Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при полиомиелите

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физическая культура (ЛФК) направлена на предупреждение образования контрактур, улучшение движений в суставах, восстановле­ние проприоцептивной афферентации, улучшение дыхания. Не менее существенными являются задачи предупреждения атрофии мышц, по­вышения сопротивляемости организма, нормализации эмоционально­го тонуса больных.

Одним из ведущих средств на начальном этапе восстановительно­го периода является избирательный массаж (поглаживание, растира­ние, разминание) без грубых тонизирующих приемов, точечный мас­саж тормозным и возбуждающим способами. Особое внимание уделяется массажу пораженных мышц, проводимому перед занятиями и после них либо для подготовки к упражнениям и для снятия возмож­ного утомления. Применяются пассивные упражнения, активные упражнения с помощью и в облегчающих условиях в сочетании с при­емами точечного массажа для стимуляции мышц. В каждом занятии даются упражнения для всех частей тела, с переменой его положения и дыхательные. После занятий обязательна специальная ортопедиче­ская укладка с надеванием соответствующих приспособлений. Продол­жительность занятий от 15 до 25 мин, по возможности занятия лечеб­ной физической культурой (ЛФК) проводятся 2 — 3 раза в день.

По мере восстановления двигательных функций в большем числе включаются упражнения с выполнением активных движений, присаживание, сидение и использование этого положения как исходного для упражнений с мячом и пр. В случае хорошего течения восстановитель­ного процесса постепенно начинают стояние и ходьбу (на костылях, с тростями, самостоятельно). Применяются упражнения на гимнасти­ческих снарядах (гимнастическая стенка, скамейка) и с пособиями (пал­ки, булавы, мячи). На всем протяжении 1-года из 3 лет восстанови­тельного периода совершенно необходимо применять дифференциро­ванный массаж и упражнения с учетом индивидуальных возможностей больного, упражнения в прикладных навыках и навыках самообслужи­вания. Важную роль играет постоянная ортопедическая профилактика контрактур и деформаций с использованием укладок, туторов, корсе­тов и другого ортопедического снабжения.

Проводимая с учетом изменения функции о порно-двигательного аппарата, со своевременным применением ортопедических мер лече­ния, лечебная физическая культура (ЛФК) в форме индивидуальных и групповых за­нятий включает обучение различным двигательным навыкам игры, общеразвивающие и специальные упражнения для выработки замести­тельных функций. При тяжелых поражениях мышц ног больных обучают стоянию и ходьбе в аппаратах, на костылях или с тростями.

В позднем восстановительном периоде (с давностью после года) и в периоде остаточных явлений основное внимание при занятиях фи­зическими упражнениями переносится на выработку заместительных функций, обучение прикладным навыкам (плавание, гребля, лыжи и пр.) для социальной адаптации больных.

При наличии фиксированных, не поддающихся консервативному лечению контрактур, а также разболтанности в суставах, в связи с то­тальным параличом мышц назначается оперативное лечение. При то­тальном параличе мышц применяются различного рода корригирую­щие остеотомии и артродезы суставов. Специальная задача лечебной физкультуры в данном случае заключается в увеличении подвижности в смежных суставах после длительной иммобилизации гипсовыми по­вязками, желательно после тепловых процедур и массажа. В дальней­шем необходимо тренировать те из заместительных функций, которые обеспечивают более полное овладение прикладными навыками. На­пример, при поражении четырехглавой мышцы бедра пациенты фикси­руют выпрямленный коленный сустав напряжением мышц задней по­верхности (трехглавой мышцы и сгибателей голени).

Более сложным является применение лечебной физкультуры при операциях с пересадками мышц в случаях, когда имеются поражения их определенных групп, а антагонисты сохранили достаточную функ­цию. Например, сгибатель коленного сустава не поврежден, а четырех­главая мышца как разгибатель коленного сустава не функционирует и разгибание отсутствует. В этом случае дистальный конец короткой головки двуглавой мышцы бедра может быть перемещен на переднюю поверхность голени (на месте прикрепления четырехглавой мышцы бе­дра), а длинная головка этой (двуглавой) мышцы остается на своем месте. В таких случаях (пересадки сухожилия) перед лечебной физической культурой (ЛФК) встает сложная задача добиться реципрокных отношений между двумя головками одной и той же мышцы. Занятия начинаются в ран­ние сроки, еще в гипсовой повязке. Контроль за выполнением двига­тельного задания осуществляется через вырезанное в ней «окошко». При этом вначале дается задание на выполнение прежней функции — сгибания в коленном суставе, выполняемого в изометрическом (измене­ние длины мышцы) режиме. Таким образом, пациент обучается напря­жению пересаженной мышцы. После снятия гипсовой повязки начинается длительная и упорная тренировка новой функции переса­женной мышцы, раздельно для каждой головки двуглавой мышцы бе­дра. Постепенно ребенок обучается поочередному напряжению мышц- антагонистов, а затем осуществляется переход к движению в коленном суставе с выполнением разгибания пересаженной мышцей. Упражне­ния с полной нагрузкой даются через 2 — 3 мес после операции. Таким образом обеспечиваются не только сгибание и разгибание в коленном суставе, но и согласованное напряжение головок обеих мышц, фикси­рующее его. В дальнейшем эти функции тренируются в ходьбе. Систе­матическая работа приводит к образованию новых условных связей, обеспечивая возможную нормализацию двигательного акта. На всем протяжении тренировки применяется общий и точечный массаж, изби­рательно, в зависимости от особенностей становления координиро­ванных движений.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.