Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при ревматоидном артрите

Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детей

Лечебная физическая культура (ЛФК) в комплексной терапии ревматоид­ного артрита назначается с момента установления точного диагноза поражения. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию средств лечебной физкультуры в лечении и реабилитации больного является возможность трофического действия физических упражнений на течение воспаления в суставе, ускорение процессов регенерации, предупреждение патологических изменений суставных поверхностей. Применение специальных упражнений с вовлечением в движение мышц пораженных суставов не только предупреждает соответствую­щие изменения их функций, но и способствует развитию компенсации, а в дальнейшем и нормализации функции. Немаловажное значение имеет и возможность с помощью средств лечебной физкультуры обес­печить десенсибилизацию детского организма и повышение его неспе­цифической сопротивляемости.

Задачи лечебной физкультуры сводятся к уменьшению, а в даль­нейшем и к ликвидации общих и местных воспалительных изменений, предупреждению прогрессирующих нарушений функции пораженных суставов и постепенному восстановлению их, стабилизации патологи­ческого процесса, уменьшению патологических изменений внутренних органов, компенсации их недостаточности. Из общих задач комплекс­ной терапии средствами лечебной физкультуры обеспечиваются десен­сибилизация организма больного ребенка, повышение его неспецифи­ческой сопротивляемости, предупреждение отставания в развитии, восстановление двигательных навыков (в возможных пределах), общей и физической работоспособности.

Лечебная физкультура применяется в строгом соответствии и со­четании о лечебно-охранительным режимом, медикаментозной терарапией, физиотерапией, лечебным питанием и другими видами комплекс­ной терапии.

При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилиза­ция с помощью лонгет или гипсовой кроватки.

Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных заня­тий с использованием простых по выполнению активных гимнастиче­ских упражнений для мышц туловища и непораженных сегментов ко­нечностей, дыхательных упражнений из исходных положений, соответ­ствующих режиму. В качестве специальных применяются упражнения в расслаблении, активные и активные с помощью упражнения для по­раженных суставов. Последние проводятся из исходного положения, способствующего снятию защитного напряжения мышц, исключению любых болезненных ощущений. Движения осуществляются по всем осям и плоскостям, возможным в данном суставе. Упражнения ак­тивные, на первом этапе — из облегчающих исходных положений, ког­да направление движения совпадает с направлением силы тяжести. Могут применяться также скользкие поверхности, катящиеся платформочки и т. д. Хорошо, если специальным упражнениям для пора­женных суставов предшествует массаж.

При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физическая культура (ЛФК) проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых заня­тий, что позволяет использовать более обширный набор общеразви­вающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пора­женных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область пораженных суставов, затем суставов (или сустава), начиная с менее пораженных. Применяют поглаживание, поверхностное расти­рание и потряхивание напряженных мышц. Массаж сустава осущест­вляют большими пальцами обеих рук либо указательным и средним круговыми и спиралевидными движениями, затем поперечными и про­дольными штриховыми. Сначала массируют боковую, затем разгибательную, вслед за этим вновь боковую и в заключение сгибательную поверхность сустава. Конкретные приемы массажа каждого сустава описаны в руководствах [Вербов А. Ф., 1966; Белая Н. А., 1974]. Со­держание специальных занятий лечебной физической культурой (ЛФК) видоизменяет­ся за счет увеличения общей физической нагрузки при более продол­жительных занятиях и за счет специальных упражнений. Применяются упражнения для пораженных суставов из облегчающих исходных поло­жений, затем облегчение постепенно снимается. Увеличение амплитуды движений достигается включением маховых упражнений и упражнений в раскачивании. Используются также содружественные упражнения для симметричных пораженных и здоровых суставов с помощью, в расслаблении (табл. 8).

Дозировка физической нагрузки во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК) умеренная, ниже средней интенсивности.

Помимо специальных занятий, в режим дня больного ребенка включается от 3 до 5 коротких самостоятельно выполняемых заданий, состоящих из специальных упражнений, самомассажа и нескольких вводных и заключительных упражнений.

По мере стихания активности процесса и улучшения состояния ре­бенок переводится на палатный режим. Задачи лечебной физкультуры в этом периоде расширяются. Ее средствами необходимо обеспечить стабилизацию и обратное развитие патологического процесса в пора­женных суставах, восстановление функции пациент конечности и нор­мальной структуры движений.

