Лечебная физкультура при полиомиелите
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЛечебная физическая культура (ЛФК) направлена на предупреждение образования контрактур, улучшение движений в суставах, восстановление проприоцептивной афферентации, улучшение дыхания. Не менее существенными являются задачи предупреждения атрофии мышц, повышения сопротивляемости организма, нормализации эмоционального тонуса больных.
Одним из ведущих средств на начальном этапе восстановительного периода является избирательный массаж (поглаживание, растирание, разминание) без грубых тонизирующих приемов, точечный массаж тормозным и возбуждающим способами. Особое внимание уделяется массажу пораженных мышц, проводимому перед занятиями и после них либо для подготовки к упражнениям и для снятия возможного утомления. Применяются пассивные упражнения, активные упражнения с помощью и в облегчающих условиях в сочетании с приемами точечного массажа для стимуляции мышц. В каждом занятии даются упражнения для всех частей тела, с переменой его положения и дыхательные. После занятий обязательна специальная ортопедическая укладка с надеванием соответствующих приспособлений. Продолжительность занятий от 15 до 25 мин, по возможности занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся 2 — 3 раза в день.
По мере восстановления двигательных функций в большем числе включаются упражнения с выполнением активных движений, присаживание, сидение и использование этого положения как исходного для упражнений с мячом и пр. В случае хорошего течения восстановительного процесса постепенно начинают стояние и ходьбу (на костылях, с тростями, самостоятельно). Применяются упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка) и с пособиями (палки, булавы, мячи). На всем протяжении 1-года из 3 лет восстановительного периода совершенно необходимо применять дифференцированный массаж и упражнения с учетом индивидуальных возможностей больного, упражнения в прикладных навыках и навыках самообслуживания. Важную роль играет постоянная ортопедическая профилактика контрактур и деформаций с использованием укладок, туторов, корсетов и другого ортопедического снабжения.
Проводимая с учетом изменения функции о порно-двигательного аппарата, со своевременным применением ортопедических мер лечения, лечебная физическая культура (ЛФК) в форме индивидуальных и групповых занятий включает обучение различным двигательным навыкам игры, общеразвивающие и специальные упражнения для выработки заместительных функций. При тяжелых поражениях мышц ног больных обучают стоянию и ходьбе в аппаратах, на костылях или с тростями.
В позднем восстановительном периоде (с давностью после года) и в периоде остаточных явлений основное внимание при занятиях физическими упражнениями переносится на выработку заместительных функций, обучение прикладным навыкам (плавание, гребля, лыжи и пр.) для социальной адаптации больных.
При наличии фиксированных, не поддающихся консервативному лечению контрактур, а также разболтанности в суставах, в связи с тотальным параличом мышц назначается оперативное лечение. При тотальном параличе мышц применяются различного рода корригирующие остеотомии и артродезы суставов. Специальная задача лечебной физкультуры в данном случае заключается в увеличении подвижности в смежных суставах после длительной иммобилизации гипсовыми повязками, желательно после тепловых процедур и массажа. В дальнейшем необходимо тренировать те из заместительных функций, которые обеспечивают более полное овладение прикладными навыками. Например, при поражении четырехглавой мышцы бедра пациенты фиксируют выпрямленный коленный сустав напряжением мышц задней поверхности (трехглавой мышцы и сгибателей голени).
Более сложным является применение лечебной физкультуры при операциях с пересадками мышц в случаях, когда имеются поражения их определенных групп, а антагонисты сохранили достаточную функцию. Например, сгибатель коленного сустава не поврежден, а четырехглавая мышца как разгибатель коленного сустава не функционирует и разгибание отсутствует. В этом случае дистальный конец короткой головки двуглавой мышцы бедра может быть перемещен на переднюю поверхность голени (на месте прикрепления четырехглавой мышцы бедра), а длинная головка этой (двуглавой) мышцы остается на своем месте. В таких случаях (пересадки сухожилия) перед лечебной физической культурой (ЛФК) встает сложная задача добиться реципрокных отношений между двумя головками одной и той же мышцы. Занятия начинаются в ранние сроки, еще в гипсовой повязке. Контроль за выполнением двигательного задания осуществляется через вырезанное в ней «окошко». При этом вначале дается задание на выполнение прежней функции — сгибания в коленном суставе, выполняемого в изометрическом (изменение длины мышцы) режиме. Таким образом, пациент обучается напряжению пересаженной мышцы. После снятия гипсовой повязки начинается длительная и упорная тренировка новой функции пересаженной мышцы, раздельно для каждой головки двуглавой мышцы бедра. Постепенно ребенок обучается поочередному напряжению мышц- антагонистов, а затем осуществляется переход к движению в коленном суставе с выполнением разгибания пересаженной мышцей. Упражнения с полной нагрузкой даются через 2 — 3 мес после операции. Таким образом обеспечиваются не только сгибание и разгибание в коленном суставе, но и согласованное напряжение головок обеих мышц, фиксирующее его. В дальнейшем эти функции тренируются в ходьбе. Систематическая работа приводит к образованию новых условных связей, обеспечивая возможную нормализацию двигательного акта. На всем протяжении тренировки применяется общий и точечный массаж, избирательно, в зависимости от особенностей становления координированных движений.