Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при невральной амиотрофии

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Регулярное применение физических упражнений и массажа способствует сохранению и некоторому улуч­шению двигательных возможностей, сохранению активного состояния организма, предупреждению и лечению осложнений за счет стимуля­ции двигательных ресурсов.

К задачам лечебной физкультуры относятся: задержка развития атрофии мышц, предупреждение и коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, развитие основных двигательных навыков и на­выков самообслуживания, повышение неспецифической сопротивляе­мости организма. Специальные задачи лечебной физкультуры опреде­ляются клинической формой заболевания и неврологическим статусом.

Основными средствами для решения поставленных задач являют­ся: избирательный массаж, в первую очередь для мышц нижних конечностей с применением приемов расслабления трехглавых мышц и сгибателей пальцев и стимулирующего массажа разгибателей стопы и пальцев. Общий массаж всех частей тела — приемы поглаживания, растирания, разминания, исключая вибрацию. Физические упражнения, подбор которых определяется состоянием больного.

По степени тяжести Н. А. Ямщикова предлагает выделить 4 группы больных:

1) с незначительными поражениями и атрофиями, самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих,

2) спо­собных передвигаться (с трудом), себя обслуживающих,

3) с трудом передвигающихся, самостоятельно сидящих и полностью себя не об­служивающих,

4) «постельных» больных (со множественными атро­фиями, контрактурами), за которыми требуется постоянный уход.

Больным 1-группы рекомендуют общеукрепляющие упражнения из разных исходных положений, упражнения с предметами (мячи, палки, обручи), упражнения на блоках для укрепления ослабленных мышц, упражнения в бассейне с использованием специальных приспособлений (гамачки, подставки), свободное плавание (для умеющих). Рекомен­дуется включать дозированные по расстоянию прогулки, подвижные игры и элементы спортивных игр. Специальные индивидуальные зада­ния содержат упражнения для пораженных мышц в облегчающих ис­ходных положениях, упражнения для исправления походки.

Больным 2-й группы назначают физические упражнения в более легких условиях: сидя, стоя (если нужно, то с фиксацией) и лежа, в во­дной среде. Используются упражнения с предметами: мячами, палка­ми, медицинболами (до 1 кг), блоками, упражнения с дозированным сопротивлением, а также в бассейне. С больными 1-й и 2-й групп про­водятся индивидуальные и групповые занятия (4 — 6 человек) длитель­ностью от 25 до 30 мин. Ведущим в организации занятий являются метод рассеянных нагрузок, постепенность и последовательность в переходе от более простых к более сложным упражнениям с охватом большинства мышц, с акцентом на пораженные (табл. 17). В стацио­нарных условиях проводятся не менее 25 — 30 занятий, а также ежед­невная утренняя гимнастика. Ребятам старшего возраста даются индиви­дуальные задания, которые они выполняют 2—3 раза в день под наблюдением методиста или дежурного персонала отделений.

Лечебная физкультура при невральной амиотрофии

С больными 3-й группы проводят только индивидуальные занятия, длительностью до 15 мин, повторяемые 2 — 3 раза в течение дня. При­водим пример индивидуального занятия с больным 3-й группы, 9 лет, который может самостоятельно сидеть и медленно передвигаться, дер­жась руками за мебель (имеются выраженные контрактуры и деформа­ция стоп).

Предварительно проводится сеанс избирательного массажа верх­них и нижних конечностей.

1. Исходное положение сидя на стуле; движения рук, активные или с помощью методиста, чередуя с дыхательными упражнениями.

2. Упражнения на сохранение правильной осанки в положении си­дя, чередуя с упражнениями на расслабление мышц.

3. Переход с помощью на кушетку, с проверкой правильного по­ложения тела лежа.

упражнениями на расслабление и дыхательными.

5. В исходном положении лежа ловля и броски мяча, подвешенно­го на веревке, которую держит методист.

6. Исходное положение лежа — дыхательные упражнения.

Для большей заинтересованности больного можно вести дневник с оценками, поставленными с участием самого больного. Упражнение № 5 может быть проведено как игровое задание, например, в течение минуты поймать и бросить мяч определенное число раз. Выполнение задания или его превышение оценивается как выигрыш боль­ного.

Каждое упражнение повторяется 3 — 4 раза, а для крупных мышц 1—2 раза. Общая физическая нагрузка в занятиях ниже средней интен­сивности, длительность последних — до 15 мин.

Для больных 4-й группы основными задачами лечебной физкуль­туры являются: сохранение активного состояния организма, преду­преждение и лечение осложнений, вызываемых вынужденной непо­движностью, стимуляция двигательных ресурсов. Для этой группы больных лечение положением сочетается с переменой поз тела лежа, посадкой с фиксацией туловища, дыхательными упражнениями. Во всех исходных положениях лежа (на спине, на боку, на животе) и сидя включаются упражнения с помощью или самостоятельно, а упражне­ния на расслабление — с учетом имеющихся нарушений.

Содержание индивидуальных занятий с этими больными опреде­ляется сохранившимися двигательными ресурсами, избранными ис­ходными положениями и переносимостью нагрузок.

Для борьбы с контрактурами и деформациями у больных всех групп рекомендуется применять ежедневные укладки с наложением па­рафиновых аппликаций или озокерита, с последующим избирательным массажем (приемы расслабления и растягивания), ортопедические по­собия (туторы, аппараты и пр.).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.