Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура для больных с контузией и коммоцией мозга

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

СХЕМА МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ПЕРИОДАМ КУРСА ЛЕЧЕНИЯ

Первый период лечения—10—15 дней.

Общее тяжелое состояние больного, резкая заторможенность, вялость, слабость, апатия, стойкая головная боль, головокружения.

———

Расстройства голоса и речи    Нарушение вестибулярной функции

Афония, афазия, заикание

Нарушение функции внешнего дыхания. Острые вестибулярные расстройства с выраженным обострением вестибулярной реакции на попытку двигаться.

Лечебная физическая культура противопоказана.

———

Второй период лечения — следующие 15—20 дней — ограничение активного режима.

Улучшение общего состояния и нарастание активности, уменьшение общих мозговых явлений и вегетативных расстройств. Резкое снижение адаптации к физическим нагрузкам при наличии выраженной слабости.

Показана гигиеническая гимнастика в течение дня с малой физиологической нагрузкой, преимуществен но в положений лежа и сидя, лечебная гимнастика с применением простых упражнений без усилия, выполняемых ритмично и в спокойном темпе.

При расстройстве голоса и речи. При нарушении вестибулярной функции


Развитие правильного дыхания с развитием фазы выдоха и вдоха. При паретических формах нарушения дыхания—корригирующие упражнения для грудной клетки, спины, плечевого пояса; при спастических формах — спокойный темп и ритм движений. Активирование выдоха с произношением гласных и согласных звуков. Упражнения для языка, нижней челюсти и мимических мышц

Развитие статокинетической устойчивости. Упражнения в равновесии на широкой площади опоры на месте и с передвижением (страховка) в чередовании с упражнениями в положении сидя. Упражнения в перемене положения тела, связанные с движением головы в боковой и переднезадней плоскости с ограниченной амплитудой. Простейшие упражнения в метании крупных (волейбольных) мячей.

Третий период лечения — все остальное время лечебного курса: тренировочный активный режим.

Улучшение общего состояния при значительном ослаблении общемозговых явлений. Выравнивание вегетативных нарушений, в частности исчезновение или уменьшение сердечно-сосудистых проявлений.

Пониженная адаптация к физическим нагрузкам, остаточные явления общей слабости.

Остаточные явления нарушения речи, понижение слуха, глухота

Статокинетическая устойчивость. Возможны легкие головокружения, слегка усиливающиеся при быстрых движениях головы в разных плоскостях

Показана утренняя гигиеническая гимнастика и лечебная гимнастика с постепенным форсированием общефизиологической нагрузки. Прогулки на свежем воздухе. Простейшие игры на внимание и подвижные.

Постепенное форсирование специальной нагрузки предыдущего периода. Упражнения в углубленном дыхании без произношения и с произношением звуков. Усиление выдоха путем сжатия грудной клетки с боков, задувание свечи, выдувание воздуха на подвешенную полоску бумаги и пр.

Постепенное усложнение методики занятий предыдущего периода. Упражнения с движением головы в разных плоскостях с увеличенной амплитудой. Упражнения во вращении и кружении корпуса, а также в равновесии на широкой и узкой площадях опоры. Упражнения в метании крупных и мелких мячей раз-

Упражнения «мимические» и корригирующие для развития координации и быстроты реакции личными способами. Упражнения с закрытыми глазами как на месте, так и с передвижением, с постепенным увеличением интервала закрывания глаз.

Как в утренней гигиенической, так и в лечебной гимнастике находят широкое применение общеукрепляющие элементарные упражнения в чередовании со специальными. Следует обращать внимание на систематическое укрепление нижних конечностей и мышц спины.

При назначении лечебной физической культуры больным с нарушением речи особое внимание обращают на развитие функции внешнего дыхания, для чего в промежутках между общеукрепляющими упражнениями вводят дыхательные с развитием фаз вдоха и преимущественно выдоха, поэтому продолжительность выдоха бывает больше, чем вдоха. Для усиления выдыхательной функции назначают упражнения в выдувании воздуха через трубку в стакан с водой, надувание камер от мячей, выдувание воздуха на подвешенные полоски бумаги, на легкие целлулоидные мячи и пр. Рекомендуется также использовать дыхательные упражнения с звуковым сопровождением выдоха в такой последовательности: гласные, согласные, шипящие.

Опыт применения лечебной физической культуры в специализированных госпиталях (В. Н. Мошков, Н. С. Подкопаева и др.) в период Великой Отечественной войны показал, что вначале улучшается дыхание — оно становится ровнее, менее напряженным, судорожные движения диафрагмы постепенно уменьшаются, налаживается координация движений грудной клетки в брюшной стенки. Дыхание при разговоре становится свободнее (легче дышать), дыхание и речь постепенно увязываются в общий координированный акт. Вслед за дыханием или одновременно восстанавливается речь: она становится увереннее, громче, больные начинают произносить не только слоги, но слова и фразы.

Назначая лечебную физическую культуру больным с контузией и коммоцией мозга, с нарушением вестибулярной функции, необходимо выполнять следующие методические указания.

1) В течение второго периода лечения наибольшее значение имеют общеукрепляющие упражнения; начиная с середины второго периода следует постепенно форсировать специальную нагрузку на вестибулярный аппарат.

2) Специальные упражнения чередуют с общеукрепляющими. Специальная тренировка усиливается по мере снижения остроты вестибулярной реакции.

3) Упражнения в равновесии рекомендуется постепенно непрерывно усложнять, используя преимущественно широкую площадь опоры. Упражнения в равновесии следует выполнять лучше в начале процедуры или чередовать с упражнениями в положении сидя. При резко выраженной слабости упражнения в равновесии не рекомендуются.

4) Упражнения с изменением положения головы в пространстве в различных направлениях, связанные с наклоном головы вперед (сагиттальная плоскость), в сторону (фронтальная), с поворотом (горизонтальная), усложняются за счет постепенного увеличения амплитуды движений головы как в одной, так и последовательно в разных плоскостях.

5) Необходимо индивидуально учитывать реакцию вольных на движения головы в отдельных плоскостях и соответственно этому подбирать движения с постепенно возрастающей силой раздражения вестибулярного аппарата.

6) Особенно осторожно следует выполнять упражнения с закрытыми глазами и упражнения, связанные с вращением и поворотами головы.

7) При всех движениях, обостряющих вестибулярную реакцию, обязательным условием является выбор устойчивого положения и страховка.

8) Во втором периоде рекомендуется выполнять упражнения в метании только с большим мячом и простыми способами перебрасывания. В третьем периоде способы метания усложняются и применяются мелкие резиновые мячи, вызывающие движения головы в нескольких плоскостях.

9) При появлении кратковременных головокружений, усилении шума или звона в ушах, вообще при обострении субъективной реакции больного не следует прекращать процедуры: в таких случаях включают паузу для отдыха, а затем вводят 2—3 упражнения общефизиологического характера, после чего больной может опять выполнять специальные упражнения.

10. Выполняя упражнения с включением зрительного анализатора, вначале с закрытыми глазами делают один-два шага, а затем постепенно увеличивают это расстояние до 10—15 шагов. Ходьба должна быть спокойной, равномерной, небольшими шагами. Страховка обязательна.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.