Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

В практической работе врачу нередко встречаются больные с нарушениями вестибулярной функции, вызванными непосредственно заболеванием этой системы или же возникшими в связи с поражением других органов.

Синдром вестибулярной дисфункции чрезвычайно многообразен. Он складывается из субъективных ощущений, например кажущегося движения окружающей обстановки (головокружения), тягостного, граничащего с депрессивным состоянием, а также нарушения способности сохранять равновесие и ряда вегетативных и сосудистых изменений (тошнота, рвота, сердцебиение, повышенное потоотделение, рефлекторные явления глаз — нистагм и пр.).

К заболеваниям, наиболее часто поражающим вестибулярную систему и обусловливающим развернутую и по-разному проявляющуюся картину вестибулярного синдрома, следует отнести болезнь Меньера, лабиринтиты, состояния после операций на среднем ухе, вегетоневроз с вестибулярными проявлениями и др. Вестибулярный синдром может быть также вызван энцефалитическим процессом, гипертонической болезнью, травмами головного- мозга и т. п. Как общеклинические проявления, так и степень вестибулярных расстройств при указанных заболеваниях бывают различной тяжести и служат даже причиной потери больными трудоспособности.

В комплексном лечении больных этой группы лечебная физическая культура позволяет значительно сократить восстановительный период, повысить устойчивость вестибулярной системы к различным раздражителям внешней среды, уменьшить вегетативные расстройства и способствует оздоровлению больного.

В основе получения лечебного эффекта лежит положительное влияние лечебной физической культуры . (вестибулярной тренировки) на восстановление нарушений функции вестибулярного аппарата. Положительное влияние вестибулярной тренировки доказано экспериментальными работами на животных (П. К. Анохин, Э. А. Асратян, Н. В. Тимофеев и др.), на здоровых людях (А. Н. Крестовников, В. В. Стрельцов и др.); и рольных (А. С. Гокман, В. Н. Мошков, Г. С. Федорова, Г. С. Циммерман, Г. Н. Шаронова и др.). Свойство Вестибулярного аппарата расширять свою приспособительную функцию под влиянием специальной вестибулярной тренировки выгодно отличает его от других анализаторов. Эта способность к тренировке есть результат обширных связей анализатора, которые лежат в основе компенсационных механизмов при выпадении вестибулярной функции.

Как известно, вестибулярный аппарат — орган равновесия, главное значение которого в том, что он поддерживает определенное положение тела в пространстве и его ориентацию. Ядра вестибулярных нервов через кортико-спинальные проводящие пути (vestibulo-spinalis) связаны с передними рогами спинного мозга, со ‘ всей мышечной системой. При повышенной возбудимости вестибулярной системы нарушается тонус мышц, что ведет к рефлекторным нарушениям статокинетики (Г. С. Циммерман).

Известно также, что внутреннее ухо состоит из улитки и лабиринта. Лабиринт в свою очередь состоит из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочек (sacculus) и мехообразное образование (urticulus). Костная и перепончатая часть полукружных каналов и преддверия имеет одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой.

Принято считать, что причиной, вызывающей перемещение эндолимфы в полукружных каналах и отолитов саккулюса и утрикулюса, является фактор ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускореннием. Полукружные каналы реагируют преимущественно на угловое ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата является начало и конец прямолинейного движения. Под влиянием нервных импульсов, исходящих из вестибулярного аппарата, группы мышц, обусловливающие сохранение

положения тела, изменяют свой тонус, обеспечивая определенную ориентацию организма в пространстве (В. В. Стрельцов) .

Показания к применению лечебной физической культуры зависят прежде всего от тяжести вестибулярных нарушений.

Так, при болезни Меньера в период приступа лечебна» физическая культура противопоказана. В период между приступами она широко показана, особенно при относительно удовлетворительном состоянии, отсутствии головокружения и умеренно выраженных вегетативных нарушениях, при слабо выраженных статокинетических расстройствах.

