Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при юношеском кифозе (болезни Шайерманна-Мау)

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура применяется во всех стадиях забо­левания. Одной из основных ее задач является создание мощного мы­шечного корсета для активной коррекции имеющейся деформации, предупреждения ее нарастания. На этом фоне формируется правильная осанка. Важными задачами лечебной физкультуры также являются стимуляция процессов регенерации, активизация трофических процес­сов позвоночника, предупреждение атрофии мышц, а также решение общих лечебных задач укрепления организма ребенка, его десенсиби­лизации и т. д.

Методика лечебной физкультуры определяется стадией процесса, особенностями физического развития больного ребенка и общей так­тикой ортопедических мероприятий.

В первые стадии патологического процесса, когда лечение осу­ществляется в условиях ортопедического стационара, занятия лечебной физкультурой проводятся преимущественно в исходном положении ле­жа, с включением общеразвивающих упражнений для большинства мышечных групп с сохранением выпрямленного положения грудного отдела позвоночника, статических и динамических дыхательных упражнений, упражнений на координацию движений. Специальные упражнения для мышц спины, туловища, позвоночника обеспечивают компенсаторный эффект, а также создают необходимые предпосылки для восстановления и улучшения трофики пораженных отделов, стиму­ляции процессов регенерации. С их помощью создается достаточно мощный мышечный корсет с преимущественным укреплением разгиба­телей спины. Упражнения для мышц брюшного пресса проводятся та­ким образом, чтобы положение позвоночника оставалось выпря­мленным. Целесообразно включение в систему лечебных мероприятий избирательного массажа спины. В конце первого этапа лечения, при наличии рентгенологических и клинических признаков репаративных процессов в позвоночнике, успешном решении задач первого этапа больной подготавливается к расширению двигательного режима и вставанию. В пределах постельного режима для постепенного увели­чения физической нагрузки в занятиях, тренировки вестибулярного ап­парата и развития компенсаций применяются горизонтальные ис­ходные положения на спине, животе, на боку, а также стоя на четвереньках. Значительно увеличивается число повторений упражне­ний, вводятся элементы отягощения и сопротивления.

На втором этапе лечения занятия проводятся в условиях кабинета лечебной физкультуры как в санатории, так и при амбулаторно-поликлиническом ведении больных. Исключаются все движения, связанные со сгибанием позвоночника в сагиттальной плоскости вперед. Общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, обеспечивая интенсив­ность на уровне выше средн.. Время занятий, включая и самостоя­тельно выполняемый комплекс упражнений, не менее 1,5 — 2 ч. При назначении корсета на время проведения занятий он снимается. Ис­ходные положения в занятиях — горизонтальные, стоя и в ходьбе. Си­деть больному разрешается не ранее чем через 9—12 мес после выпи­ски из стационара. Содержание занятий определяется задачами данного этапа лечения: сохранение достигнутой коррекции, нормали­зация функции опоры и движения позвоночного столба, восстановле­ние двигательных навыков в возрастных пределах, воспитание навыка правильной осанки, а также повышение общей и физической работо­способности, подготовка организма ребенка к обычным для него усло­виям существования. Ведущее место занимают общеразвивающие упражнения для различных мышечных групп из всех исходных положе­ний с использованием пособий и снарядов. Включаются упражнения прикладного характера и спортивные. Специальные упражнения обес­печивают формирование и дальнейшее укрепление мышечного корсе­та, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, коррекцию деформаций. К ним относятся упражнения для мышц туловища, осо­бенно для мышц спины, выполняемые по принципам силовой трени­ровки, корригирующие упражнения. Вводятся также дыхательные упражнения, упражнения для развития координации, подвижные игры и др.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.