Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Бронхиальная астма протекает в виде периодически наступающих приступов сильнейшей одышки вследствие быстро наступающего спазма мелких бронхов и бронхиол и появления в них экссудата.

Бронхиальная астма, по Ю. К. Фролову, — это тонический рефлекс, точнее, его расстройство в виде застывания тонуса бронхиальных мышц на определенной фазе — на полувыдохе. Это периодическое расстройство тонуса бронхиальных мышц может происходить согласно механизму образования обычного условного рефлекса.

Проф. И. А. Альбов считает, что бронхиальная астма по своему механизму является результатом расстройства всей вегетативной иннервации гладкой легочной мускулатуры и своеобразным «неврозом» легких в том смысле, в каком говорил об экспериментальном неврозе И. П. Павлов.

У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности.

Как известно, центробежные волокна блуждающего нерва, идущие к легким, содержат двигательные нервы гладкой мускулатуры бронхов. Под влиянием раздражения блуждающего нерва или непосредственного раздражения бронхов наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов, а так как наиболее развитой частью ее является кольцевая мускулатура, то в результате спазма происходит внезапное сужение просвета бронхов, затрудняющее доступ воздуха в альвеолы — вдох и особенно препятствующее выходу воздуха из легких при выдохе. Во время вдоха под влиянием активного нарастания внутрибронхиального давления воздух еще может проникать в альвеолы, но недостаточность экспираторного давления, не дающая возможность успешно преодолеть сужение бронхиального просвета, приводит к расширению легких — эмфиземе.

Приступы бронхиальной астмы начинаются чаще всего ночью, продолжаются от нескольких минут до 2—3 час. и сопровождаются затрудненным дыханием и свистящими хрипами в легких.

По вопросу о применении дыхательных упражнений при бронхиальной астме существует мнение о их положительном влиянии на больного. Наиболее признанными дыхательными упражнениями у больных астмой считается упражнение на воспитание выдыхания. В течение 10—-15 мин. больной делает вдох через нос, а выдыхает через рот, сложенный как для свиста. Вдохи не сильные, короткие чередуются с более продолжительными выдохами. Упражнения проводят под счет, считают негромко, гласные буквы произносят протяжно, чтобы отвлечь внимание больного; темп счета сохраняют один и тот же. Упражнения производятся по следующим схемам: 1—2—3—4 — выдох, затем вдох, или 1—2—3—4—5—6 — выдох, затем вдох и т. д.

Эти упражнения, мало действительные во время приступа, прекрасно дисциплинируют дыхательный акт вне приступов. Однако дыхательные упражнения у больных эмфиземой и бронхиальной астмой, то есть у больных с респираторной недостаточностью, следует применять с осторожностью, так как дыхательные упражнения при этих заболеваниях повышают венозное давление.

Кроме специальных осторожных дыхательных упражнений на воспитание выдоха, в молодом возрасте при отсутствии частых приступов бронхиальной астмы назначаются простейшие гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, а также туловища, ходьба в разном темпе в чередовании с дыхательными упражнениями (короткий вдох, удлиненный выдох), упражнения с мячами, гимнастическими палками.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.