Лечебная физкультура при юношеском кифозе (болезни Шайерманна-Мау)
Рубрика: В детской хирургииЛечебная физкультура применяется во всех стадиях заболевания. Одной из основных ее задач является создание мощного мышечного корсета для активной коррекции имеющейся деформации, предупреждения ее нарастания. На этом фоне формируется правильная осанка. Важными задачами лечебной физкультуры также являются стимуляция процессов регенерации, активизация трофических процессов позвоночника, предупреждение атрофии мышц, а также решение общих лечебных задач укрепления организма ребенка, его десенсибилизации и т. д.
Методика лечебной физкультуры определяется стадией процесса, особенностями физического развития больного ребенка и общей тактикой ортопедических мероприятий.
В первые стадии патологического процесса, когда лечение осуществляется в условиях ортопедического стационара, занятия лечебной физкультурой проводятся преимущественно в исходном положении лежа, с включением общеразвивающих упражнений для большинства мышечных групп с сохранением выпрямленного положения грудного отдела позвоночника, статических и динамических дыхательных упражнений, упражнений на координацию движений. Специальные упражнения для мышц спины, туловища, позвоночника обеспечивают компенсаторный эффект, а также создают необходимые предпосылки для восстановления и улучшения трофики пораженных отделов, стимуляции процессов регенерации. С их помощью создается достаточно мощный мышечный корсет с преимущественным укреплением разгибателей спины. Упражнения для мышц брюшного пресса проводятся таким образом, чтобы положение позвоночника оставалось выпрямленным. Целесообразно включение в систему лечебных мероприятий избирательного массажа спины. В конце первого этапа лечения, при наличии рентгенологических и клинических признаков репаративных процессов в позвоночнике, успешном решении задач первого этапа больной подготавливается к расширению двигательного режима и вставанию. В пределах постельного режима для постепенного увеличения физической нагрузки в занятиях, тренировки вестибулярного аппарата и развития компенсаций применяются горизонтальные исходные положения на спине, животе, на боку, а также стоя на четвереньках. Значительно увеличивается число повторений упражнений, вводятся элементы отягощения и сопротивления.
На втором этапе лечения занятия проводятся в условиях кабинета лечебной физкультуры как в санатории, так и при амбулаторно-поликлиническом ведении больных. Исключаются все движения, связанные со сгибанием позвоночника в сагиттальной плоскости вперед. Общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, обеспечивая интенсивность на уровне выше средн.. Время занятий, включая и самостоятельно выполняемый комплекс упражнений, не менее 1,5 — 2 ч. При назначении корсета на время проведения занятий он снимается. Исходные положения в занятиях — горизонтальные, стоя и в ходьбе. Сидеть больному разрешается не ранее чем через 9—12 мес после выписки из стационара. Содержание занятий определяется задачами данного этапа лечения: сохранение достигнутой коррекции, нормализация функции опоры и движения позвоночного столба, восстановление двигательных навыков в возрастных пределах, воспитание навыка правильной осанки, а также повышение общей и физической работоспособности, подготовка организма ребенка к обычным для него условиям существования. Ведущее место занимают общеразвивающие упражнения для различных мышечных групп из всех исходных положений с использованием пособий и снарядов. Включаются упражнения прикладного характера и спортивные. Специальные упражнения обеспечивают формирование и дальнейшее укрепление мышечного корсета, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, коррекцию деформаций. К ним относятся упражнения для мышц туловища, особенно для мышц спины, выполняемые по принципам силовой тренировки, корригирующие упражнения. Вводятся также дыхательные упражнения, упражнения для развития координации, подвижные игры и др.