Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ОПЕРАЦИЯХ НА ОРГАНАХ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

Рубрика: В детской хирургии

Хирургические заболевания органов брюшной полости и брюшной стенки

Эти заболевания составляют наиболее обширную группу в дет­ской хирургии. В комплексном лечении большинства хирургических болезней живота применяется оперативное вмешательство в порядке как плановой, так и экстренной хирургической помощи. Успех лечения зависит не только от техники выполнения самой операции, но и от предоперационной подготовки и послеоперационного ведения таких больных. При этом большое значение придается лечебной физкуль­туре.

Ожидание операции, опасение за ее исход влияют на психическое состояние больного, ослабляя защитные силы организма.

Гиподинамия, вызванная пребыванием в стационаре до операции (при плановых операциях) и после нее, способствует еще большему по­нижению общего жизненного тонуса, а также ухудшению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Применение при некоторых операциях наркоза, в свою очередь, приво­дит к ряду функциональных расстройств. Травма, нанесенная хирур­гом во время операции (разрезы и отслаивание тканей, подтягивание кишечных петель, брыжейки и т. д.), отрицательно влияют на больно­го, так как из зоны оперативного вмешательства в ЦНС поступают сильные раздражения. В раннем послеоперационном периоде боль в области послеоперационной раны нарушает механизмы дыхательно­го акта, способствует преобладанию грудного дыхания, иногда полно­му отключению диафрагмы от участия в нем. В легких развиваются застойные явления, в дыхательных путях скапливается мокрота, от­кашливание которой затруднено из-за болей. Значительные изменения наблюдаются в желудочно-кишечном тракте. Снижается перистальти­ка кишечника, усиливается газообразование, вызывающее нередко сильные боли, на месте операционного разреза формируется рубец, возможно образование спаек в поврежденных тканях, на длительный срок нарушается функция оперированного органа. Длительное пребы­вание в стационаре, ограничение двигательной активности, а также влияние самой операции приводят к отклонениям в росте и развитии ребенка, особенно выраженным в раннем возрасте.

Физические упражнения оказывают тонизирующее действие на ор­ганизм ребенка, улучшают его настроение, уменьшают явления гипо­динамии, способствуют нормализации нарушенных функций. Целена­правленное применение средств лечебной физкультуры способствует полноценному заживлению раны, восстановлению анатомических взаимоотношений в органах брюшной полости. Лечебная физкультура обеспечивает формирование временных компенсаций, когда функция еще не восстановилась, а в случае необходимости — и постоянных ком­пенсаций. Применение некоторых упражнений облегчает уход за больным. Например, обучение ребенка безболезненным приемам под­нятия таза, поворотов на бок, а также переходу в положение сидя, стоя.

Лечебная физкультура делится на три периода: предоперационный (для плановых больных), ранний послеоперационный (до снятия швов), поздний послеоперационный (восстановление функций).

Предоперационный период. Задачи: наладить контакт с больным, повысить уровень жизнедеятельности, обучить дифферен­цированному дыханию и приемам, необходимым после операции (от­кашливание, поворот на бок, переход в положение сидя, стоя), по воз­можности активизировать функции дыхательной и сердечно-сосуди­стой системы.

Особенности методики. Повышение жизненного тонуса больного, активизация деятельности его органов и систем осуществляется при помощи общеразвивающих упражнений.

К специальным упражнениям относятся освоение приемов после­операционного ухода (например, приподнимание таза), дыхательные: статические, грудное, диафрагмальное, полное дыхание, — а также динамические в сочетании с движениями нижних и верхних конечно­стей; больной обучается откашливанию и расслаблению. Сложность упражнений, общая физическая нагрузка занятия зависят от возраста и состояния больных.

Ранний послеоперационный период. Задачи: макси­мально рано (в первые часы после операции) активизировать дыхание (для удаления наркотических веществ из дыхательных путей) и пре­дупредить тем самым послеоперационную рвоту; повысить эмоцио­нальный тонус ребенка, предупредить застойные явления в дыхатель­ной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системах, улучшить трофику тканей, вовлеченных в операцию (с целью способствовать за­живлению операционной раны), предупредить образование спаек, вос­становить брюшное дыхание, адаптировать ребенка к постепенно уве­личивающимся нагрузкам (в занятиях, ходьбе, самообслуживании).

Особенности методики. Занятия вначале индивидуальные, продол­жительностью 10—15 мин. Исходное положение лежа на спине, затем на боку.

Общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в медленном, затем в среднем темпе. Особое внимание уделяет­ся упражнениям в расслаблении и дыхательным. Начинают со статиче­ского грудного дыхания, затем переходят к грудному в сочетании с движением рук, в занятия включают диафрагмальное дыхание. По­сле нескольких дыхательных упражнений больному предлагают по­кашлять. Для активизации перистальтики кишечника и предупрежде­ния спаек используют сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, скольжение по постели, качательные движения согнутых в коленных и тазобедренных суставах ног (стопы в упоре на постели), а также повороты на бок.

Лечебную физкультуру следует сочетать с массажем грудной клет­ки. Начиная с 3 —5-го дня после операции занятия можно проводить групповым методом. Длительность занятия увеличивается до 20 мин. Используют исходные положения лежа, сидя, стоя, включают общера­звивающие, статические и динамические дыхательные упражнения на координацию, корригирующие, на растягивание послеоперационного рубца.

Поздний послеоперационный период. Задачи: способ­ствовать нормализации анатомических взаимоотношений брюшной полости, нормализовать функции органов и систем детского организ­ма, восстановить двигательные навыки, повысить неспецифическую сопротивляемость.

Особенности методики. Занятия групповые, продолжительность увеличивается до 25 — 30 мин, используют все виды активных упражнений в соответствии с возрастом и режимом, с различными предметами (мяч, палка и др.), перед зеркалом (для зрительного контроля при во­спитании и исправлении осанки), ходьбу, легкий бег, бросание, лаза­ние, дыхательные упражнения, а также специальные упражнения, на­правленные на решение конкретных лечебных задач. Например, упражнения, способствующие увеличению подвижности и эластично­сти рубца (наклоны, повороты туловища и др.), статические и динами­ческие упражнения для укрепления мышц живота. Продолжительность каждого периода и сроки перехода к сидению, вставанию, ходьбе в большинстве случаев решаются хирургом.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.