Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при хронической пневмонии

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

При обострении хронической пнев­монии методика подразделяется по фазам клинических проявлений — выраженного обострения, стихания и начала ремиссии. В фазе выра­женного обострения больным назначается постельный, реже — полупостельный режим. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводят индиви­дуальным или малогрупповым способом.

В соответствии с ведущими лечебными задачами (уменьшение воспалительных изменений, улучше­ние эвакуаторной функции бронхиального дерева, восстановление бронхиальной проходимости, компенсация дыхательной недостаточно­сти, нормализация эмоциональной сферы и мобилизация защитных сил) в содержание занятий включаются упражнения для мышц груд­ной клетки и пояса верхних конечностей, лимфо- и кровоснабжение ко­торых, усиливающиеся во время работы, способствуют улучшению со­ответствующих процессов в легких; дыхательные упражнения; дре­нажные упражнения из исходных положений соответственно локализа­ции поражения бронхов; общеразвивающие упражнения и подвижные игры соответственно возрасту ребенка и двигательному режиму.

Важ­ную роль играют включение упражнений в расслаблении и обучение правильному дыханию (при отсутствии анатомических препятствий). У больных обструктивные нарушения бронхиальной проходимости приводят к усиленной деятельности основной и вспомогательной ды­хательной мускулатуры, ее биоэлектрическая активность повышена, что приводит к дискоординации в работе дыхания и еще большим на­рушениям механики дыхательного акта. Расслабление, достигаемое произвольно или с помощью приемов массажа (поглаживание, вибра­ция), дает возможность до некоторой степени снять повышенную воз­будимость дыхательного центра, способствует нормализации тонуса дыхательных мышц, создает выгодные условия для их тренировки во время последующих дыхательных упражнений. Учитывая значительное снижение физической работоспособности у таких больных, низкие адаптивные способности организма и поражение внутренних органов, занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводят при слабой физической на­грузке, длительностью не более 10—15 мин, но 2 — 3 раза в день, что позволяет добиться требуемого лечебного эффекта. В фазе стихания обострения задачи лечебной физкультуры углубляются и расширяют­ся.

Необходимо обеспечить перестройку внешнего дыхания для стой­кой компенсации дыхательной недостаточности, а затем неуклонно до­биваться увеличения резервных возможностей аппарата дыхания. Не уменьшая большого значения стимулирующего воздействия на орга­низм больного общеразвивающих упражнений, способствующих нор­мализации его реактивности, десенсибилизации, повышению неспеци­фических защитных реакций, следует умело сочетать их со спе­циальными средствами лечебной физкультуры, направленными на восстановление бронхиальной проходимости, эвакуацию патологиче­ского содержимого бронхов, расширение функциональных возможно­стей дыхания. Уменьшение воспалительного процесса в бронхах и предупреждение дальнейшего склерозирования обеспечиваются раз­нообразными дыхательными, дренажными, гимнастическими упражне­ниями для сегментарно связанных с легочным кровообращением мышц.

В этой фазе шире используются дыхательные упражнения по звуковой методике, с удлиненным выдохом, с умеренным сопротивле­нием дыханию. С дренажными упражнениями во время занятий соче­тается назначение постурального дренажа. Для коррекции отклонений осанки и предупреждения сколиоза включаются упражнения для разви­тия мышечного корсета и корригирующие. Обеспечиваются частая смена исходных положений, сочетание массажных приемов вибрации, расслабления с переходом в дренажное исходное положение, выполне­ние дренажных упражнений с усиленным выдохом и кашлевыми толч­ками. Физическая нагрузка во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК) — средняя. Кроме занятий, лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме утренней гимнастики и самостоятельно выполняемых индиви­дуальных назначений.

Адаптация к физической нагрузке дыхательной системы и всего организма обеспечивается расширением двигательного режима, удли­нением времени проведения занятий до 25 — 30 мин и постепенным уве­личением физической нагрузки (табл. 13).

Лечебная физкультура при хронической пневмонии

В фазе начала ремиссии лечебная физическая культура (ЛФК) обеспечивает реше­ние специальных и общих задач. К специальным задачам относятся: закрепление достигнутой компенсации дыхательной функции, улучше­ние и нормализация некоторых показателей внешнего дыхания (бронхиальная проходимость, ЖЕЛ, МВЛ), ликвидация воспали­тельных изменений бронхолегочной системы, предупреждение даль­нейшей деформации бронхиального дерева, предупреждение прогрес­сирования пневмосклероза. К общим задачам лечебной физкультуры относятся: восстановление и повышение адаптации организма ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, в первую очередь, к нагруз­кам в объеме домашнего режима, неспецифической сопротивляемости, двигательной сферы, нормальной реактивности организма, при нали­чии функциональных и морфологических изменений в других органах и системах детского организма; устранение этих изменений и норма­лизация функциональных показателей.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в фазе начала ремиссии проводится во всех формах, возможных в условиях стационара, т. е. включаются утренняя гимнастика, специальные занятия, самостоятельно выполняемые больными детьми индивидуальные назначения, а также элементы ле­чебной физкультуры в режиме дня (дозированная ходьба, подвижные игры во время прогулок, элементы закаливания и т. п.).