При меньероподобных синдромах лечебная физическая культура показана вне приступов головокружений при нерезко выраженных статокинетических расстройствах.

При вестибулярном неврозе с сопутствующими вегетативными нарушениями и при наличии общих невротических явлений лечебная физическая культура находит широкое применение вне фазы обострения.

При лабиринтитах лечебная физическая культура показана по миновании выраженных тяжелых вестибулярных расстройств при наличии невыраженных вегетативных и моторных нарушений.

Лечебная физическая культура также показана большинству больных с явлениями раздражения лабиринта при обострении хронических гнойных отитов с умеренными болевыми ощущениями в больном ухе и наличием выделений из него (Г. С. Федорова).

Лечебная физическая культура показана также при нарушениях вестибулярной системы, обусловленных; энцефалитическим процессом, гипертонической болезнью, травмами головного мозга и др. В этих случаях как показания, так и характер вестибулярной тренировки определяются клинической динамикой основного, заболевания.

Наблюдения над пользовавшимися лечебной физической культурой больными с вестибулярными расстройствами показывают, что при систематической, тренировке состояние их резко улучшается. Специальные упражнения не только оказывают общее укрепляющее воздействие на весь организм, но и восстанавливают устойчивость при движениях, уверенность походки. При этом ослабевают или совершенно исчезают головокружения, уменьшаются неприятные субъективные- ощущения тяжести в голове и головные боли. Улучшается общее функциональное состояние больного.

Тренировка вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышает функциональную устойчивость вестибулярного аппарата. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (физическим упражнениям), в связи с чем ее реактивность в значительной степени понижается.

Из средств лечебной физической культуры наиболее важное значение имеет лечебная гимнастика, которая» включает как общую, так и специальную (вестибулярную) тренировку больных.

Не следует также забывать о важном значении для больных указанной группы правильного режима, особенно регулярного сна, питания, отдыха.

Весь курс лечения следует разделить на два основных периода.

Первый период — подготовительный — характеризуется преимущественно выполнением общеоздоровительных упражнений и строго дозированным и постепенным увеличением специальной вестибулярной тренировки.

Второй период — тренировочный; в основе «его лежит широкое использование вестибулярной тренировки с более активной общей нагрузкой на организм.

Во всех случаях индивидуальный подход к больному с учетом его особенностей вестибулярной реакции является основным условием методики лечебной физической культуры (см. схемы процедур лечебной гимнастики).

К специальным видам физических упражнений, оказывающих тренирующее влияние на вестибулярный аппарат, следует отнести упражнения в тренировке равновесия: а) на широкой площади опоры (пол), б) на узкой площади опоры (рейка гимнастической скамьи).

Для воздействия на вестибулярный аппарат с целью снижения его реактивности на изменения положения тела и головы в пространстве применяют движения во всех трех плоскостях. Для воздействия на сагиттальные полукружные каналы и утрикулюс применяют наклоны головы и корпуса вперед, отклонения головы назад и др. как стоя на месте, так и в процессе движения.

Для преимущественного воздействия на фронтальные каналы и саккулюс применяют упражнения, вызывающие отклонения головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны, повороты головы при наклонном вперед корпусе и другие упражнения с использованием снарядов.

Для раздражения горизонтальных полукружных каналов используют упражнения с вращением корпуса: повороты на 180 и 360° как на месте, так и в процессе ходьбы в разных направлениях.

Так как адекватным раздражителем отолитового аппарата является начало и конец прямолинейного движения, ускорение и замедление, то процедуры лечебной физической культуры включают упражнения в ходьбе и беге и другие движения в разном темпе.

Для усиления воздействия на вестибулярную систему предложены упражнения с закрытыми глазами. Кроме того, широко используются упражнения в метании и ловле, упражнения в координации движений с последовательным усложнением.

Описанные физические упражнения являются сильными раздражителями вестибулярного аппарата.

Методика их применения у больных имеет некоторые особенности.

