Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при сахарном диабете

Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детей

Использование в комплексной те­рапии способствует более быстрой нормализации обмена веществ, что связано как со стимулирующим, так и с трофическим действием физи­ческих упражнений. Под влиянием последних увеличивается потребле­ние мышцами глюкозы, жирных кислот и кетоновых тел, что умень­шает содержание этих веществ в крови. При кратковременной работе потребление углеводов мышцами невелико и не сопровождается уменьшением уровня глюкозы в крови. При длительной мышечной ра­боте умеренной интенсивности уровень глюкозы снижается. Дозиро­ванная мышечная работа во время занятий 30-минутной длительности приводила к снижению уровня сахара в крови.

Сахарная нагрузка в со­четании с физической приводит к меньшему (почти в 2 раза) повыше­нию уровня сахара по сравнению с таковой без мышечной работы. По данным Ричардсона, Б. Г. Бажанова, физические упражнения способ­ствуют усилению действия инсулина в цикле Кребса. При введении ин­сулина на фоне дозированной мышечной нагрузки снижение уровня са­хара в крови более выражено, чем в покое. Таким образом, можно считать установленным, что физические упражнения способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов при сахар­ном диабете в рамках комплексной терапии, усилению компенсатор­ной перестройки обмена веществ, а также препятствуют патологиче­ским последствиям такой перестройки в виде накопления кетоновых тел. Под влиянием физических упражнений улучшается способность организма больного усваивать глюкозу, прежде всего мышечной тканью. Важной стороной действия средств лечебной физкультуры является повышение устойчивости организма больного к приему угле­водов и, следовательно, уменьшение опасности возникновения диабе­тической комы. Нормализующее действие физических упражнений проявляется при сахарном диабете по отношению не только к углевод­ному, но и к остальным видам обмена. Так, при систематическом при­менении лечебной физической культуры уменьшается патологическое отложение жира. У ребят, находящихся в состоянии продолжающегося роста и развития, применение лечебной физкультуры необходимо и как средство нормализации энергозатрат — важного условия реали­зации энергетического правила скелетной мускулатуры.

Задачи лечебной физкультуры при сахарном диабете решаются в рамках рациональной комплексной терапии и сводятся к компенса­ции относительной инсулиновой недостаточности, повышению устой­чивости организма к углеводам, улучшению и нормализации об­менных процессов в целом. Особенно важно использование средств лечебной физкультуры для восстановления адаптации детского орга­низма к физическим нагрузкам возрастающей интенсивности, для вос­становления двигательных навыков и нормализации моторики ребен­ка, а также для повышения уровня неспецифической сопротивляемости и нормализации реактивности.

В методике лечебной физкультуры при сахарном диабете учиты­вается физиологическое и биохимическое действие физических упраж­нений различной интенсивности. Так, мышечные упражнения большой интенсивности, при выполнении которых образуется значительный кислородный долг, стимулируют анаэробные энергетические процессы (гликолиз, распад гликогена) и приводят к накоплению молочной кис­лоты и метаболическому ацидозу, не влияя на уровень сахара в крови. Наоборот, мышечная нагрузка умеренной интенсивности, достигаемая физическими упражнениями для средних и крупных мышц с ограни­ченным числом повторений, в медленном и среднем темпе, в чередова­нии с динамическими дыхательными упражнениями, способствует по­треблению глюкозы из крови и ее полному сгоранию в мышцах, уменьшая содержание сахара в крови. Таким образом, при сахарном диабете в лечебной физической культуре используются гимнастические упраж­нения в сочетании с дыхательными, а также подвижные игры при уме­ренном (среднем) уровне физической нагрузки. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении. Конкретный подбор упражне­ний устанавливается двигательным режимом больных, в свою очередь назначаемым на основе оценки общего состояния, клинической картины, выраженности инсулиновой недостаточности. На постельном режиме лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных занятий длительностью до 15 мин с использованием простых по вы­полнению гимнастических упражнений для малых и средних мы­шечных групп. Исходные положения лежа и сидя, темп — медленный. Допустимо включение упражнений для крупных мышц с приемами облегчения или помощью инструктора. В этом периоде применяются как статические, так и динамические дыхательные упражнения. Воз­можно применение игр малой подвижности. Физическая нагрузка ниже средней интенсивности.

По мере улучшения состояния больного ребенка и снижения уров­ня сахара в крови двигательный режим расширяется до палатного. За­нятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся после легкого завтрака, при­мерно через час после введения инсулина. Кроме того, лечебная физическая культура (ЛФК) назначается также в форме самостоятельно выполняемых упражнений и элементов лечебной физкультуры в режиме дня в виде спокойных прогулок на свежем воздухе и игр малой и средней подвиж­ности в периоды бодрствования. Специальные занятия длительностью до 25 мин включают упражнения для всех мышечных групп из любых исходных положений, но для крупных мышц по-прежнему используют приемы облегчения. Темп выполнения упражнений — медленный и средний. С общеразвивающими упражнениями чередуются дыха­тельные и в расслаблении, увеличиваются паузы, так что общая мо­торная плотность занятия не выше 60 %. При введении подвижных игр исключают интенсивные нагрузки (роль водящего в игре и т. п). Мед­ленное, постепенное возрастание физических нагрузок во время заня­тий позволяет повысить адаптацию к ним.

При дальнейшем улучшении функциональных и клинических пока­зателей ребенка переводят на общий режим. Лечебная физическая культура (ЛФК), проводимая во всех формах, должна подготовить ребенка к нагрузкам в объеме домашнего и школьного режимов, а также обеспечить полно­ценное решение всех лечебных задач. Это достигается увеличением длительности занятий лечебной физической культурой (ЛФК) до 30 — 40 мин и доведе­нием их плотности до обычного уровня, введением в содержание заня­тий физических упражнений общеразвивающего характера для всех мышечных групп, увеличением числа повторений, включением отяго­щения и сопротивления, различных исходных положений и т. д. Одна­ко уровень физической нагрузки не должен превышать средний, что обеспечивается тщательным контролем за ответной реакцией на заня­тия. При субъективных и объективных признаках утомления, мы­шечных болях, потливости, неприятных ощущениях в области сердца нагрузка снижается, уменьшается число повторений упражнений, уве­личивается число дыхательных и упражнений в расслаблении. Лучшей переносимости нагрузок способствуют прикладные упражнения цикли­ческого характера, выполняемые на хорошем эмоциональном фоне, подвижные игры, упражнения в координации и равновесии, для воспи­тания и закрепления правильной осанки и др.

При компенсированном сахарном диабете, характеризующемся отсутствием клинических проявлений заболевания, нормальным содер­жанием глюкозы в крови в течение суток и нормализацией липидного, белкового и водно-минерального обмена, ребята находятся на диспан­серном учете под наблюдением эндокринолога. Им разрешаются заня­тия физической культурой в специальной медицинской группе либо в амбулаторно-поликлинических условиях. Задача таких занятий — способствовать стойкой компенсации процесса и поддержанию достиг­нутого уровня адаптации к физическим нагрузкам.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.