ЛФК в терапии бронхиальной астмы
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаЛечебная физическая культура (ЛФК) в терапии бронхиальной астмы применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, физические упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости. Под влиянием специальных средств лечебной физкультуры достигаются снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т. е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.
При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации. Существующий опыт использования лечебной физкультуры при бронхиальной астме у ребят и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяют считать, что лечебная физическая культура (ЛФК) может назначаться для решения следующих лечебных задач: а) улучшения и нормализации бронхиальной проходимости, б) улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева, в) улучшения и нормализации внешнего дыхания, г) улучшения и восстановления нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта, увеличения подвижности грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры, д) десенсибилизации организма ребенка, е) нормализация основных нервных процессов, ж) предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата, з) повышения неспецифической сопротивляемости.
Средства лечебной физкультуры специальные: дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом, так называемое «саккадированное дыхание», дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызываемые дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения, корригирующие упражнения. Для решения специальных задач при бронхиальной астме, особенно у ребят раннего возраста, эффективно также применение избирательного массажа грудной клетки, особенно приемов поглаживания и вибрации. Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых определяется периодом заболевания, возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и переносимостью физических нагрузок.
Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от назначенного лечебно-охранительного режима и периода заболевания. Во время приступа бронхиальной астмы и при астматическом состоянии занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний (тяжелое состояние, сердечная недостаточность, резко негативное отношение ребенка к лечебной физической культуре). Положение — лежа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые ребенку приемы расслабления и упражнения в расслаблении, а также дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание, с удлиненным выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимической мускулатуры с усиленной артикуляцией, вибрационный и поглаживающий массаж. В постприступном периоде лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных или малогрупповых занятий с использованием общеразвивающих упражнений с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лежа, сидя и стоя, упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнений в расслаблении, всех ^вариантов дыхательных специальных упражнений. Вводятся игры малой подвижности. Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне. Упражнения со сложной координацией движений исключаются. Уровень физической нагрузки — ниже среднего. Длительность занятий от 10 до 15 мин (табл. 9). У ребят раннего возраста при явлениях астматического бронхита занятия включают общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем двигательных умений ребенка с увеличением числа повторений упражнений для рук и мышц грудной клетки, массаж грудной клетки, с использованием всех приемов, с акцентом на вибрацию и поглаживание.
В межприступном периоде Лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе ребята, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физической культурой (ЛФК) в специальной медицинской группе.
Приводим описание специальных упражнений при бронхиальной астме.
1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».
2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».
3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опущены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).
4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное положение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.
5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный выдох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.
6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».
7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль туловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую руку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить полноту расслабления.
8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.
9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — расслабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью расслабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, наклонить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.