Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях
Рубрика: При гинекологических заболеванияхЛечебная физкультура при некоторых гинекологических заболеваниях является в ряде случаев единственным эффективным методом лечения (например, при слабости мышц тазового дна и брюшного пресса, при смещениях органов малого таза и т. д.). В ряде других гинекологических заболеваний лечебная физическая культура является методом, успешно помогающим основному лечению.
Занятия физическими упражнениями благотворно влияют на эмоцию и психику больной, оживляют кровообращение, улучшают дыхательную функцию, тренируют мышечную систему, воздействуют через мускулатуру брюшного пресса на перистальтическую деятельность кишечника.
Показанием к назначению лечебной физкультуры являются случаи хронических воспалительных процессов женских половых органов, опущение матки и влагалища, слабость брюшного пресса п тазового дна, вялость сфинктеров мочевого пузыря, неправильные положения матки, функциональные расстройства менструаций, истерии, неврастении на почве заболеваний половой сферы.
Противопоказанием к назначению лечебной физической культуры являются все случаи острых воспалительных процессов женских половых органов, сопровождающихся высокой температурой? болью, присутствие гноя в тазу, кисты на ножке, склонные к перекруту, злокачественные новообразования, случаи, где внематочная беременность диагносцирована или подозревается; фибромиома матки, сопровождающаяся массивными кровотечениями.
Больные, пользующиеся амбулаторным лечением, по назначению врача приходят в кабинет лечебной физкультуры, где им делаются необходимые антропометрические измерения и функциональные пробы. Па каждую больную заполняется больничный листок, в котором отмечается диагноз, начало лечения, данные функциональных и антропометрических исследований и средства лечебной физической культуры, назначенные данной больной.
С больной разучивается комплекс упражнений, который ей предлагается проделывать самостоятельно дома один или два раза в день, даются необходимые указания о режиме труда и отдыха, разъясняется необходимость использования воздуха, воды и солнца в качестве оздоровительных мероприятий. Через несколько дней больная должна прийти снова в кабинет лечебной физкультуры, где у нее проверяется правильность исполнения упражнений, регулируется дозировка их в зависимости от физических возможностей больной, даются по мере надобности новые упражнения.
При клиническом и санаторном лечении нужно стремиться объединить однородных больных в группы для проведения коллективных уроков лечебной физкультуры. Занятия следует проводить спустя час-полтора после еды, лучше в утренние часы. Если нет оборудованного кабинета лечебной физкультуры, занятия можно проводить в палате или каком-либо другом подсобном помещении. Помещение для занятий должно быть теплым, чистым, светлым, достаточно просторным и хорошо проветренным и оборудованным несколькими жесткими диванами, которые с успехом можно заменить индивидуальными ковриками или специально заготовленными одеялами. Индивидуальные подстилки в работе очень удобны, они не занимают места в помещении и их легко содержать в чистоте. Желательно урок проводить под музыку. Это делает его более оживленным и эмоционально насыщенным, что очень важно при работе с женским коллективом.
Перед началом урока у всех больных проверяется пульс, в конце урока эта проверка повторяется. Разница в количестве пульсовых ударов до и после урока должна быть незначительна. Длительность урока зависит от формы заболевания, от возраста и физических возможностей больных. В среднем длительность урока должна быть 20—30 мин. Если уроки проводятся на открытом воздухе и в занятия лечебной физкультурой можно включить игры и прогулки, длительность урока соответственно увеличивается. Характер упражнений подбирается в зависимости от формы заболевания. Так, при слабости мышц брюшного пресса и тазового дна в урок вводятся упражнения, обеспечивающие тренировку данных мышц; при хронических воспалительных процессах делается акцент на упражнениях, обеспечивающих ликвидацию застойных явлений в тазу, оживляющих кровообращение. При смещениях матки (например, загиб матки назад) в уроке даются упражнения в исходном коленно-локтевом положении, ползание на четвереньках и т. п. Данные упражнения чередуются с дыхательными и общеразвивающими. В урок включаются подвижные игры с мячом, эстафеты и др. При отсутствии противопоказаний могут быть использованы спортивные игры и занятия некоторыми видами спорта (гребля, ходьба на лыжах, бег на коньках, упражнения на гимнастических снарядах). В комплексное лечение данных больных, кроме физических упражнений, входят лечение солнцем, воздухом, водой, массаж, трудотерапия, правильная регулировка труда и отдыха, полноценное, богатое витаминами питание, физиотерапевтические и бальнеологические процедуры, лекарственные средства.
Приводим перечень примерных упражнений, используемых в занятиях с гинекологическими больными.
Упражнения, укрепляющие мышцы живота и промежности:
1. Лежа на спине: поочередное сгибание ноги в колене, скользя пяткой по кровати к ягодицам.
2. Лежа на спине: одновременное сгибание двух ног в коленях, отрывая пятки от кровати.
3. Лежа на спине: поочередно прикасаться подошвой одной ноги к бедру другой.
4. Лежа на спине: сгибание двух ног в коленях, стараясь прижать их к груди.
5. Лежа па спине: поочередное сгибание и разгибание ног но всех суставах (велосипед).
6. Ложа па синие: поднимание прямой ноги вверх.
- Лежа па синие: поочередно переносить одну ногу через выпрямленную другую ногу.
- Лежа на спине: поочередное поднимание выпрямленных ног (ножницы).
- Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пятки около таза: поднимание таза вверх, опираясь на стопы и плечевой пояс и втягивая в себя задний проход.
10. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пятки около таза, таз поднят вверх, опираться на стопы и плечевой пояс: поочередное движение выпрямленной ногой вверх и в сторону.
11. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, подошвы соединены: сведение и разведение коленей.
12. Исходное положение то же: сведение и разведение коленей, преодолевая сопротивление, оказываемое методистом.
13. Лежа на спине: движение ногами, подобное движению ног при плавании способом брасс.
14. Лежа на спине: поднимание двух прямых ног вверх.
15. Лежа на спине: скрещивание и разведение в стороны прямых ног, поднятых под углом 30—40°.
16. Лежа на спине, прямые ноги скрещены: поднимание таза вверх, опираясь на пятки и плечевой пояс и втягивая в себя задний проход.
17. Лежа на спине: перейти в положение сидя с помощью рук.
18. Лежа на спине, ноги закреплены: перейти в положение сидя без помощи рук.
19. То же упражнение, с усложнением его различными исходными положениями рук (руки к плечам, на голову, вверх и т. д.).
20. Лежа на спине, ноги закреплены, руки вверху: сесть, согнуться вперед, касаясь стоп руками.
21. Сидя поперек гимнастической скамейки, ноги закреплены, руки вверху: отклонить туловище назад, стараясь коснуться пола руками за головой, наклонить туловище вперед, стараясь коснуться руками стоп.
22. Стоя на коленях, руки на поясе: отклонить возможно больше туловище назад и вернуться в исходное положение.
23. Стоя ноги врозь: наклоны туловища в стороны и назад с различными исходными положениями рук.
24. Стоя ноги врозь: наклон туловища вперед, стараясь коснуться рукой стопы разноименной ноги.
Упражнения, улучшающие кровообращение в области малого таза и способствующие рассасыванию хронических воспалительных явлений:
1. Упражнение в дозированной ходьбе (ходьба обыкновенная, на носках, на пятках, скрестным шагом, с высоким подниманием коленей, в полуприседе, с выпадами).
2. Стоя ноги вместе, руки вперед: глубокое приседание.
3. Стоя ноги врозь, руки на поясе: глубокое приседание.
4. Исходное положение то же: поочередное глубокое сгибание ног в коленях.
5. Сидя на полу, руками опереться о пол позади таза: разведение и сведение выпрямленных ног.
6. Исходное положение то же: сгибание ног в коленях, стараясь коснуться коленями груди.
7. Исходное положение то же: сгибание йог в коленях, разводя колени пошире в стороны и соединяя вместе подошвы ступней.
8. Сидя на полу, ноги согнуты к коленях, колени широко разведены в стороны, руки держат соединенные носки ног: покачивающие движения коленей в стороны.
9. Стоя, руки на поясе: выпады вперед и в стороны, поочередно правой и левой ногой.
10. Сидя верхом на скамейке, ноги фиксированы, руки к плечам: наклонять туловище как можно ниже вперед.
11. Сидя верхом на скамейке, ноги фиксированы, руки к плечам: наклонять туловище в стороны и назад (то же с сопротивлением).
12. Стоя руки на пояс: поднимаясь на носки, стать на всю ступню, разводя пошире пятки, вернуться в исходное положение.
Кроме перечисленных упражнений, полезно выполнять все упражнения, оживляющие кровообращение всего тела, так как они будут улучшать кровообращение в области малого таза и вызывать определенный терапевтический эффект. Это относится также к приведенным выше упражнениям, укрепляющим мышцы живота и промежности, и к упражнениям, приведенным ниже.
Приводим упражнения, способствующие укреплению матки в нормальном положении:
1. Лежа на животе: поочередное сгибание ног в коленях.
2. Лежа на животе: поочередное поднимание выпрямленной ноги назад.
3. Лежа на животе, опираясь на локти и носки: поднимание таза, не сгибая ноги в коленях.
4. Лежа на животе: одновременное поднимание вверх выпрямленных ног, рук и груди.
5. Коленно-локтевое положение: движение грудью вперед-книзу и возвращение в исходное положение.
6. Коленно-локтевое положение: поочередное поднимание выпрямленных ног назад.
7. Коленно-локтевое положение: выгибание вверх спины, не отрывая локтей от пола.
8. Коленно-локтевое положение: ползание вперед и назад.
9. Стоя на четвереньках (на коленях и кистях): одновременное
поднимание вверх правой руки и левой ноги и наоборот.
10. Стоя на четвереньках: поочередное движение выпрямленными
ногами в разных направлениях.
11. Стоя на четвереньках: сесть на пятки и принять снова исходное положение.
12. Коленно-локтевое положение: выпрямить ноги в коленях, не отрывая предплечий от пола.
13. Лежа на спине: поднять прямые ноги вверх и коснуться носками пола за головой.
14. Лежа на спине перпендикулярно к гимнастической стенке и держась за нее руками: поднять вверх прямые ноги, касаясь ногами рейки стенки.
15. Лежа на спине перпендикулярно к гимнастической стенке, поднятые ноги упираются на рейку над головой: поочередное сгибание ног.
На рис. 21 приведены примерные упражнения при неправильных положениях матки.
Рис. 21. Примерные упражнения при неправильных положениях матки