Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при отдельных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Общие методические указания

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

На лечебную физическую культуру назначаются больные с функциональными заболеваниями желудка, с расстройствами его секреторной и моторной деятельности: при повышении и понижении кислотности, понижении тонуса желудка (атония), при вегетоневро-тических и психогенных расстройствах желудка; при хронических гиперацидных и анацидных гастритах, ахилии, язвенной болезни, гастроптозе; лечебную физическую культуру назначают при функциональных заболеваниях кишечника: спастической и атонической форме запоров, при хронических гастроэнтеритах, не успевших истощить больного, при недавних энтероколитах, хронических колитах недавнего происхождения, особенно у молодых больных, энтероптозе (опущение внутренностей), а также после операции аппендицита и при геморрое.

С вышеуказанными больными занятия по лечебной физкультуре могут происходить в групповом и в индивидуальном порядке. В индивидуальном порядке работа проводится с язвенными больными, с больными, страдающими геморроем, после операции аппендицита. Больных последних двух категорий можно формировать в группы по 4—5 человек.

Из остальных больных, особенно в условиях курортно-санаторной работы, желательно формировать отдельные группы числом 12—15 человек, где это возможно, с однотипными заболеваниями. Такое формирование оправдывается удобством составления комплексов упражнений и той целевой установкой, каковая вкладывается в эти упражнения. Так, например, рекомендуется в одну группу включить больных с функциональным понижением кислотности, с ахилией и хроническими анацидными гастритами, а другую группу составлять из больных с повышением кислотности, с хроническими гиперацидными катарами.

Мы упоминали о различной физической нагрузке, рекомендуемой подобным больным. Умеренные движения способны влиять на секрецию желудка возбуждающим образом, благодаря образованию при работе мышц веществ гистаминоподобного характера, являющихся наиболее сильными сокогонными веществами. При геперацидных состояниях упражнения должны носить более напряженный и интенсивный характер и оказывать тормозящее действие на секрецию желудка. В первой группе продолжительность урока может быть продлена до 30—40 мин. Во второй группе она будет равняться 40—60 мин.

Желательно составлять из больных с опущением желудка (гастроптозы) и внутренностей (энтероптозы) отдельные группы, так как лечение этих больных требует своей методики, отличной от других.

Если не представляется возможность создать обособленные группы, следует организовывать смешанные группы, в зависимости от возраста, характера и степени клинических показателей, с учетом сопутствующих заболеваний и пр. Таких групп может быть две или три: сильная, средняя и слабая.

Для всех создаваемых групп в комплексы упражнений должны входить различные движения, оказывающие общефизиологическое воздействие. Назначаются упражнения, непосредственно влияющие на брюшной пресс, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также включаются упражнения, действующие на центральную нервную систему. Эти движения вызывают положительные эмоции, которые влияют на секрецию желудочно-кишечного тракта, особенно у нервных больных.

Комплексы составляются поурочно с учетом особенностей каждой группы. Методика движений у желудочно-кишечных больных зависит от характера и диагноза заболевания желудочного тракта. Гастриты, колиты, атония кишок, остаточные явления и последствия воспалительных процессов — рубцы, спайки, язва желудка и пр. — все они требуют своих методических и целенаправленных форм лечебной физкультуры. Все же при столь разнообразных формах заболеваний для всех их существуют и свои методические особенности.

Назначаемые больным упражнения должны строго соответствовать основным дидактическим принципам как в отношении нагрузки, так и в отношении длительности урока, разнообразия упражнений, нарастания их интенсивности. Особенной постепенности, осторожности, точности выполнения требуют упражнения на координацию движений. Упражнения должны быть разнообразными, эмоциональными и доступными, оказывать максимальное эффективное воздействие на укрепление организма, развивать мышцы живота, подвижность в суставах, гибкость, правильно воспитывать дыхательный акт, тренировать брюшное дыхание.

