Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при последствиях болезней и травматических повреждений головного мозга

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Методика лечебной физкультуры определяется не только наличием параличей и парезов, но и другими дефектами, имеющимися у отдельного больного.

Можно определить следующие задачи лечебной физкультуры для этой группы больных:

1)   оказать воздействие на постепенное уравновешивание нарушенных тормозно-возбудительных процессов в коре головного мозга, восстанавливая главную регулирующую функцию коры головного мозга за счет компенсаторных механизмов;

2)   активизировать ослабленную психику больных с целью повышения их сознательности и личной заинтересованности в совершаемых ими действиях, движениях и упражнениях, постепенно устраняя (разрывая) порочные (патологические) навыки в виде новых условнорефлекторных связей, образовавшихся за время болезни и закрепившихся у больных динамическими стереотипами (неправильная походка, пространственные страхи, непроизвольные содружественные движения конечностей);

3)   воспитать новые физиологические условнорефлекторные связи и навыки дифференцированного характера;

4)   обучить правильному дыханию, то есть умению регулировать свое дыхание сознательно по степени глубины и полноты его, избегая вначале и не злоупотребляя глубоким и полным дыханием;

5)   урегулировать функции сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечной, выделительной и других, нарушенных за время болезни;

6)   укреплять и развивать группы мышц, суставы и связочный аппарат, мало затронутые или совсем не пораженные болезненным процессом;

7)   воздействовать на пораженные группы мышц, парстические и парализованные, вялого или спастического характера, регулируя их тонус: тормозя, угнетая спастичность для борьбы с контрактурами при спастических параличах и парезах; возбуждая и тонизируя вялость и растянутость мышц при вялых параличах и парезах.

Каждое движение или физическое упражнение, выполняемое человеком, является сложным актом координированной деятельности органов и систем, регулируемым центральной нервной системой. Упражнения укрепляют весь организм и одновременно обеспечивают дифференцированное местное избирательное воздействие на отдельные органы и ткани.

У данных больных нарушен именно этот главный механизм координационной деятельности: все остальные дефекты — вторичные, отраженные последствия расстройства главного механизма. На восстановление координационной функции головного мозга надо в первую очередь воздействовать средствами лечебной физкультуры.

Решение первых трех задач лечебной физкультуры разрешается главным образом методом рассказа (как следует выполнять упражнение), а затем и показа. Для тренировки и совершенствования координационной деятельности нервной системы должны использоваться преимущественно эфферентные импульсы, то есть упражнения, требующие внимания и предварительного расчета. Больной сначала должен создать представление о требуемом движении, а затем выполнить его и, проверив правильность, уточнить его по возможности. При словесном методе инструктор рассказывает об упражнениях, но не показывает их. В данном случае следует сочетать метод рассказа и показа.

Четвертая и пятая задачи разрешаются специализированными упражнениями по общей методике при терапевтических заболеваниях.

Шестая и седьмая задачи решаются активными и пассивными упражнениями. Пассивные упражнения больной может выполнять сам, используя свои здоровые конечности, или с посторонней помощью (методиста, медицинской сестры), а также при помощи блоковых аппаратов для проторения новых путей.

Методические требования к упражнениям, направленным на восстановление и совершенствование координации движений, следующие:

  1. Упражнения рассказывают, а не показывают (словесный метод).
  2. Предъявляемые требования должны быть ясны и посильны.
  3. Упражнения должны быть просты, выполнение их плавное.
  4. Вначале упражнения выполняют, не ограничивая временем, в последующем же необходимо строго ограничивать время их выполнения.
  5. В первую очередь добиваются точности направления и правильной амплитуды движения, затем усложняют темп выполнения.
  6. При упражнениях, выполняемых по команде (сигналу), дают время на осознание предъявленного требования. Продолжительность этого времени постепенно уменьшается (работа над быстротой реакции).
  7. Симметричные движения одноименных конечностей чередуют с асимметричными. Количество последних постепенно увеличивается.
  8. Упражнения проводят под четкий счет, лучше под метроном или музыку.
  9. Упражнения для поврежденных конечностей сочетают и чередуют с упражнениями для здоровых.

10.          Обращают особое внимание на предупреждение заместительных движений за счет здоровых суставов.

11.          Упражнениям желательно придавать игровой характер.

12.          Широко применять упражнения на расслабление поврежденной конечности (при спастичности); упражнения координационной гимнастики проводят без аппаратов, с аппаратами и на аппаратах.

Рекомендуемые ниже группы упражнений при параличах и парезах подразделены по способу выполнения их на подгруппы. Подгруппы упражнений расположены по степени трудности, это позволяет тщательно подбирать упражнения для отдельных больных.

Приводим упражнения для нижних конечностей.

Ходьба с помощью «манежика», костылей, с палкой и без палки является наиболее ценным упражнением для овладения координацией движения при одновременном укреплении мышц и суставно-связочного аппарата.

1.           Ходьба по наведенным на полу следам, расположенным
через определенное расстояние друг от друга (40, 80 см для одной
и той же ноги). Дорожки следов для каждого из этих размеров
шага необходимо делать отдельно.

От больного требуют ходить точно по следам без учета времени на каждый шаг. Упражнения усложняют требованием не смотреть под ноги и проверять правильность постановки стоп через несколько шагов.