Упражнения в равновесии рекомендуется постепенно, но непрерывно усложнять, используя преимущественно широкую площадь опоры (пол). В первые дни больным с нарушенной походкой предлагают ходить по дорожке шириной до 1 м. Постепенно ширину дорожки уменьшают, в дальнейшем больной должен ходить по прямой линии. Элементы ходьбы по прямой постепенно усложняются включением движений рук и ног.

При развитии относительной устойчивости больной должен ходить по прямой с закрытыми глазами. Сначала глаза закрывают на расстоянии 1—2 шагов, затем постепенно приучают больного делать с закрытыми глазами 10—12 шагов, причем ходьба по прямой осуществляется в разных направлениях (вперед, назад, в сторону). Для тренировки в сохранении равновесия на узкой площади опоры (рейка гимнастической скамьи) рекомендуются упражнения элементарного типа. Этот вид упражнений требует страховки и внимательного наблюдения за больными.

Упражнения, вызывающие изменения положения головы в пространстве в различных плоскостях, должны быть строго дозированы. Следует учитывать, что для одних больных небольшим раздражителем являются движения во фронтальной плоскости (боковые наклоны), для других — в сагиттальной (сгибание), а для третьих — в горизонтальной (вращение, повороты). Еще острее больные реагируют на комбинированные движения, осуществляемые в разных направлениях. В первые дни занятий рекомендуется делать упражнения с ограниченной амплитудой, а по мере привыкания больного экскурсия движений постепенно возрастает. К этому виду’ упражнений следует отнести и упражнения на гимнастическом коврике с изменением положения тела: лежа на спине, на боку, на животе как с открытыми, так и с закрытыми глазами, переход из положения лежа в сидячее, на четвереньки, на колени, стоя, обратно в положение лежа и т. д. в разных вариациях.

Метание и ловля мячей служат раздражителями вестибулярного аппарата. В первые дни лечебного курса дают волейбольные мячи, а в дальнейшем теннисные. Метать приходится не только вперед, но и вверх, в связи с чем больной вынужден откидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость и таким образом тренировать вестибулярный аппарат.

При выполнении физических упражнений больными с нарушенной функцией вестибулярного аппарата необходимо придерживаться следующих методических правил.

1. Упражнения специальные чередуют с общегигиеническими. Насыщенность процедуры специальными упражнениями определяется тяжестью вестибулярных нарушений. При обострении процесса применение специальных упражнений ограничивается за счет более широкого использования общегигиенических движений.

2. Упражнения, вызывающие изменения положения головы в пространстве, выполняют с постепенно возрастающей амплитудой.

3. Упражнения в равновесии усложняют постепенно в зависимости от нарушений статокинетики.

4. К упражнениям с закрытыми глазами переходят после некоторого привыкания к движениям, выполняемым с открытыми глазами (через 7—10 дней занятий).

5. В помещении, где проходит тренировка, не должно быть яркого освещения, необходимо поддерживать прохладную температуру и обеспечить хорошее проветривание.

6. При обострении нарушений вестибулярного аппарата стремятся к тому, чтобы процесс тренировки не прерывался. В этот период число специальных упражнений должно быть резко ограничено; их заменяют общегигиенические упражнения.

7. Обязательным условием вестибулярной тренировки является систематическое воздействие — ежедневно или через день.

8. Длительность лечебного курса — 1,5—2 месяца.

Помимо лечебной гимнастики, рекомендуются регулярные прогулки в нежаркое время дня и преимущественно за городом, дозированные прогулки на лыжах в тихую погоду без ветра и в неяркие солнечные дни, для тренировки статокинетической функции вестибулярной системы — ходьба на лыжах е отлогих небольших гор.

При отсутствии головокружений и нарушений статокинетики допускается катание на коньках в условиях катков в санаториях; катание на городских катках не рекомендуется.

Разрешается прогулочная гребля в утреннее и предвечернее время, купание только на мелких местах в нежаркое время дня.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.