Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при врожденном вывихе бедра и дисплазии тазобедренного сустава

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура при любом методе лечения диспла­зии и врожденного вывиха — одно из ведущих средств комплексной те­рапии, ибо основой формообразования является движение. Физические упражнения и массаж создают выгодные условия для трофических процессов в суставе, способствуют остеогенезу, представляются необ­ходимым условием для формирования сустава в функционально вы­годном положении. В первые 3 мес жизни ребенка лечебную физкуль­туру следует начинать еще в родильном доме, сразу же после диагностики дисплазии или вывиха. В содержание проводимых не­сколько раз в день занятий включают общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот и специальные гимнастические упражнения в сгибании ног в ко­ленных и тазобедренных суставах и их последующее медленное отве­дение до плоскости стола.

Другое специальное упражнение основано на внутренней ротации бедра и давлении головки на вертлужную впа­дину. Для этого при согнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах производят внутреннее вращение бедер таким образом, чтобы голени согнутых конечностей одновременно поворачивались кнаружи. Рекомендуется также производить внутреннюю ротацию бедер с одно­временным давлением по оси при круговых движениях согнутых в ко­ленных суставах ножек. У ребят старше 3 мес лечебную физкультуру проводят практически от 3 до 5 раз в день и включают активные гим­настические упражнения в соответствии с появляющимися позными и локомоторными реакциями, специальные гимнастические упражне­ния для тазобедренных суставов, упражнения, направленные на фор­мирование задержанных локомоций, и приемы общего и избиратель­ного массажа. Методика видоизменяется в зависимости от избранного способа ортопедической коррекции.

При консервативном лечении ребят до 3 лет наиболее эффективно сочетание лечения положением, вы­тяжения и функционального воздействия, чему лучше всего соответ­ствуют шина и метод М. В. Волкова. К специальным упражнениям, возможным при избранном способе фиксации и вытяжения, доба­вляются упражнения в сгибании бедер в отведенном положении либо переход из положения лежа в положение сидя. Общеразвивающие упражнения, а при необходимости и массаж проводятся в объеме, до­пускаемом укладкой. Необходимо обращать внимание на формирова­ние и развитие важнейших двигательных навыков: в первую очередь ползания и лазания, бросания и метания. Включение в занятия перехо­дов в положение стоя, ходьбы, бега зависит от эффективности лечения, определяемой клиническими и рентгенологическими показателями. В ряде случаев переход в положение стоя, осевая нагрузка на бедро и ходьба осуществляются с сохранением отведения (с помощью шины Виленского и т. д.), а также с увеличением давления головки бедра на вертлужную впадину, что связано с перекосом в больную сторону при ходьбе на разновысокой опоре, либо с использованием набоек и утол­щенной подошвы на стороне здоровой конечности. Длительно ограни­чиваются повышенные нагрузки по оси: прыжки, бег, а также положе­ния, способствующие подвывиху (на корточках и четвереньках).

При оперативном лечении врожденного вывиха бедра лечебная физкультура применяется как во время предоперационной подготовки больных, так и во все периоды послеоперационного ведения. Задачами являются обеспечение повышения неспецифической сопротивляемости организма ребенка, улучшение и нормализация общей и силовой вы­носливости мышц, предупреждение отставания в психомоторном раз­витии, создание оптимальных условий для воздействия на форми­руемые элементы тазобедренного сустава, заживления послеопера­ционной раны и восстановления движений, либо стойкой компенсации при невозможности добиться удовлетворительных результатов. В по­слеоперационном периоде лечебная физкультура проводится соот­ветственно трем этапам.

При иммобилизации методика лечебной физкультуры обеспечивает предупреждение послеоперационных ослож­нений и улучшение трофики оперированного сустава. Она проводится 2 — 3 раза в день в форме специальных занятий, включающих упражне­ния для неиммобилизованных конечностей, мышц брюшного пресса и спины, дыхательные упражнения. После снятия иммобилизации или замены гипсовой тазобедренной повязки лонгетой и другими метода­ми ограниченной фиксации и лечения положением включаются спе­циальные упражнения для оперированных суставов. При этом следует точно согласовывать их методику с характером произведенной опера­ции. Так, при операции по Солтеру ограничивается отведение бедра, при других методиках отведение и внутренняя ротация согласуются с ведущим больного хирургом.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.