Лечебная физкультура при хронической пневмонии
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаПри обострении хронической пневмонии методика подразделяется по фазам клинических проявлений — выраженного обострения, стихания и начала ремиссии. В фазе выраженного обострения больным назначается постельный, реже — полупостельный режим. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводят индивидуальным или малогрупповым способом.
В соответствии с ведущими лечебными задачами (уменьшение воспалительных изменений, улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева, восстановление бронхиальной проходимости, компенсация дыхательной недостаточности, нормализация эмоциональной сферы и мобилизация защитных сил) в содержание занятий включаются упражнения для мышц грудной клетки и пояса верхних конечностей, лимфо- и кровоснабжение которых, усиливающиеся во время работы, способствуют улучшению соответствующих процессов в легких; дыхательные упражнения; дренажные упражнения из исходных положений соответственно локализации поражения бронхов; общеразвивающие упражнения и подвижные игры соответственно возрасту ребенка и двигательному режиму.
Важную роль играют включение упражнений в расслаблении и обучение правильному дыханию (при отсутствии анатомических препятствий). У больных обструктивные нарушения бронхиальной проходимости приводят к усиленной деятельности основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры, ее биоэлектрическая активность повышена, что приводит к дискоординации в работе дыхания и еще большим нарушениям механики дыхательного акта. Расслабление, достигаемое произвольно или с помощью приемов массажа (поглаживание, вибрация), дает возможность до некоторой степени снять повышенную возбудимость дыхательного центра, способствует нормализации тонуса дыхательных мышц, создает выгодные условия для их тренировки во время последующих дыхательных упражнений. Учитывая значительное снижение физической работоспособности у таких больных, низкие адаптивные способности организма и поражение внутренних органов, занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводят при слабой физической нагрузке, длительностью не более 10—15 мин, но 2 — 3 раза в день, что позволяет добиться требуемого лечебного эффекта. В фазе стихания обострения задачи лечебной физкультуры углубляются и расширяются.
Необходимо обеспечить перестройку внешнего дыхания для стойкой компенсации дыхательной недостаточности, а затем неуклонно добиваться увеличения резервных возможностей аппарата дыхания. Не уменьшая большого значения стимулирующего воздействия на организм больного общеразвивающих упражнений, способствующих нормализации его реактивности, десенсибилизации, повышению неспецифических защитных реакций, следует умело сочетать их со специальными средствами лечебной физкультуры, направленными на восстановление бронхиальной проходимости, эвакуацию патологического содержимого бронхов, расширение функциональных возможностей дыхания. Уменьшение воспалительного процесса в бронхах и предупреждение дальнейшего склерозирования обеспечиваются разнообразными дыхательными, дренажными, гимнастическими упражнениями для сегментарно связанных с легочным кровообращением мышц.
В этой фазе шире используются дыхательные упражнения по звуковой методике, с удлиненным выдохом, с умеренным сопротивлением дыханию. С дренажными упражнениями во время занятий сочетается назначение постурального дренажа. Для коррекции отклонений осанки и предупреждения сколиоза включаются упражнения для развития мышечного корсета и корригирующие. Обеспечиваются частая смена исходных положений, сочетание массажных приемов вибрации, расслабления с переходом в дренажное исходное положение, выполнение дренажных упражнений с усиленным выдохом и кашлевыми толчками. Физическая нагрузка во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК) — средняя. Кроме занятий, лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме утренней гимнастики и самостоятельно выполняемых индивидуальных назначений.
Адаптация к физической нагрузке дыхательной системы и всего организма обеспечивается расширением двигательного режима, удлинением времени проведения занятий до 25 — 30 мин и постепенным увеличением физической нагрузки (табл. 13).
В фазе начала ремиссии лечебная физическая культура (ЛФК) обеспечивает решение специальных и общих задач. К специальным задачам относятся: закрепление достигнутой компенсации дыхательной функции, улучшение и нормализация некоторых показателей внешнего дыхания (бронхиальная проходимость, ЖЕЛ, МВЛ), ликвидация воспалительных изменений бронхолегочной системы, предупреждение дальнейшей деформации бронхиального дерева, предупреждение прогрессирования пневмосклероза. К общим задачам лечебной физкультуры относятся: восстановление и повышение адаптации организма ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, в первую очередь, к нагрузкам в объеме домашнего режима, неспецифической сопротивляемости, двигательной сферы, нормальной реактивности организма, при наличии функциональных и морфологических изменений в других органах и системах детского организма; устранение этих изменений и нормализация функциональных показателей.
Лечебная физическая культура (ЛФК) в фазе начала ремиссии проводится во всех формах, возможных в условиях стационара, т. е. включаются утренняя гимнастика, специальные занятия, самостоятельно выполняемые больными детьми индивидуальные назначения, а также элементы лечебной физкультуры в режиме дня (дозированная ходьба, подвижные игры во время прогулок, элементы закаливания и т. п.).