Из средств лечебной физкультуры используются разнообразные физические упражнения, преимущественно для средних и крупных мышц, упражнения прикладного характера, ходьба, бег, прыжки, бро­сание и метание, лазание, гимнастические упражнения со снарядами и пособиями, игры средней и большой подвижности, в том числе и с элементами спортивных игр. Доля специальных упражнений относи­тельно уменьшается, но они используются в методике лечебной физ­культуры и в дальнейшем, обеспечивая лечебное воздействие на дыха­тельную функцию, бронхиальную проходимость, лимфо- и кровоснаб­жение легочной ткани, поддерживая достигнутый на предыдущих этапах эффект. Уровень физической нагрузки — средний.

В периоде ремиссии лечебная физическая культура (ЛФК) проводится во всех ле­чебных и лечебно-профилактических учреждениях соответственно эта­пам медицинской реабилитации больных ребят с хронической пневмо­нией. Лечебная физическая культура (ЛФК) является одним из ведущих средств, предупреждающих обострение процесса, при ее использовании ре­шаются следующие задачи: повышение неспецифической сопротивляе­мости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды, нормализация его реактивности, адаптация к домашним и школьным физическим нагрузкам, в том числе физкультурным и спортивным занятиям, повышение физической работоспособности. Специальными задачами лечебной физкультуры в периоде ремиссии являются поддержание функциональных резервов дыхания на доста­точном для обеспечения обычных возрастных нагрузок уровне, преду­преждение развития ателектазов, нарушения бронхиальной проходи­мости, сохранение достигнутых компенсаций, предупреждение обо­стрения процесса. Наиболее эффективно проведение реабилитации больных в специализированном центре. Этапность проводимых меро­приятий отражается прежде всего на двигательном лечебно-охрани­тельном режиме, являющемся основой всех других реабилитационных мероприятий. На тренирующем режиме, назначаемом при благоприят­ной клинической и функциональной динамике, проводятся все формы лечебной физкультуры. Используются общеразвивающие и при­кладные упражнения в пределах режима, средства физической культуры, заимствуемые из соответствующих возрастных программ физи­ческого воспитания, отрабатывается техника выполнения основных движений, воспитывается и закрепляется навык правильной осанки. Нагрузка постепенно повышается, оставаясь на уровне средней за счет возрастающей физической работоспособности. Упражнения характера соревнований и сдача норм исключаются, так как они связаны с пре­дельными напряжениями, при хронической пневмонии противопока­занными. Это не исключает возрастания нагрузок при улучшении адаптивных возможностей организма, для чего применяются упражне­ния со снарядами и пособиями, различного рода отягощения, упраж­нения спортивного характера и т. д. Специальные упражнения, опи­санные в методике лечебной физкультуры при обострении, входят в содержание всех форм лечебной физкультуры, обеспечивая решение специальных лечебных и реабилитационных задач. Хорошее тренирую­щее действие на организм ребенка оказывают пешие походы увеличи­вающейся продолжительности, ходьба на лыжах, катание на коньках. Эти виды физических упражнений выполняются ребенком при значи­тельной активизации дыхания, на высоком эмоциональном уровне; их лечебный эффект неоценим.

На щадящем режиме, назначаемом ребятам с тяжелыми распростра­ненными поражениями легких, лечебная физическая культура (ЛФК) по своему харак­теру и содержанию приближается к описанной в фазе начала ремис­сии. У таких больных соблюдается строгая постепенность в возраста­нии нагрузок с учетом индивидуальной переносимости, чаще осущест­вляются функциональные исследования дыхания в процессе занятий, чтобы подобрать оптимальное соотношение специальных и общераз­вивающих упражнений. Ограничено применение спортивных упражне­ний, осваивается техника спортивных движений. В то же время лечебная физическая культура (ЛФК) строится таким образом, чтобы повысить эмоцио­нальный тонус больных, выработать у них настойчивое и упорное желание выздоровления. Сочетание ее с лечебной педагогикой и психо­терапией позволяет резко увеличить эффективность занятий. В содер­жание последних, помимо общеразвивающих и прикладных упражне­ний, включаются подвижные игры, которые могут быть подобраны и для решения специальных задач (исправление осанки, обучение правильно­му дыханию). Дыхательные, дренажные, в расслаблении и другие спе­циальные упражнения выполняются не только во время занятий, но и включаются в другие формы. При наличии показаний в режиме дня предусматривается проведение постурального дренажа в сочетании с дыхательными и дренажными упражнениями.

При назначении ребятам режима ограниченной подвижности (при­соединение другого заболевания, признаки обострения процесса) лечебная физическая культура (ЛФК) назначается после уточнения диагноза, при обо­стрении ее методика уже описана, при других заболеваниях — в соответствии с лечебными задачами.

Достигнутые в санатории или реабилитационном центре резуль­таты лечения закрепляются в детской поликлинике, где ребята с хрони­ческой пневмонией находятся под диспансерным наблюдением. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в виде курса занятий не реже 3 раз в неделю, при этом поддерживают высокий уровень адаптации к физи­ческой нагрузке, функциональные резервы дыхания и сопротивляе­мость, достаточные для предупреждения обострения и прогрессирова­ния процесса.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.