Лечебная физкультура при переломах бедра
Рубрика: В детской хирургииЛечебная физкультура при переломах бедра включается в комплексное лечение с первых же дн., если отсутствуют противопоказания.
Задачи и методика лечебной физкультуры в периоде иммобилизации соответствуют данному периоду лечения переломов.
К занятиям лечебной физкультурой приступают, как только позволит состояние больного.
Иммобилизованная конечность подключается в занятия после исчезновения болевых ощущений, на 3 —5-й день. Сначала предлагаются активные упражнения для пальцев и голеностопного сустава, мысленные (идеомоторные) упражнения для коленного и тазобедренного. Ребенка необходимо научить мысленно воспроизвести все виды движений в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, супинацию, пронацию. Включаются также статические напряжения мышц — движение надколенника. В редких случаях, когда для лечения переломов бедра применяется циркулярная гипсовая повязка, эти упражнения дополняются прижиманием подколенной ямки к повязке. В дальнейшем вводят присаживание, во время которого осуществляется сгибание в тазобедренном суставе.
При хорошей консолидации и систематическом и постепенном использовании вышеописанных упражнений ребенок должен «овладеть массой голени», т. е. приподнимать и удерживать ее над шиной сначала при поддержке за голень или пятку, а затем и самостоятельно. При выполнении этих упражнений тренируется четырехглавая мышца бедра, создаются необходимые условия для предупреждения ее атрофии.
В первые дни после снятия иммобилизации больной продолжает лежать в постели, нога находится в возвышенном положении на шине. Мышцы травмированной конечности атрофичны, особенно ослаблена четырехглавая мышца, амплитуда свободных движений в суставах уменьшена. Наибольшее нарушение движений при скелетном вытяжении отмечается обычно в коленном суставе.
На фоне общеразвивающих упражнений в соответствии с расширяющимся двигательным режимом и увеличивающимися возможностями больного производят специальные упражнения для больной ноги — активные гимнастические упражнения в облегчающих условиях, чередующиеся с расслаблением.
К ним относятся: сгибание и разгибание в коленном и тазобедренном суставах со скольжением пяткой по шине, ротационные движения без отрыва ноги от шины, отведение и приведение бедра с помощью инструктора (голень больной ноги поддерживают снизу). Необходимо учитывать, что сразу после снятия иммобилизации нельзя полностью отрывать ногу от шины, так как при слишком большом рычаге может быть повреждена недостаточно прочная костная мозоль.
С целью тренировки сосудов травмированной конечности нога перекладывается с шины на постель с помощью инструктора.
Подготовка опороспособности начинается с упражнений в надавливании по оси конечности на руку инструктора, затем на спинку кровати или специальную подставку (ящик). В дальнейшем шина убирается и упражнения проводятся в исходном положении лежа на спине, на боку, на животе. Эти исходные положения используются как для общеразвивающих, так и для специальных упражнений. К активным упражнениям в облегчающих условиях (скольжение) добавляются упражнения с самопомощью. Например, из исходного положения лежа на спине — сгибание пораженной ноги в коленном суставе. Голень здоровой ноги помещается перед голенью больной и при сгибании помогает осуществлению движения. В исходном положении лежа на боку, на здоровой стороне, больная нога лежит на здоровой. При одновременном сгибании в коленных суставах здоровая нога помогает движению травмированной конечности.
При хорошей консолидации к этому времени ребенок должен овладеть массой конечности, поэтому в занятия могут быть введены упражнения в сгибании прямой ноги в тазобедренном суставе, отведение и приведение прямой ноги сначала с помощью, а затем самостоятельно. Ребенок должен самостоятельно опускать ноги ниже уровня постели. Продолжаются упражнения в дозированном давлении по оси. Используются исходное положение на четвереньках с ограничением опоры на больное колено. В этом исходном положении сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах может быть усилено за счет массы туловища. Например, из исходного положения стоя на четвереньках, не смещая ладоней, тянуться тазом к пяткам, в исходном положении на четвереньках передвижения по постели и переход в положение стоя на коленях у спинки кровати, держась за спинку кровати, опустить больную ногу вниз и почувствовать опору.
В исходном положении сидя выполняются упражнения с самопомощью — сгибание и разгибание в коленном суставе, маховые движения в коленном и голеностопном суставах (сидя на высоком стуле или на краю кровати). Включаются упражнения для стоп: различного рода перекаты с пятки на носок и с носка на пятку, давление на пол и, наконец, «ходьба» сидя.
Следующим этапом восстановления движений в травмированной конечности является вставание. Время наступления этого этапа регламентируется хирургом-травматологом.
Первые занятия проводятся с использованием дополнительной опоры на спинку кровати или гимнастическую стенку — тяжесть тела осторожно переносится на больную ногу. Затем производятся приставные шаги у опоры: в сторону, вперед и назад, небольшие приседания, маховые движения больной ногой. По мере восстановления опороспособности приступают к овладению ходьбой сначала с поддержкой и костылями, затем с костылями без поддержки и, наконец, самостоятельно без костылей.
Очень важно, чтобы во время освоения ходьбы не развивалась патологическая компенсация сниженной опороспособности травмированной ноги. К таким патологическим компенсациям чаще всего относится ходьба на прямой ноге с переносом ее через сторону вперед. Ребенка следует с первых же дн. обучать ходьбе с правильными движениями во всех суставах. Для этого стопы ног ставятся параллельно. Из данного исходного положения для передвижения вперед необходимо совершить сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Добиваются при ходьбе осуществления переката в голеностопном суставе и постепенно обращают внимание на воспитание осанки.
В III периоде достигаются полное выздоровление ребенка и нормализация функции травмированной конечности. Лечебная физкультура проводится во всех формах, широко используются общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения для воспитания и закрепления правильной осанки, прикладные упражнения, упражнения на внимание, координацию, игры и т. д.
Особую роль играют упражнения для тренировки ходьбы — ритмичная, с высоким подниманием коленей, лыжным шагом по ограниченной поверхности, по следовой дорожке, по гимнастической скамейке и т. д.
При лечении переломов у ребят раннего возраста с применением лейкопластырного вытяжения используют специальные упражнения для здоровой и дистальных отделов иммобилизованной конечности (пассивные упражнения для стоп) в сочетании с динамическими упражнениями в соответствии с уровнем психомоторного развития. После снятия иммобилизации вводят массаж (поглаживание, растирание) больной ноги, стимуляцию активных движений во всех ее суставах, упражнения с помощью для больной ноги, а также упражнения, способствующие развитию общих двигательных навыков.