Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НЕВРОЗАХ

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

В настоящее время в группе неврозов рассматриваются такие заболевания нервной системы, в развитии которых основную роль играют расстройства высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, характеризовавший неврозы как «хроническое отклонение высшей нервной деятельности от нормы», выделял три формы их: неврастению, истерию и психастению.

Наблюдаемые при неврозах расстройства высшей нервной деятельности характеризуются в основном нарушением взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и проявляются по-разному в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Так, истерия встречается преимущественно у лиц художественного типа с преобладанием в их высшей нервной деятельности первой сигнальной системы над второй; психастения же — у людей мыслительного типа с более ярким проявлением второй сигнальной системы {И. П. Павлов).

Неврозы чаще возникают у лиц со слабым типом нервных процессов. Конечно, они могут возникать и развиваться также у людей с сильным проявлением нервных процессов и преимущественно неуравновешенных (холерики), у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Реже неврозы наблюдаются у лиц с сильным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности, да и то при воздействии сильных неадекватных раздражителей.

Но все же при определении значения типов высшей нервной деятельности человека в клинике нервных и душевных заболеваний И. П. Павлов указывал, что «в людской среде главные поставщики этих клиник специально крайние, неустойчивые типы или темпераменты».

Патофизиологической основой неврозов являются:

а)  нарушения процессов возбуждения и торможения,

б)  нарушения взаимоотношения между корой и подкоркой и в) нарушения нормального соотношения сигнальных систем.

Клинические наблюдения и эксперименты на животных дают основание считать, что в развитии неврозов важную роль играет перенапряжение основных процессов высшей нервной деятельности — возбуждения и торможения, перенапряжение подвижности нервных процессов. Говоря о естественнонаучной основе неврозов, И. П. Павлов использовал понятия о эмоции, представлениях, ощущениях, впечатлениях, стремлениях, желаниях, вкусах и др. Экспериментальные неврозы у животных имеют биологическую природу, неврозы у людей — социальной природы. В связи с этим для развития неврозов и невротических состояний важное значение имеют переживания больного, различного рода

отрицательные эмоции, аффекты, связанные с рядом социальных, бытовых и семейных отношений. Неврозы могут также развиваться вторично на почве перенесенных заболеваний, травм.

Следует отметить, что физиологические и психологические особенности таких неврозов, как истерия и психастения, существенно различны.

При истерии, как уже было указано, преобладает функция подкорки и первой сигнальной системы. Нарушение координированного функционирования коры и подкорки способствует проявлению повышенной возбудимости, смене настроения, яркой эмотивности, неустойчивости и др.

Лечебная физическая культура в форме организованных и преимущественно групповых занятий лечебной: гимнастикой с использованием ритмичных упражнений с замедлением и изменением темпа, четкая и спокойная: команда и требования к точности выполняемых движений могут оказать положительное влияние на динамику основных нервных процессов и способствовать улучшению реакций поведения. Рекомендуются также упражнения, выполняемые после устного объяснения (без показа), когда задание адресовано непосредственно ко второй сигнальной системе (И. 3. Копшицер).

Психастения, встречающаяся преимущественно у людей мыслительного типа (И. П. Павлов), характеризуется преобладанием второй сигнальной системы с наличием процессов застойного возбуждения в коре головного мозга. При психастении имеет место инертность корковых процессов, их малая подвижность. Больные замкнуты, эмоциональная подвижность их понижена.

Цель лечебной гимнастики — повышение эмоционального тонуса и возбуждение автоматических и эмоциональных реакций (И. 3. Копшицер). Рекомендуются упражнения с ускорением темпа, игровые, в равновесии, метании, с преодолением препятствий и пр.

При патофизиологических изменениях и клинических проявлениях неврозов, особенно неврастении, можно широко и обоснованно использовать в комплексном лечении этих больных лечебную физическую культуру как: метод патогенетической терапии.

Положительную роль медицинской гимнастики в лечении неврозов отмечал еще Гиппократ. Представитель древней римской медицины Гален, придавая важное значение физическим упражнениям в лечении нервной системы, считал, что «без нерва нет ни одного движения, называемого «произвольным». Позднее, на границе второго тысячелетия, Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна) в первом томе «Канона врачебной науки» писал, что важнейшим фактором в сохранении здоровья человека и в предупреждении ряда заболеваний являются физические упражнения. На теснейшую связь мышечной деятельности и нервной системы указывал основоположник современной электрофизиологии Дюбуа-Раймонд (Dubois-Raymond): «Гимнастика мышц с большим правом может называться гимнастикой нервной системы». Но патогенетические основы лечебной физической культуры при неврозах в более обоснованной форме вытекают из основных положений отечественной физиологической школы (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и др.) и клиники (М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, В. М. Бехтерев, Л. О. Даркшевич, Г. И. Россолимо и др.). Учение И. П. Павлова позволило глубже анализировать патогенетические проявления при неврозах, раскрыть и объяснить сущность отдельных клинических симптомов и в связи с этим обоснованно назначать и применять лечебную физическую культуру в комплексной терапии больных неврозами.