Таблица 8

Часть

занятия

Содержание

Длитель­

ность,

мин

Методические

указания

Вводная

Общеразвивающие упражнения (для непораженных суставов) из исходного положения лежа и сидя, для крупных мышц — из облегчаю­щих исходных положений или с помощью. Дыхательные упраж­нения. Упражнения в расслаблении

5-7

Темп медленный, для упражнений с помощью — средний

Основная

Общеразвивающие упражнения из исходного положения сидя, стоя и лежа. Во 2-й половине — ходьба. Специальные упражнения для по­раженных суставов из облегчаю­щих исходных положений и с по­мощью, маховые, в раскачивании. Упражнения в расслаблении. Ды­хательные, корригирующие

15-20

Темп медленный и средний. Чередовать специальные упраж­нения с расслабле­нием, массажем, об­щеразвивающими

Заключи­

тельная

Общеразвивающие из исходного положения лежа и сидя; дыхатель­ные; в расслаблении. Массаж по­раженных конечностей

5-7

Продолжается углубленное решение об­щих задач; десенсибилизации, повышения неспецифической сопроти­вляемости, предупреждения отставания в развитии двигательной сферы, восстановления адаптации к физическим нагрузкам и т. д. Из средств лечебной физкультуры на палатном режиме используются об­щеразвивающие упражнения для большинства мышечных групп с пол­ным объемом движений по каждой оси непораженных суставов из всех исходных положений, большая часть которых может соответство­вать программам физического воспитания ребят. Важное значение имеет включение физических упражнений в основных движениях: лаза­нии, ходьбе, бросании с соблюдением условий, обеспечивающих вовле­чение в движения пораженных суставов. Бег и прыжки вводятся при локализации патологического процесса в области верхних конечностей, когда достигается удовлетворительный уровень физической работоспо­собности. По-прежнему ведущее место в специальных занятиях лечеб­ной физической культурой (ЛФК) и назначениях для самостоятельного выполнения занимают специальные упражнения в расслаблении, раскачивании, с помощью здоровой конечности, со снарядами и на снарядах, ма­ховые и прикладные. Использование снарядов и специальных упражне­ний прикладного характера позволяет восстановить структуру движе­ний конечности и туловища с вовлечением патологически измененных суставов, дает возможность наиболее быстрого решения поставленных задач.

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся малогрупповым и групповым способами, в специализированных отделениях лечебный эффект физических упражнений усиливается при использовании таких форм, как утренняя гимнастика и элементы лечебной физкультуры в режиме дня.

При снижении активности процесса до I степени дальнейшее лече­ние целесообразно проводить в санаторных условиях.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в санатории обеспечивает решение важней­шей задачи восстановления и нормализации движений. Предваритель­но должны быть достигнуты повышение и нормализация общей и си­ловой выносливости мышц, разрушение патологических компенсаций в виде порочных поз, улучшение координации движений. Продолжает­ся последовательное решение общетерапевтических задач. Лечебная физическая культура (ЛФК) в санатории проводится в форме ежедневных спе­циальных занятий в теплом бассейне для лечебного плавания, само­стоятельно выполняемых задании, утренней гимнастики, дозиро­ванных прогулок и элементов спорта. Из средств лечебной физкуль­туры используются все виды общеразвивающих упражнений, в том числе и с отягощением, специальные упражнения из облегчающих и обычных исходных положений, упражнения в расслаблении. По ин­дивидуальному плану восстанавливаются основные движения с одно­временным разрушением «порочных» поз. Лечебная физическая культура (ЛФК) соче­тается со специальным и общим массажем, физиотерапевтическими процедурами.

В поликлинике ребята с ревматоидным артритом находятся на дис­пансерном учете в кардиоревматологическом центре или диспансере. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в поликлинике по методике, учиты­вающей индивидуальные особенности больного ребенка и ведущие за­дачи данного этапа лечения. Через 2 — 3 года полного отсутствия при­знаков активности процесса ребенок может быть направлен в специальную по физической культуре группу школы. Перевод в основ­ную медицинскую группу осуществляется после 1 — 2-летнего наблюде­ния за переносимостью физической нагрузки в подготовительной ме­дицинской группе и после достижения ребенком физиологических показателей и работоспособности, обычной для его возраста. Решение о переводе в основную группу принимается коллегиально врачами: ревматологом, школьным и по лечебной физической культуре.

При стойких анатомических изменениях и отсутствии признаков активности строится программа реабилитации, включающая лечебную физическую культуру с целью обеспечения постоянной компенсации либо под­готовки к реконструктивной операции.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.