Следует научить больных расслаблять мышцы. Упражнения на расслабление вводить после большого мышечного напряжения.

Для полного отдыха хорошо принимать следующие положения: лежа на спине с согнутыми коленями; лежа на животе, положив подбородок на сложенные вместе руки; лежа на боку. V- Больным с гастроптозом и энтероптозом не следует давать подтягиваний, прыжков, бега, спрыгивания со снарядов, силовых упражнений. Им необходимо во время занятий носить бандаж или широкий пояс на брюшной области. Ослабленным больным требуется не только выключать упражнения с интенсивным напряжением, но и вводить более длительные паузы отдыха между ними. Больным с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями следует акцептировать внимание на дыхательных упражнениях и на упражнениях, усиливающих периферическое кровообращение. Скоростные упражнения и упражнения па ловкость, а также бег, прыжки, быстрые движения туловищем и конечностями для усиления обмена необходимо назначать в соответствии с состоянием сердечно-сосудистой системы.

В лечебной физкультуре используются: подвижные и спортивные игры как средство положительного эмоционального воздействия на больных, общеразвивающие и подготовительные упражнения, упражнения с отягощающими предметами: гантелями, палками, мячами, набивными мячами и пр.; упражнения на гимнастической стенке, скамейке, кольцах и пр., дыхательные упражнения, упражнения в равновесии для формирования правильной осанки и в особенности для укрепления мышц брюшного пресса.

Брюшная полость является обширной цистерной, приток и отток крови в которой — в воротной вене — приводят к улучшению или ухудшению желудочных и кишечных диспепсий, запоров, геморроев и пр.

Брюшной пресс представляет собой большую группу мышц и связок как наружных, так и внутренних спереди, с боков, снизу и сверху, охватывающих и поддерживающих внутрибрюшные органы.

Главные из мышц: прямая и пирамидальная мышцы живота, находящиеся спереди, наружные и внутренние косые мышцы живота, находящиеся с боков, и глубоколежащая поперечная мышца. Сверху, внутри брюшной полости, находится куполообразно приподнятая мышца — диафрагма, только в момент глубокого вдоха принимающая более плоскую форму, а снизу, опять же внутри брюшной полости, — группа мышц, закрывающая тазовое дно, из них главные: грушевидная мышца и запирательная мышца с двумя подкрепляющими пучками.

Особое значение мышцы брюшного пресса имеют потому, что в данной части организма нет костной опоры и им приходится фиксировать брюшные органы в Нормальном положении. Кроме то1ч>, брюшной пресс участвует в акте дефекации, родах и при других жизненных отправлениях как орган движения и тогда, когда требуется механическое сдавливание органов брюшной полости. Необходимо отметить участие брюшного пресса, и в частности диафрагмы, в дыхательных экскурсиях, причем высокое стояние диафрагмы влечет за собой ряд функциональных нарушений со стороны сердца. Брюшной пресс дает возможность повышения положительного внутрибрюшного давления, которое является одним из главных экстракардиальных факторов, усиливающих венозный кровоток. Вялость мышц брюшного пресса влечет целый ряд функциональных нарушений и заболеваний, а некоторые заболевания органов пищеварения, как опущение желудка и кишок, является прямым следствием атонии брюшного пресса.

При висцероптозах или энтероптозах (опущении внутренностей) и гастроптозах (опущении желудка) большое значение имеет укрепление брюшного пресса.

При общей слабости брюшных стенок больной выполняет упражнения в положении лежа, а с укреплением брюшных мышц — в положении сидя, полулежа, стоя.

Очень важно укреплять подвздошно-поясничную мышцу, расположенную на задней стенке брюшной полости и представляющую собой сильный мускул, в изобилии снабженный кровью, действующий на органы брюшной полости массирующим образом. Болезни печени не препятствуют осторожному укреплению брюшного пресса, за исключением периода обострения У Наиболее распространенными упражнениями для брюшного пресса, используемыми у больных с желудочно-кишечным трактом, являются следующие.

