Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при переломах бедра

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура при переломах бедра включается в комплексное лечение с первых же дн., если отсутствуют противопо­казания.

Задачи и методика лечебной физкультуры в периоде иммобилиза­ции соответствуют данному периоду лечения переломов.

К занятиям лечебной физкультурой приступают, как только по­зволит состояние больного.

Иммобилизованная конечность подключается в занятия после ис­чезновения болевых ощущений, на 3 —5-й день. Сначала предлагаются активные упражнения для пальцев и голеностопного сустава, мыс­ленные (идеомоторные) упражнения для коленного и тазобедренного. Ребенка необходимо научить мысленно воспроизвести все виды движе­ний в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, супина­цию, пронацию. Включаются также статические напряжения мышц — движение надколенника. В редких случаях, когда для лечения переломов бедра применяется циркулярная гипсовая повязка, эти упражнения дополняются прижиманием подколенной ямки к повязке. В дальнейшем вводят присаживание, во время которого осуществляет­ся сгибание в тазобедренном суставе.

При хорошей консолидации и систематическом и постепенном ис­пользовании вышеописанных упражнений ребенок должен «овладеть массой голени», т. е. приподнимать и удерживать ее над шиной снача­ла при поддержке за голень или пятку, а затем и самостоятельно. При выполнении этих упражнений тренируется четырехглавая мышца бе­дра, создаются необходимые условия для предупреждения ее атрофии.

В первые дни после снятия иммобилизации больной продолжает лежать в постели, нога находится в возвышенном положении на шине. Мышцы травмированной конечности атрофичны, особенно ослаблена четырехглавая мышца, амплитуда свободных движений в суставах уменьшена. Наибольшее нарушение движений при скелетном вытяже­нии отмечается обычно в коленном суставе.

На фоне общеразвивающих упражнений в соответствии с расши­ряющимся двигательным режимом и увеличивающимися возможно­стями больного производят специальные упражнения для больной но­ги — активные гимнастические упражнения в облегчающих условиях, чередующиеся с расслаблением.

К ним относятся: сгибание и разгибание в коленном и тазобедрен­ном суставах со скольжением пяткой по шине, ротационные движения без отрыва ноги от шины, отведение и приведение бедра с помощью инструктора (голень больной ноги поддерживают снизу). Необходимо учитывать, что сразу после снятия иммобилизации нельзя полно­стью отрывать ногу от шины, так как при слишком большом рычаге может быть повреждена недостаточно прочная костная мозоль.

С целью тренировки сосудов травмированной конечности нога перекладывается с шины на постель с помощью инструктора.

Подготовка опороспособности начинается с упражнений в надав­ливании по оси конечности на руку инструктора, затем на спинку кро­вати или специальную подставку (ящик). В дальнейшем шина убирает­ся и упражнения проводятся в исходном положении лежа на спине, на боку, на животе. Эти исходные положения используются как для об­щеразвивающих, так и для специальных упражнений. К активным упражнениям в облегчающих условиях (скольжение) добавляются упражнения с самопомощью. Например, из исходного положения лежа на спине — сгибание пораженной ноги в коленном суставе. Голень здо­ровой ноги помещается перед голенью больной и при сгибании помо­гает осуществлению движения. В исходном положении лежа на боку, на здоровой стороне, больная нога лежит на здоровой. При одновре­менном сгибании в коленных суставах здоровая нога помогает движе­нию травмированной конечности.

При хорошей консолидации к этому времени ребенок должен овладеть массой конечности, поэтому в занятия могут быть введены упражнения в сгибании прямой ноги в тазобедренном суставе, отведе­ние и приведение прямой ноги сначала с помощью, а затем самостоя­тельно. Ребенок должен самостоятельно опускать ноги ниже уровня постели. Продолжаются упражнения в дозированном давлении по оси. Используются исходное положение на четвереньках с ограничением опоры на больное колено. В этом исходном положении сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах может быть усилено за счет массы туловища. Например, из исходного положения стоя на четве­реньках, не смещая ладоней, тянуться тазом к пяткам, в исходном по­ложении на четвереньках передвижения по постели и переход в поло­жение стоя на коленях у спинки кровати, держась за спинку кровати, опустить больную ногу вниз и почувствовать опору.

В исходном положении сидя выполняются упражнения с самопо­мощью — сгибание и разгибание в коленном суставе, маховые движе­ния в коленном и голеностопном суставах (сидя на высоком стуле или на краю кровати). Включаются упражнения для стоп: различного рода перекаты с пятки на носок и с носка на пятку, давление на пол и, нако­нец, «ходьба» сидя.

Следующим этапом восстановления движений в травмированной конечности является вставание. Время наступления этого этапа регла­ментируется хирургом-травматологом.

Первые занятия проводятся с использованием дополнительной опоры на спинку кровати или гимнастическую стенку — тяжесть тела осторожно переносится на больную ногу. Затем производятся при­ставные шаги у опоры: в сторону, вперед и назад, небольшие приседа­ния, маховые движения больной ногой. По мере восстановления опо­роспособности приступают к овладению ходьбой сначала с поддерж­кой и костылями, затем с костылями без поддержки и, наконец, самостоятельно без костылей.

Очень важно, чтобы во время освоения ходьбы не развивалась па­тологическая компенсация сниженной опороспособности травмирован­ной ноги. К таким патологическим компенсациям чаще всего относит­ся ходьба на прямой ноге с переносом ее через сторону вперед. Ребен­ка следует с первых же дн. обучать ходьбе с правильными движениями во всех суставах. Для этого стопы ног ставятся парал­лельно. Из данного исходного положения для передвижения вперед не­обходимо совершить сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Добиваются при ходьбе осуществления переката в голеностопном су­ставе и постепенно обращают внимание на воспитание осанки.

В III периоде достигаются полное выздоровление ребенка и норма­лизация функции травмированной конечности. Лечебная физкультура проводится во всех формах, широко используются общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения для воспита­ния и закрепления правильной осанки, прикладные упражнения, упражнения на внимание, координацию, игры и т. д.

Особую роль играют упражнения для тренировки ходьбы — рит­мичная, с высоким подниманием коленей, лыжным шагом по ограниченной поверхности, по следовой дорожке, по гимнастической скамей­ке и т. д.

При лечении переломов у ребят раннего возраста с применением лейкопластырного вытяжения используют специальные упражнения для здоровой и дистальных отделов иммобилизованной конечности (пассивные упражнения для стоп) в сочетании с динамическими упраж­нениями в соответствии с уровнем психомоторного развития. После снятия иммобилизации вводят массаж (поглаживание, растирание) больной ноги, стимуляцию активных движений во всех ее суставах, упражнения с помощью для больной ноги, а также упражнения, спо­собствующие развитию общих двигательных навыков.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.