Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при артрогрипозе

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура является одним из ведущих мето­дов лечения артрогрипоза, эффективность которого зависит от тща­тельности подбора средств при ясно определенных задачах, настойчи­вости и систематичности их применения и сугубо индивидуальном подходе к больному ребенку. Методика лечебной физкультуры складывается на ранних этапах (в первые месяцы жизни) из массажа, рефлекторных гимнастических и осторожно включаемых пассивных упражнений.

Проводят общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, затем, после вводного массажа с использованием приемов поглаживания и вибрации, добиваются некоторого снижения повышен­ного тонуса сгибателей верхних конечностей и после этого проводят рефлекторные гимнастические упражнения с использованием рефлек­сов Моро и Робинсона. При отсутствии или слабой выраженности врожденных рефлексов проделывают пассивные упражнения при мак­симальном расслаблении мышц. Массаж и рефлекторные упражнения стоп чередуются с пассивными упражнениями корригирующего харак­тера. Увеличения амплитуды движений в коленных и тазобедренных суставах можно добиться при рефлекторных упражнениях в разгиба­нии позвоночника и ползании, а также во время упражнений, осно­ванных на рефлексах положения.

По мере исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры у ребят все большую роль в мето­дике начинают играть пассивные упражнения, проводимые как для развития движений в пораженных суставах, так и для обеспечения ус­ловий, способствующих своевременному возникновению активных движений. Упражнения проводят после вводного массажа по всем воз­можным осям движений в данном суставе. Занятия осуществляются с учетом продолжающейся коррекции поэтапными гипсовыми повязка­ми и вытяжением. Во втором полугодии, с появлением активных дви­жений рук и туловища: хватательных, поднимания и удержания го­ловы, поворотов,—в занятия лечебной физкультурой включается массаж туловища и конечностей (все приемы) как во вводной и заклю­чительной частях, так и в основной в сочетании со специальными упражнениями. Активные гимнастические упражнения выполняются из исходных положений лежа на спине и на животе в соответствии с имеющимися у ребенка движениями, а при их отсутствии стимуля­ция и развитие каждого из них включаются в физиологической после­довательности.

Так, в положении ребенка на животе добиваются мак­симального разгибания тазобедренных и коленных суставов, фикси­руют достигнутую позу; если ребенок не приподнимает и не удерживает голову, осуществляют пассивное ее приподнимание рука­ми инструктора. Упражнения в поворотах туловища и их стимуляцию проводят из исходного положения ребенка на спине; одна рука ин­структора помещается снизу под голени больного, охватывая их в нижней трети, другая держит кисть одноименной руки; затем осу­ществляется поворот таза в противоположную сторону с одновре­менным потягиванием за руку. Специальные упражнения для пора­женных суставов чередуют с приемами массажа, активными гимнасти­ческими упражнениями в развитии движений, стимуляцией позных реакций. Выполнение специальных упражнений требует фиксации дру­гих отделов туловища и конечности, чтобы движение в пораженном суставе происходило в строго предусмотренном направлении и исклю­чались патологические компенсации.

При оперативном лечении артрогрипоза методика лечебной физкультуры видоизменяется в соответствии с планом восста­новительных мероприятий, сохраняя обязательное сочетанное исполь­зование средств специального и общего воздействия на больного ребенка.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.