Лечебная физкультура при ревматоидном артрите
Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детейЛечебная физическая культура (ЛФК) в комплексной терапии ревматоидного артрита назначается с момента установления точного диагноза поражения. Клинико-физиологическим обоснованием к использованию средств лечебной физкультуры в лечении и реабилитации больного является возможность трофического действия физических упражнений на течение воспаления в суставе, ускорение процессов регенерации, предупреждение патологических изменений суставных поверхностей. Применение специальных упражнений с вовлечением в движение мышц пораженных суставов не только предупреждает соответствующие изменения их функций, но и способствует развитию компенсации, а в дальнейшем и нормализации функции. Немаловажное значение имеет и возможность с помощью средств лечебной физкультуры обеспечить десенсибилизацию детского организма и повышение его неспецифической сопротивляемости.
Задачи лечебной физкультуры сводятся к уменьшению, а в дальнейшем и к ликвидации общих и местных воспалительных изменений, предупреждению прогрессирующих нарушений функции пораженных суставов и постепенному восстановлению их, стабилизации патологического процесса, уменьшению патологических изменений внутренних органов, компенсации их недостаточности. Из общих задач комплексной терапии средствами лечебной физкультуры обеспечиваются десенсибилизация организма больного ребенка, повышение его неспецифической сопротивляемости, предупреждение отставания в развитии, восстановление двигательных навыков (в возможных пределах), общей и физической работоспособности.
Лечебная физкультура применяется в строгом соответствии и сочетании о лечебно-охранительным режимом, медикаментозной терарапией, физиотерапией, лечебным питанием и другими видами комплексной терапии.
При выраженном обострении ревматоидного артрита назначается постельный режим. Специальная укладка предупреждает возможные контрактуры и деформации, в ряде случаев применяется иммобилизация с помощью лонгет или гипсовой кроватки.
Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных занятий с использованием простых по выполнению активных гимнастических упражнений для мышц туловища и непораженных сегментов конечностей, дыхательных упражнений из исходных положений, соответствующих режиму. В качестве специальных применяются упражнения в расслаблении, активные и активные с помощью упражнения для пораженных суставов. Последние проводятся из исходного положения, способствующего снятию защитного напряжения мышц, исключению любых болезненных ощущений. Движения осуществляются по всем осям и плоскостям, возможным в данном суставе. Упражнения активные, на первом этапе — из облегчающих исходных положений, когда направление движения совпадает с направлением силы тяжести. Могут применяться также скользкие поверхности, катящиеся платформочки и т. д. Хорошо, если специальным упражнениям для пораженных суставов предшествует массаж.
При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физическая культура (ЛФК) проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный набор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пораженных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область пораженных суставов, затем суставов (или сустава), начиная с менее пораженных. Применяют поглаживание, поверхностное растирание и потряхивание напряженных мышц. Массаж сустава осуществляют большими пальцами обеих рук либо указательным и средним круговыми и спиралевидными движениями, затем поперечными и продольными штриховыми. Сначала массируют боковую, затем разгибательную, вслед за этим вновь боковую и в заключение сгибательную поверхность сустава. Конкретные приемы массажа каждого сустава описаны в руководствах [Вербов А. Ф., 1966; Белая Н. А., 1974]. Содержание специальных занятий лечебной физической культурой (ЛФК) видоизменяется за счет увеличения общей физической нагрузки при более продолжительных занятиях и за счет специальных упражнений. Применяются упражнения для пораженных суставов из облегчающих исходных положений, затем облегчение постепенно снимается. Увеличение амплитуды движений достигается включением маховых упражнений и упражнений в раскачивании. Используются также содружественные упражнения для симметричных пораженных и здоровых суставов с помощью, в расслаблении (табл. 8).
Дозировка физической нагрузки во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК) умеренная, ниже средней интенсивности.
Помимо специальных занятий, в режим дня больного ребенка включается от 3 до 5 коротких самостоятельно выполняемых заданий, состоящих из специальных упражнений, самомассажа и нескольких вводных и заключительных упражнений.
По мере стихания активности процесса и улучшения состояния ребенок переводится на палатный режим. Задачи лечебной физкультуры в этом периоде расширяются. Ее средствами необходимо обеспечить стабилизацию и обратное развитие патологического процесса в пораженных суставах, восстановление функции пациент конечности и нормальной структуры движений.
