Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при неврозах

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физическая культура (ЛФК) у ребят применяется при всех фор­мах заболевания, являясь ведущим методом комплексной терапии [Бондаренко Г. И., Воловик В. И., 1975]. Задачи лечебной физкультуры сводятся к следующим: 1) общее укрепление организма, 2) организа­ция активного отдыха как отвлечение от болезненного состояния, 3) развитие правильной оценки собственных сил и возможностей, 4) воспитание действий в коллективе, 5) улучшение работоспособности, 6) воспитание навыка преодолевания трудностей на основе укрепления воли к победе.

Для решения поставленных задач широко применяются различные общеразвивающие упражнения, упражнения на выносливость (скоростно-силовые), корригирующие, в основных движениях, а также упраж­нения из системы ритмической гимнастики и танцевальные комбина­ции для овладения точностью, выразительностью движений и созда­ния благоприятного эмоционального настроя. Включаются также игры от малоподвижных до подготовительных к спортивным с акцен­том на воспитание коллективных действий и нормализацию взаимоот­ношений в группе, прикладные упражнения (бег, прыжки, метание, ходьба на лыжах и пр.), гимнастические упражнения с введением инди­видуальных ограничений. Для больных всех групп исключаются упражнения на снарядах, требующие индивидуального исполнения (кольца, брусья, перекладина, опорные прыжки), а также упражнения с палками, булавами, элементы фехтования, бокса, борьбы. Особое значение приобретает аутогенная тренировка, которая применяется как индивидуально, так и на групповых занятиях. Методика проведения должна быть обязательно согласована с лечащим врачом, с учетом ле­чебных задач психотерапии. Общая направленность тренировки дол­жна соответствовать поставленной цели — научить больного управлять своей эмоциональной сферой.

Поскольку речь идет в конечном счете о нормализации поведения больных, на первый план выступают воспитательные задачи лечебной физкультуры. Это обязывает особенно внимательно относиться к ор­ганизации групповых занятий, начиная с формирования группы. Реко­мендуется включать в ее состав до 8 ребят с разными формами невро­зов, но не более одного больного истерией (иначе работа будет очень затруднена). При составлении плана занятия всегда следует иметь за­пасной вариант, на который, может быть, придется перейти в случае неожиданной отрицательной реакции части занимающихся.

Необходимо, чтобы ребенок на практике убедился в возможности достигнуть определенных результатов. Это поддерживается поощре­нием больного: одобрением, вручением значка, приза, вымпела, а так­же положительной оценкой выполнения определенных поручений. Важно также сравнение имеющихся улучшений физического развития, достижений в овладении прикладными навыками в пределах воз­растных показателей и пр. В. И. Гарбузов в плане психотерапевтиче­ских занятий рекомендует ряд методических приемов, которые могут быть целиком использованы в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Так, рекомендуется постепенный переход от одобрений к мягкой требова­тельности, а затем и к твердым требованиям умения действовать как все, с последующим переходом к самостоятельным действиям. При этом существенна и такая последовательность: вначале с помощью ве­дущего, а затем при взаимопомощи и, наконец, самостоятельно.

Руководствуясь возрастными особенностями и необходимостью воспитания умения согласованно действовать в группе, предпочтение отдается игровому методу проведения занятий, а также самостоя­тельным играм и специальным игровым заданиям. Осуществляется постепенный переход от упрощенных занимательных игр к сложным, с обязательным соблюдением правил, воспитанием чувства равного среди равных и адаптации к возрастающим требованиям.

Для поддержания бодрого настроения необходимо в процессе за­нятий, после особо эмоциональных или требующих напряжения упражнений применять приемы отвлечения и разгрузки. С занятий пациент должен уходить удовлетворенным, стремиться аккуратно их посещать. Если же ребенок приходит на занятия без особого желания и начинает предъявлять жалобы, то программу и методику занятий необходимо пересмотреть.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.