Из средств лечебной физкультуры используются разнообразные физические упражнения, преимущественно для средних и крупных мышц, упражнения прикладного характера, ходьба, бег, прыжки, бросание и метание, лазание, гимнастические упражнения со снарядами и пособиями, игры средней и большой подвижности, в том числе и с элементами спортивных игр. Доля специальных упражнений относительно уменьшается, но они используются в методике лечебной физкультуры и в дальнейшем, обеспечивая лечебное воздействие на дыхательную функцию, бронхиальную проходимость, лимфо- и кровоснабжение легочной ткани, поддерживая достигнутый на предыдущих этапах эффект. Уровень физической нагрузки — средний.
В периоде ремиссии лечебная физическая культура (ЛФК) проводится во всех лечебных и лечебно-профилактических учреждениях соответственно этапам медицинской реабилитации больных ребят с хронической пневмонией. Лечебная физическая культура (ЛФК) является одним из ведущих средств, предупреждающих обострение процесса, при ее использовании решаются следующие задачи: повышение неспецифической сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды, нормализация его реактивности, адаптация к домашним и школьным физическим нагрузкам, в том числе физкультурным и спортивным занятиям, повышение физической работоспособности. Специальными задачами лечебной физкультуры в периоде ремиссии являются поддержание функциональных резервов дыхания на достаточном для обеспечения обычных возрастных нагрузок уровне, предупреждение развития ателектазов, нарушения бронхиальной проходимости, сохранение достигнутых компенсаций, предупреждение обострения процесса. Наиболее эффективно проведение реабилитации больных в специализированном центре. Этапность проводимых мероприятий отражается прежде всего на двигательном лечебно-охранительном режиме, являющемся основой всех других реабилитационных мероприятий. На тренирующем режиме, назначаемом при благоприятной клинической и функциональной динамике, проводятся все формы лечебной физкультуры. Используются общеразвивающие и прикладные упражнения в пределах режима, средства физической культуры, заимствуемые из соответствующих возрастных программ физического воспитания, отрабатывается техника выполнения основных движений, воспитывается и закрепляется навык правильной осанки. Нагрузка постепенно повышается, оставаясь на уровне средней за счет возрастающей физической работоспособности. Упражнения характера соревнований и сдача норм исключаются, так как они связаны с предельными напряжениями, при хронической пневмонии противопоказанными. Это не исключает возрастания нагрузок при улучшении адаптивных возможностей организма, для чего применяются упражнения со снарядами и пособиями, различного рода отягощения, упражнения спортивного характера и т. д. Специальные упражнения, описанные в методике лечебной физкультуры при обострении, входят в содержание всех форм лечебной физкультуры, обеспечивая решение специальных лечебных и реабилитационных задач. Хорошее тренирующее действие на организм ребенка оказывают пешие походы увеличивающейся продолжительности, ходьба на лыжах, катание на коньках. Эти виды физических упражнений выполняются ребенком при значительной активизации дыхания, на высоком эмоциональном уровне; их лечебный эффект неоценим.
На щадящем режиме, назначаемом ребятам с тяжелыми распространенными поражениями легких, лечебная физическая культура (ЛФК) по своему характеру и содержанию приближается к описанной в фазе начала ремиссии. У таких больных соблюдается строгая постепенность в возрастании нагрузок с учетом индивидуальной переносимости, чаще осуществляются функциональные исследования дыхания в процессе занятий, чтобы подобрать оптимальное соотношение специальных и общеразвивающих упражнений. Ограничено применение спортивных упражнений, осваивается техника спортивных движений. В то же время лечебная физическая культура (ЛФК) строится таким образом, чтобы повысить эмоциональный тонус больных, выработать у них настойчивое и упорное желание выздоровления. Сочетание ее с лечебной педагогикой и психотерапией позволяет резко увеличить эффективность занятий. В содержание последних, помимо общеразвивающих и прикладных упражнений, включаются подвижные игры, которые могут быть подобраны и для решения специальных задач (исправление осанки, обучение правильному дыханию). Дыхательные, дренажные, в расслаблении и другие специальные упражнения выполняются не только во время занятий, но и включаются в другие формы. При наличии показаний в режиме дня предусматривается проведение постурального дренажа в сочетании с дыхательными и дренажными упражнениями.
При назначении ребятам режима ограниченной подвижности (присоединение другого заболевания, признаки обострения процесса) лечебная физическая культура (ЛФК) назначается после уточнения диагноза, при обострении ее методика уже описана, при других заболеваниях — в соответствии с лечебными задачами.
Достигнутые в санатории или реабилитационном центре результаты лечения закрепляются в детской поликлинике, где ребята с хронической пневмонией находятся под диспансерным наблюдением. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в виде курса занятий не реже 3 раз в неделю, при этом поддерживают высокий уровень адаптации к физической нагрузке, функциональные резервы дыхания и сопротивляемость, достаточные для предупреждения обострения и прогрессирования процесса.