ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ОПЕРАЦИЯХ НА ОРГАНАХ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ
Рубрика: В детской хирургииХирургические заболевания органов брюшной полости и брюшной стенки
Эти заболевания составляют наиболее обширную группу в детской хирургии. В комплексном лечении большинства хирургических болезней живота применяется оперативное вмешательство в порядке как плановой, так и экстренной хирургической помощи. Успех лечения зависит не только от техники выполнения самой операции, но и от предоперационной подготовки и послеоперационного ведения таких больных. При этом большое значение придается лечебной физкультуре.
Ожидание операции, опасение за ее исход влияют на психическое состояние больного, ослабляя защитные силы организма.
Гиподинамия, вызванная пребыванием в стационаре до операции (при плановых операциях) и после нее, способствует еще большему понижению общего жизненного тонуса, а также ухудшению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Применение при некоторых операциях наркоза, в свою очередь, приводит к ряду функциональных расстройств. Травма, нанесенная хирургом во время операции (разрезы и отслаивание тканей, подтягивание кишечных петель, брыжейки и т. д.), отрицательно влияют на больного, так как из зоны оперативного вмешательства в ЦНС поступают сильные раздражения. В раннем послеоперационном периоде боль в области послеоперационной раны нарушает механизмы дыхательного акта, способствует преобладанию грудного дыхания, иногда полному отключению диафрагмы от участия в нем. В легких развиваются застойные явления, в дыхательных путях скапливается мокрота, откашливание которой затруднено из-за болей. Значительные изменения наблюдаются в желудочно-кишечном тракте. Снижается перистальтика кишечника, усиливается газообразование, вызывающее нередко сильные боли, на месте операционного разреза формируется рубец, возможно образование спаек в поврежденных тканях, на длительный срок нарушается функция оперированного органа. Длительное пребывание в стационаре, ограничение двигательной активности, а также влияние самой операции приводят к отклонениям в росте и развитии ребенка, особенно выраженным в раннем возрасте.
Физические упражнения оказывают тонизирующее действие на организм ребенка, улучшают его настроение, уменьшают явления гиподинамии, способствуют нормализации нарушенных функций. Целенаправленное применение средств лечебной физкультуры способствует полноценному заживлению раны, восстановлению анатомических взаимоотношений в органах брюшной полости. Лечебная физкультура обеспечивает формирование временных компенсаций, когда функция еще не восстановилась, а в случае необходимости — и постоянных компенсаций. Применение некоторых упражнений облегчает уход за больным. Например, обучение ребенка безболезненным приемам поднятия таза, поворотов на бок, а также переходу в положение сидя, стоя.
Лечебная физкультура делится на три периода: предоперационный (для плановых больных), ранний послеоперационный (до снятия швов), поздний послеоперационный (восстановление функций).
Предоперационный период. Задачи: наладить контакт с больным, повысить уровень жизнедеятельности, обучить дифференцированному дыханию и приемам, необходимым после операции (откашливание, поворот на бок, переход в положение сидя, стоя), по возможности активизировать функции дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Особенности методики. Повышение жизненного тонуса больного, активизация деятельности его органов и систем осуществляется при помощи общеразвивающих упражнений.
К специальным упражнениям относятся освоение приемов послеоперационного ухода (например, приподнимание таза), дыхательные: статические, грудное, диафрагмальное, полное дыхание, — а также динамические в сочетании с движениями нижних и верхних конечностей; больной обучается откашливанию и расслаблению. Сложность упражнений, общая физическая нагрузка занятия зависят от возраста и состояния больных.
Ранний послеоперационный период. Задачи: максимально рано (в первые часы после операции) активизировать дыхание (для удаления наркотических веществ из дыхательных путей) и предупредить тем самым послеоперационную рвоту; повысить эмоциональный тонус ребенка, предупредить застойные явления в дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системах, улучшить трофику тканей, вовлеченных в операцию (с целью способствовать заживлению операционной раны), предупредить образование спаек, восстановить брюшное дыхание, адаптировать ребенка к постепенно увеличивающимся нагрузкам (в занятиях, ходьбе, самообслуживании).
Особенности методики. Занятия вначале индивидуальные, продолжительностью 10—15 мин. Исходное положение лежа на спине, затем на боку.
Общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в медленном, затем в среднем темпе. Особое внимание уделяется упражнениям в расслаблении и дыхательным. Начинают со статического грудного дыхания, затем переходят к грудному в сочетании с движением рук, в занятия включают диафрагмальное дыхание. После нескольких дыхательных упражнений больному предлагают покашлять. Для активизации перистальтики кишечника и предупреждения спаек используют сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, скольжение по постели, качательные движения согнутых в коленных и тазобедренных суставах ног (стопы в упоре на постели), а также повороты на бок.
Лечебную физкультуру следует сочетать с массажем грудной клетки. Начиная с 3 —5-го дня после операции занятия можно проводить групповым методом. Длительность занятия увеличивается до 20 мин. Используют исходные положения лежа, сидя, стоя, включают общеразвивающие, статические и динамические дыхательные упражнения на координацию, корригирующие, на растягивание послеоперационного рубца.
Поздний послеоперационный период. Задачи: способствовать нормализации анатомических взаимоотношений брюшной полости, нормализовать функции органов и систем детского организма, восстановить двигательные навыки, повысить неспецифическую сопротивляемость.
Особенности методики. Занятия групповые, продолжительность увеличивается до 25 — 30 мин, используют все виды активных упражнений в соответствии с возрастом и режимом, с различными предметами (мяч, палка и др.), перед зеркалом (для зрительного контроля при воспитании и исправлении осанки), ходьбу, легкий бег, бросание, лазание, дыхательные упражнения, а также специальные упражнения, направленные на решение конкретных лечебных задач. Например, упражнения, способствующие увеличению подвижности и эластичности рубца (наклоны, повороты туловища и др.), статические и динамические упражнения для укрепления мышц живота. Продолжительность каждого периода и сроки перехода к сидению, вставанию, ходьбе в большинстве случаев решаются хирургом.