Таблица 8
Часть занятия |
Содержание |
Длитель ность, мин |
Методические указания |
Вводная |
Общеразвивающие упражнения (для непораженных суставов) из исходного положения лежа и сидя, для крупных мышц — из облегчающих исходных положений или с помощью. Дыхательные упражнения. Упражнения в расслаблении |
5-7 |
Темп медленный, для упражнений с помощью — средний |
Основная |
Общеразвивающие упражнения из исходного положения сидя, стоя и лежа. Во 2-й половине — ходьба. Специальные упражнения для пораженных суставов из облегчающих исходных положений и с помощью, маховые, в раскачивании. Упражнения в расслаблении. Дыхательные, корригирующие |
15-20 |
Темп медленный и средний. Чередовать специальные упражнения с расслаблением, массажем, общеразвивающими |
Заключи тельная |
Общеразвивающие из исходного положения лежа и сидя; дыхательные; в расслаблении. Массаж пораженных конечностей |
5-7 |
Продолжается углубленное решение общих задач; десенсибилизации, повышения неспецифической сопротивляемости, предупреждения отставания в развитии двигательной сферы, восстановления адаптации к физическим нагрузкам и т. д. Из средств лечебной физкультуры на палатном режиме используются общеразвивающие упражнения для большинства мышечных групп с полным объемом движений по каждой оси непораженных суставов из всех исходных положений, большая часть которых может соответствовать программам физического воспитания ребят. Важное значение имеет включение физических упражнений в основных движениях: лазании, ходьбе, бросании с соблюдением условий, обеспечивающих вовлечение в движения пораженных суставов. Бег и прыжки вводятся при локализации патологического процесса в области верхних конечностей, когда достигается удовлетворительный уровень физической работоспособности. По-прежнему ведущее место в специальных занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) и назначениях для самостоятельного выполнения занимают специальные упражнения в расслаблении, раскачивании, с помощью здоровой конечности, со снарядами и на снарядах, маховые и прикладные. Использование снарядов и специальных упражнений прикладного характера позволяет восстановить структуру движений конечности и туловища с вовлечением патологически измененных суставов, дает возможность наиболее быстрого решения поставленных задач.
Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся малогрупповым и групповым способами, в специализированных отделениях лечебный эффект физических упражнений усиливается при использовании таких форм, как утренняя гимнастика и элементы лечебной физкультуры в режиме дня.
При снижении активности процесса до I степени дальнейшее лечение целесообразно проводить в санаторных условиях.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в санатории обеспечивает решение важнейшей задачи восстановления и нормализации движений. Предварительно должны быть достигнуты повышение и нормализация общей и силовой выносливости мышц, разрушение патологических компенсаций в виде порочных поз, улучшение координации движений. Продолжается последовательное решение общетерапевтических задач. Лечебная физическая культура (ЛФК) в санатории проводится в форме ежедневных специальных занятий в теплом бассейне для лечебного плавания, самостоятельно выполняемых задании, утренней гимнастики, дозированных прогулок и элементов спорта. Из средств лечебной физкультуры используются все виды общеразвивающих упражнений, в том числе и с отягощением, специальные упражнения из облегчающих и обычных исходных положений, упражнения в расслаблении. По индивидуальному плану восстанавливаются основные движения с одновременным разрушением «порочных» поз. Лечебная физическая культура (ЛФК) сочетается со специальным и общим массажем, физиотерапевтическими процедурами.
В поликлинике ребята с ревматоидным артритом находятся на диспансерном учете в кардиоревматологическом центре или диспансере. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в поликлинике по методике, учитывающей индивидуальные особенности больного ребенка и ведущие задачи данного этапа лечения. Через 2 — 3 года полного отсутствия признаков активности процесса ребенок может быть направлен в специальную по физической культуре группу школы. Перевод в основную медицинскую группу осуществляется после 1 — 2-летнего наблюдения за переносимостью физической нагрузки в подготовительной медицинской группе и после достижения ребенком физиологических показателей и работоспособности, обычной для его возраста. Решение о переводе в основную группу принимается коллегиально врачами: ревматологом, школьным и по лечебной физической культуре.
При стойких анатомических изменениях и отсутствии признаков активности строится программа реабилитации, включающая лечебную физическую культуру с целью обеспечения постоянной компенсации либо подготовки к реконструктивной операции.