  1. Лежа на спине, руки за голову: поднимать согнутые в коленях ноги, стараясь дотянуться коленями до живота (выдох), и опускать ноги, разгибая их (вдох); поднимать согнутые в коленях ноги и поочередно вытягивать их вверх; движения ногами, имитирующие езду на велосипеде, но в медленном темпе, напряженно; поднимать ноги вверх (под различными углами) и разводить их поочередно (ножницы); поднимать одну ногу, одновременно опуская другую, не касаясь ею пола.
  2. Лежа на спине, закинуть ноги назад до касания носками пола за головой (упражнение трудное, рекомендуется лицам с хорошо развитой мускулатурой). С более слабыми проводить поднимание ног, постепенно увеличивая амплитуду движения.
  3. Лежа на спине, зацепиться носками за гимнастическую скамейку или стоны фиксированы соупражняющимся: поднять туловище до положения сидя (с различными исходными положениями рук: вдоль туловища, за голову, вверх) — выдох, затем наклонить его назад до положения лежа на спине — вдох.
  4. Сидя: напряженные, медленные повороты налево и направо (с различными исходными положениями рук: к плечам, на пояс, перед грудью, за шею, вверх).
  5. Сидя, ноги врозь, руки в стороны: медленно повернуть туловище и доставать левой рукой носок правой ноги и наоборот. Ноги все время вытянуты. В исходном положении — вдох; при наклоне — выдох.
  6. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, ладонями вперед: наклон вперед, ладонями касаться пола. В исходном положении — вдох, при наклоне — выдох.
  7. Ноги на ширине плеч: медленные повороты с напряжением налево и направо (с различными исходными положениями рук: на пояс, на голову, вверх). В исходном положении — вдох, при поворотах — выдох.
  8. Ноги врозь на ширине плеч: повернуть туловище налево и наклониться к левой ноге, вернуться в исходное положение. То же, направо. В исходном положении — вдох, при поворотах и наклонах — выдох.
  9. Ноги врозь пошире, стопы параллельно, руки вверх, ладони вперед: с напряжением повернуть туловище налево, наклониться к левой ноге, руками коснуться пола, вернуться в исходное положение. В исходном положении — вдох, при поворотах и наклонах — выдох.

10.  Ноги врозь пошире, стопы параллельно, руки в стороны: круговые движения туловищем. То же, описывая головой восьмерку.

11.  Основная стойка: напряженно отводить левую ногу назад с одновременным отведением назад выпрямленных рук. Затем левая нога и обе руки делают быстрый мах вперед и опускаются в исходное положение. Повторить с правой ноги. При движении рук и ноги назад — вдох; при махе рук и ноги вперед — выдох.

12.  Лежа на спине, руки вдоль туловища или за голову: поднять согнутую в колене правую ногу, обхватить колено руками и прижать бедро к животу, опустить ногу, разгибая ее. Повторить левой ногой, а потом обеими одновременно.

13.  Лежа на спине, поднять ноги вверх, упираясь пятками о стену, опустить правую ногу, согнутую в колене, и прижать бедро к животу. Потом опустить левую ногу, согнутую в колене.

14.  Стоя, руки на поясе: 1) поднять ногу, согнутую в колене, прижать бедро к животу, опустить ногу в исходное положение; то же, другой ногой; 2) поднять ногу, согнутую в колене, обхватить обеими руками и прижать к животу; то же, другой ногой.

15.  Лечь на спину и положить под нее подушку с таким расчетом, чтобы внутренности брюшной полости отошли под купол диафрагмы (статическое упражнение).

16.  Стоя на коленях, раздвинуть их, согнуться и положить грудь на подушку, повернуть голову направо. Глубоко дыша, сохранять это положение в течение нескольких минут.

17.          То же, что и 16-е упражнение, но держать колени вместе.
Упражнения с 12-го по 17-е являются специальными при энтеро- и гастроптозах.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.