Ближайшая сотрудница И. П. Павлова М. К. Петрова предложила два метода в лечении экспериментальных неврозов у животных: а) фармакологический и б) физиологический — отдых, тренировка, закаливание.

Лечебная физическая культура при лечении больных неврозами рассматривается как естественно-биологический метод с физиологически обоснованным применением средств лечебной физической культуры (физические упражнения, естественные факторы природы) при условии регламентации общего режима больного. Лечебная физическая культура позволяет оказывать непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах. Эти влияния выражаются в выравнивании динамики основных нервных процессов (возбуждение, торможение), в координировании функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Лечебная физическая культура оказывает также всестороннее и положительное влияние при различных расстройствах вегетативной нервной системы. Но терапевтическое значение ее при неврозах нельзя рассматривать лишь с позиций биологических, физиологических, патофизиологических и клинических концепций.

Лечебная физическая культура, помимо лечебно-профилактических задач, имеет также и воспитательное значение — она вовлекает больного в сознательное и активное участие в борьбе с недугом. Регулярная тренировка всех звеньев нервной системы способствует изменению и выравниванию реакций поведения больных, их «большей организованности и выдержанности в коллективе. Это объясняется взаимообусловленным участием первой и второй сигнальных систем в процессе обучения вольных неврозами физическим упражнениям. Уместно вспомнить, что «вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения» (И. П. Павлов). В связи с этим тесный контакт врача и методиста лечебной физической культуры с больным в течение всего курса лечения является залогом успеха. Опрятный внешний вид медицинского персонала, спокойный и уверенный тон необходимы при проведении с больными данной труппы различных форм лечебной физической культуры (гимнастика, прогулки, игры и пр.). Команду следует подавать спокойным и уверенным тоном, вместе с тем требуя правильного выполнения упражнений. Фиксируя внимание больного на ошибках, одновременно необходимо поправлять их, подчеркивая малейший успех в освоении упражнений.

Одним из важных моментов лечебной физической культуры является то, что упражнения оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу больного. По выражению С. И. Спасокукоцкого, «поднять настроение больного человека — это наполовину его вылечить». Физические упражнения в виде гимнастики, игр, прогулок, туризма, купания и плавания, гребли, ходьбы на лыжах и др. стимулируют у больных различные физиологические механизмы и вызывают чувство бодрости, отвлекают от болезненных переживаний, способствуют устранению неуверенности, беспокойства, страха, различных «невротических» проявлений и создают более уравновешенное состояние. Кроме того, положительные эмоции, особенно яркие при играх, купании в море или реке, прогулках на лыжах и др., возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы.

Регулярное выполнение физических упражнений больными неврозами повышает у них устойчивость нервно-психической сферы к различным раздражителям окружающей среды, способствуя развитию более уравновешенной реакции поведения. Важную роль в действии как физических упражнений, так и закаливающих факторов играют различные рецепторы. Во время физических упражнений в процесс включаются, кроме анализаторов зрительного, слухового, осязания (глаза, уши, кожа), анализаторы движения, сигнализирующие в двигательную область коры больших полушарий как отдельные положения, так и движения человеческого тела. Физические упражнения способствуют уравновешиванию внутренней среды организма с внешней средой, причем ведущую роль в этом играет процесс тренировки и закаливания больных. Оба процесса, взаимно дополняя друг друга, оздоровляют организм больных, играя важную лечебно-профилактическую роль при неврастении.

Физические упражнения, будучи неспецифическим раздражителем, оказывают влияние на больного в зависимости от особенностей его реакции на физические нагрузки различного характера. В процессе тренировки проявляется тонизирующее, стимулирующее влияние физических упражнений на нервную систему и весь организм.

Уместно вспомнить, что психическая деятельность, так же как и обычная непроизвольная, рефлекторная деятельность, находит в итоге свое выражение в виде мышечных движений.

Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов почти 100 лет назад указывал, что «мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга».

Терапевтическую роль физических упражнений при неврозах следует рассматривать с позиций единства физиологического и психического. Отсюда понятно положительное влияние физических упражнений на нервно-психическую сферу больных. И. Павлов писал: «Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, я быстро успокаиваюсь». С одной стороны, смена деятельности, а с другой — положительное влияние мышечной работы на нервные процессы способствуют уравновешиванию их динамики в коре головного мозга. Положительное влияние физических упражнений на психическую сферу видно из высказываний французского философа Жан-Жака Руссо, который писал: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться». Ту же мысль высказал Гёте: «Все наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мысли приходят мне в голову, когда я хожу».

Таким образом, лечебную физическую культуру при неврозах и особенно при неврастении следует рассматривать как метод, способствующий снижению патофизиологических проявлений высшей нервной деятельности, а также воспитанию более организованного поведения больного в коллективе, его общему оздоровлению, укреплению и повышению общей работоспособности.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.