Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ СПИННОГО МОЗГА

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Травмы позвоночника (военного и мирного времени), сопровождающиеся повреждением спинного мозга, а также различные его заболевания имеют очень важное практическое значение. С одной стороны, при заболевании или травме позвоночника в значительной мере расстраивается статика и динамика всего тела, а с другой — эти повреждения и заболевания часто приводят к тягостным и трудно поддающимся лечению расстройствам центральной (спинной мозг) и периферической нервной системы и соответствующей зоны двигательного аппарата (парезы, параличи, расстройства чувствительности, трофики и пр.).

Основным методом лечения травм спинного мозга является нейрохирургический с сопутствующим ортопедическим. В дополнение к ним с целью воздействия на патологический процесс в спинном мозгу, его оболочках и корешках и стимуляции репаративных процессов применяют грязелечение, глинолечение, минеральные ванны, электро-термотерапию и пр.

Наиболее частым симптомом поражения спинного мозга являются двигательные расстройства — парезы, параличи, нарушение координации и пр., поэтому лечебная физическая культура находит широкое применение в таких случаях и рассматривается как метод патогенетической восстановительной терапии.

В терапевтической практике необходимо правильно оценивать принцип покоя и упражнения. Больные с повреждением позвоночника и спинного мозга длительное время должны находиться в постели и нуждаются в тщательном наблюдении и в создании необходимых удобств, обеспечении ухода и покоя. Однако никогда не следует забывать об отрицательном влиянии длительного покоя на функции организма больного и в первую очередь на двигательную. На определенной стадии заболевания необходимо подумать и о мышечных усилиях, упражнениях, поддерживающих и улучшающих как общее функциональное состояние организма, так и воздействующих на восстановление двигательных функций, нарушенных болезненным процессом.

Особенно важное значение имеет систематическая физическая тренировка, начатая в возможно ранние сроки после травмы, когда нервная система и двигательный аппарат не утеряли еще регенеративной потенции как в морфологическом, так преимущественно и в функциональном понимании. Частичное или полное восстановление двигательной функции возможно при условии динамической перестройки функции всей нервной системы. Такая динамическая «перестройка» достигается упражнением функции нервной системы от клеток коры головного мозга до периферического нервного волокна. Тренировка активными упражнениями и пассивными движениями благодаря повторению афферентных и афферентных импульсов способствует образованию новых путей или развитию сохранившихся и, таким образом, развитию компенсаторного процесса. Активные упражнения служат функциональным раздражителем как для поврежденных элементов спинного мозга, так и для всей нервной цепи, по которой передаются импульсы к осуществлению движений. Следует учитывать влияние физических упражнений на трофические процессы, тканевой обмен, кровообращение, а также их общеукрепляющее влияние на весь организм.

Таким образом, физические упражнения, назначаемые больным рассматриваемой группы, способствуют:

1) улучшению проведения двигательных и чувствительных импульсов;

2) снятию или ослаблению ряда рефлекторно-тормозных механизмов, в том числе вегетативного или функционально-психогенного характера;

3) укреплению паретичных мышц и растяжению мышц, находящихся в сокращенном состоянии (при контрактурах);

4) улучшению регионарного кровообращения;

5) восстановлению нарушенных актов координации, в частности улучшению процесса ходьбы;

6) профилактике развития контрактур и борьбе с нарастанием парезов и параличей в конечностях;

7) восстановлению функциии позвоночника как органа опоры и движения;

8) развитию викарных (компенсаторных) двигательных навыков;

9) компенсации функции вовлеченных в страдание внутренних органов, в первую очередь органов дыхания и кровообращения;

10) повышению общего тонуса.

Лечебную физическую культуру применяют при частичных поражениях спинного мозга, при которых возникают парезы и параличи как вялые, так и спастические. При благоприятном течении травматического процесса и отсутствии осложнений (отсутствие поражений позвоночника, оболочек, тазовых органов и др.) примерно с 3—4-й недели после травмы показаны занятия лечебчной гимнастикой.

Методика лечебной физической культуры определяется давностью и локализацией поражения, степенью нарушения двигательной функции, характером параличей (вялый, спастический) и общим состоянием больного.

В остром периоде лечебная физическая культура противопоказана.

В подостром периоде (II), начиная с 3—5-й недели, в зависимости от тяжести заболевания, применение лечебной физкультуры характеризуется строго дозированным использованием элементарных пассивных и активных упражнений и массажа, в сочетании с лечением положением. В субхроническом периоде (III) — от l,5—2 месяцев до l,5—2 лет — лечебная физическая культура является одним из основных методов восстановительной терапии. В позднем периоде (IV)—через 2 года и более после травмы или начала заболевания — следует, несмотря на стабилизацию деструктивных изменений, систематически и длительно применять лечебную физическую культуру и трудотерапию в сочетании с физио-бальнеотерапией (грязелечение, сероводородные, углекислые и другие ванны). Упорная и систематическая комплексная терапия больных с травматическим повреждением спинного мозга — необходимое условие восстановления двигательной функции.

Гимнастические упражнения оценивают по следующим признакам: 1) облегчение их выполнения (исходное положение, снаряды, упражнения в воде); 2) локализация (длядистальныхили проксимальных: участков конечностей, различных отделов позвоночника и пр.); 3) простота или сложность движений (элементарные, содружественные, противосодружественные, в координации); 4) степень активности (пассивные, активные, с помощью, на расслабление, с усилием); 5) использование снарядов (без снарядов, со снарядами, на снарядах); 6) общефизиологическое влияние; 7) развитие жизненно необходимых навыков.

Гимнастический метод при указанных выше поражениях является основным даже в позднем периоде. Главная задача физических упражнений при вялых формах — укрепление мышц, а при спастических — налаживание их управления, поэтому при разных формах нарушения движений подбор упражнений будет существенно отличаться (см. схему).

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ1

1 По схеме С. И. Уаровой-Якобсон, дополненной В. Н. Мошковым.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.