Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при переломах костей таза

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура назначается в первые дни госпита­лизации после исчезновения противопоказаний, обычно на 3 —5-й день после травмы, при осложненных переломах — после консультации уро­лога. Занятия лечебной физкультурой проводят по трем периодам:

I период охватывает начальный этап лечения до 10 — 14 дн., когда больной находится на щите в положении на спине в позе «лягушки». Основными задачами в данном периоде являются улучшение общего состояния, уменьшение и ликвидация застойных явлений и послед­ствий шока. Необходимо создать благоприятные условия для правиль­ного стояния отломков и ускорения процессов консолидации, а также укрепить мышцы конечностей, спины и брюшного пресса и подгото­вить больного к повороту на живот.

Содержание занятий лечебной физкультурой I периода строго ин­дивидуализировано, учитывает особенности травмы и ее течения у данного ребенка. При двустороннем переломе седалищных и лоб­ковых костей упражнения для обеих ног резко ограничивают, при одностороннем поражении — движения ограничивают на стороне по­вреждения.

Упражнения для нижних конечностей осуществляются в неболь­шом объеме, в облегчающих условиях, без напряжения, чередуются с упражнениями в расслаблении. При невозможности выполнения дви­жений при резкой болезненности (например, поднимание прямой ноги при переломе горизонтальной ветви лобковой кости болезненно, так как сокращающаяся подвздошно-поясничная мышца давит на место перелома) проводятся идеомоторные упражнения. Включаются стати­ческие напряжения мышц нижних конечностей и ягодиц.

Приводим примеры упражнений I периода:

Лежа на спине, руки согнуты в локтях, опора на постель, ноги со­гнуты в коленных суставах, стопы расставлены на ширину стопы с упором на постель у валиков. Приподнимание таза с опорой на го­лову, плечи, локти и ноги, колени при этом слегка расходятся в сто­роны. Дыхание свободное. Это упражнение выполняется с помощью инструктора лечебной физкультуры с первых дн., так как безболез­ненный подъем таза облегчает уход за больным.

Лежа на спине, руки на бедрах, ноги слегка разведены и лежат на валиках-сгибание и разгибание стоп вместе или поочередно.

Лежа на спине, ноги разведены и лежат на валике — подгибание пальцев стоп.

Лежа на спине — сгибание ног в коленных суставах со скольже­нием стоп по постели до валика.

Лежа на спине, ноги в коленях согнуты, стопы у валика на ширине стопы — разведение коленей. В первые дни после травмы в этом ис­ходном положении проводится только покачивание ногами в тазобе­дренном суставе, затем объем движений увеличивается. Когда движе­ния становятся четкими и безболезненными, вводится сопротивление разведению ног руками методиста. При расхождении лобкового сим­физа проводится только покачивание коленей, разведение ног противо­показано.

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пятки подтянуты к вали­ку — отведение согнутой ноги в сторону со скольжением стопы по по­стели или переставлением носка и пятки, не отрывая стопы от постели.

При наложении гипсовой лонгеты или скелетном вытяжении для иммобилизованных суставов и мышечных, групп включаются статиче­ское напряжение и идеомоторные упражнения.

II период применения лечебной физкультуры начинается после то­го, как изъят валик. В этом периоде особое внимание обращается на подготовку к статической нагрузке мышц, участвующих в стоянии, ходьбе и удерживающих тазовое кольцо (мышцы спины, живота, яго­дичной области, нижних конечностей и пояснично-подвздошная).

Постепенно увеличивается общая нагрузка, возрастают сложность и дозировка общеразвивающих упражнений, включаются упражнения на координацию, для тренировки вестибулярного аппарата, широко используются дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.

В начале II периода ноги еще оставляют на валике, а затем его убирают. При выполнении упражнений для нижних конечностей посте­пенно возрастает нагрузка на мышцы таза.

Во II периоде могут быть использованы следующие упражнения (валик не убран):

Лежа на спине, руки на бедрах, разгибание ног в коленных суста­вах до уровня валика поочередно, а затем одновременно в сочетании с движениями рук или без них.

Лежа на спине, руки на бедрах. Разогнуть ногу в коленном суста­ве, отвести ее в сторону, скользя по валику, привести и согнуть ногу. То же движение с другой стороны.

Лежа на спине, руки на бедрах. Согнуть ногу в колене, поставить стопу на валик, разогнуть ногу в колене, поднять вперед и опустить. То же другой ногой.

Без валика включаются следующие упражнения:

Лежа на спине, руки на бедрах, ноги прямые, разведены на шири­ну плеч. Вращение всей ноги по продольной оси —внутрь до касания большими пальцами поверхности постели, кнаружи — до прикоснове­ния наружного края стопы к постели.

Лежа на спине — медленное поднимание прямых ног поочередно до угла 40 — 45°. Дыхание свободное.

Лежа на спине — движения ног, напоминающие плавание брассом: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу, разводя в стороны, разогнуть их в коленях, соединить ноги и медленно опустить.

Поворот со спины на живот проводится способом, описанным при переломах позвоночника.

Лежа на животе, приподнимание прямой ноги вперед-назад пооче­редно.

Лежа на животе — руки согнуты в локтях, кисти на постели. Отве­дение прямых ног в сторону поочередно, а при овладении движе­нием — одновременно.

Лежа на животе, кисти на постели, несколько ниже уровня плеч — полное поднимание таза. При возможно большем сгибании тазобе­дренных и коленных суставов туловище скользит назад, грудь не от­рывается от постели, руки разгибаются. При выполнении упражнения образуется увеличенный лордоз в поясничной области.

Переход к вставанию у больных с травмами таза осуществляется из положения лежа на животе, минуя положение сидя.

Как только больному разрешается вставание, начинается III пе­риод применения лечебной физкультуры. В занятиях используются ис­ходные положения лежа на животе, лежа на спине, стоя.

На фоне общеразвивающих упражнений для всех мышечных групп значительное место отводится упражнениям для мышц нижних конеч­ностей, в том числе стоп, голеней, бедер, ягодичной группы, а также наклонам и поворотам туловища. Среди упражнений, направленных на восстановление двигательных навыков, ведущая роль принадлежит обучению ходьбе. Она начинается с мелких шажков: продвижение впе­ред за счет незначительного выдвижения одной стопы перед другой. Под наблюдением инструктора и с его помощью у ребенка восстана­вливается правильная техника ходьбы без прихрамывания и «утиной походки». Ходьбе ребенок обучается без палок и костылей. Одновре­менно с обучением ходьбе вводятся упражнения в приседаниях: снача­ла покачивание в коленях в исходном положении стоя, потом полупри­седание и, наконец, полное приседание. После овладения ходьбой, достаточного укрепления мышц туловища и восстановления нормаль­ной адаптации к физическим нагрузкам можно разрешить больному садиться и вводить для некоторых упражнений исходное положение сидя.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.