  1. Когда больной достаточно свободно с помощью палки передвигается по следам, включают следующий этап работы над координацией движения: ходьбу с выключением зрительного контроля, но с помощью звукового раздражителя (звонка); больной идет по направлению звука; ходьбу в определенном темпе — 80, 100 шагов в минуту под музыку, метроном, счет.
  2. При достаточно свободном передвижении больного без помощи палки постепенно включают: ходьбу с преодолением простейших препятствий, перешагивания через препятствия разной высоты, передвижение по гимнастической скамейке, перелезания; ходьбу в темпе 120 шагов в минуту.
  3. Для больных с остаточными последствиями нарушения координации движения дополнительно включают ходьбу для овладения темпом передвижения. Первый пример: дают темп шагу по метроному (музыкой). Когда больной держит заданный теми, метроном выключают на 5—10 сек. Включением и, выключением метронома обеспечивают тренировку овладения темпом передвижения. Второй пример: предлагают идти определенным темпом, например 80 шагов в минуту. Когда больной передвигается, включают метроном для проверки. Включают также ходьбу под музыку по заранее обусловленным сигналам. Первый пример: на хлопок ладони — остановиться и не двигаться четыре счета. Второйу пример: на хлопок — остановиться и не двигаться четыре счета. На команду «хоп» сделать четыре шага назад и снова идти вперед.

Упражнения с тремя сигналами можно включать только для больных с вполне восстановившейся координацией движения. Чередование сигналов в разной последовательности с большей или меньшей частотой зависит от двигательных возможностей больных. Нагрузка на внимание в этих упражнениях значительная. В процессе работы над восстановлением движения необходимо широко использовать упражнения на механоаппаратах, гимнастических снарядах (гимнастической стенке и др.).

Приводим упражнения для верхних конечностей.

Наиболее ценными упражнениями для овладения координацией движения при одновременном укреплении мышц и связочного аппарата являются ловля и метание мяча.

1.           Упражнения с мячами (теннисным, волейбольным). Облегченные упражнения: бросание мяча в стену, в пол, вверх и ловля мяча обеими руками под счет метронома; бросание мяча (с различного расстояния — 3, 4, 5 м) обеими руками в цель — корзинку, стоящую на полу (перечисленные упражнения выполняются поврежденной рукой); усложненные упражнения; сложные упражнения с одним и двумя мячами: переброска мяча из руки здоровой в руку поврежденную и из поврежденной в здоровую, то же, но оба мяча держат в поврежденной конечности; бросание и ловлю их выполняют последовательно, одного за другим (последняя подгруппа упражнений с мячами доступна при достаточно высокой координации движения).

2.           Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с гимнастическими палками проводят в виде симметричных и асимметричных.

Упражнения состоят из исходного положения, выполнения движения и возвращения в исходное положение (опять повторить то же движение и т. д.).

Пример симметричного движения : исходное положение — основная стойка, палка внизу, хватом сверху: палку на грудь (вверх, вперед, за голову, назад), принять исходное положение, снова повторить движение и т. д.

Пример асимметричного упражнения: исходное положение — основная стойка, палка за голову, хватом снизу; движение — палку вертикально к правому плечу, правая рука у правого плеча, левая — вверх над правым плечом. Принять исходное положение и т, д.

Упражнения не показывают, а рассказывают. Ошибки и неточности исправляют словесным указанием. Движения повторяют несколько раз, добиваясь точности выполнения. Продолжительность пауз между объяснением упражнения и выполнением их зависит от быстроты реакции больного и должна постепенно уменьшаться. Например: больным объясняют, что из исходного положении «палка внизу» поставить ее вперед, затем перенести за голову, поднять вверх и принять исходное положение. Спросить, понятно ли упражнение. Подать команду: «Принять исходное положение» или «Смирно!» — «Палку вниз!» — и затем четко и ритмично начать счет для упражнения. Эти упражнения можно делать на каждый счет или на обусловленный.

Например, на счет «раз» — движение, на «два-три» — выдержка и т. п. После выполнения движений отмечают ошибки, но более двух-трех раз упражнение не повторяют. Движения, в которых чаще всего встречаются ошибки, включают в другие комбинации движений.

3. Игры на бильярде, набрасывание колец, волейбол и др.

Рекомендуемый объем упражнений для верхних конечностей позволяет комбинировать метание и ловлю мяча, упражнения с палками и игры, составлять уроки лечебной гимнастики из разнообразных и посильных упражнений.

При нарушении функции пальцев кисти наиболее ценны координационные упражнения типа азбуки на пальцах для глухонемых, а также гимнастика пальцев и кисти. Упражнения желательно вначале выполнять в теплой воде. Особое внимание должно быть уделено трудотерапии: плетению, вырезыванию, склеиванию, сортировке семян, лепке. Все эти упражнения для пальцев необходимо сочетать с упражнениями для верхних конечностей в целом.

В комплексы упражнений для больных с нарушением функции нижних конечностей необходимо включать упражнения для верхних конечностей и туловища, а для больных с повреждением рук — для туловища и ног. Эти упражнения проводят в том же плане и на координацию движений. Например, сочетают движения для рук с ходьбой или специальными упражнениями для ног и туловища; ходьбу для больных с повреждением нижних конечностей — с движениями для рук и туловища.

Комплексы упражнений должны иметь достаточное количество упражнений на расслабление мышц и правильную осанку.

Продолжительность занятий координационной гимнастикой (индивидуальных, малогрупповых и групповых) от 30 до 45 мин. Кроме этого, больной должен выполнять индивидуальные задания не менее двух-трех раз в день.

Нагрузка по мере восстановления координации движения и физических сил нарастает. Это осуществляется путем усложнения упражнений и увеличения плотности их проведения (сокращения времени на их объяснения и паузы).

Объективными показателями восстановления функции являются: увеличение подвижности в суставах, улучшение координации движений и силы мышц.

Приведенные упражнения далеко не исчерпывают возможные другие гимнастические упражнения для достижения топ же цели. Разнообразить их — дело творческой инициативы методиста.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.