далеко, играющий может совсем не побежать или перебегает только в ближайший «город» и там дожидается следующего удара, чтобы пробежать другие «города» и вернуться в главный «город». Игроки «поля» стараются поймать «свечу» или схватить мяч и попасть им в перебегающего из «города» в «город» игрока.
Если им удастся поймать «свечу» или попасть мячом в перебегающего игрока, они меняются .местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в «поле» следующий по очереди игрок и т. д. Пробившие по мячу стараются преодолеть все препятствия, обежать все «города» и возвратиться в главный «город», не будучи «осаленными» мячом. За такую удачную пробежку команде присуждается одно очко и дается право опять бить по мячу. Учитель записывает очки, выигранные каждой командой.
Таким образом, цель игры подающей команды—отбивать мяч каждый раз возможно сильнее и дальше, чтобы успеть пробежать все «города»; команды, находящиеся в «поле» — поймать «свечу» или «осалить» мячом бегущего «противника».
Играют установленное время или до определенного количества очков. В первом случае по окончании установленного времени выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Во втором случае победительницей считается команда, быстрее другой набравшая определенное количество очков.
Правила игры. 1. Играющий имеет право перебегать из одного «города» в другой только тогда, когда мяч находится в «поле». 2. Не перепрыгнувший гимнастические скамейки, задевший веревочку или не сумевший перепрыгнуть опорным прыжком через коня обязан бежать назад в свой «город». Эта пробежка не засчитывается 3. В одном «городе» могут укрываться несколько игроков. 4. Капитан команды имеет право отбивать мяч
2 раза подряд. Все остальные имеют право на один удар по мячу. Если капитан остался в главном «город» один то ему подает мяч ближайший игрок «поля». 5. Перебегать из одного «города» в другой игроки имеют право пока мяч с поля не перебросили в главный «город».
6. Команды меняются местами и обязанностями в следующих случаях: если кто-либо из подающей команды «осален» в поле во время перебежки; если поймана «свеча» т. е. мяч, посланный из «города», пойман с воздуха, если у подающей команды в главном «городе» нет ни одного игрока, имеющего право бить по мячу. 8. При смене игроки подающей команды занимают те «города» в которых они были в предыдущую игру во время отбивания ими мяча. 9. Игра кончается, когда выиграно условленное количество очков или когда истек установленный
Методические указания. При разучивании игры не надо объяснять сразу все правила, а лучше по ходу игры постепенно добавлять новые.
Сначала надо рекомендовать выпускать в «поле» более слабых игроков с тем, чтобы более сильные могли их выручить в случае неудачи.
При каждой смене команд учитель предлагает учащимся запомнить свои места с тем, чтобы играющие правильно заняли исходное положение к моменту новой смены.