Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК в терапии бронхиальной астмы

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Лечебная физическая культура (ЛФК) в терапии бронхиальной астмы применяется в связи с нормализующим действием мышечной работы на нервную систему, аппарат внешнего дыхания. Оказывая положи­тельное влияние на корковые процессы, физические упражнения спо­собствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости. Под влиянием специальных средств лечеб­ной физкультуры достигаются снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов, уменьшение отечности и набухлости слизистой оболочки, уменьшение проявлений дискринии, т. е. устраняются ос­новные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости.

При этом восстанавливаются и закрепляются нор­мальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации. Существую­щий опыт использования лечебной физкультуры при бронхиальной астме у ребят и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяют считать, что лечебная физическая культура (ЛФК) может назна­чаться для решения следующих лечебных задач: а) улучшения и нор­мализации бронхиальной проходимости, б) улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева, в) улучшения и нормализации внешне­го дыхания, г) улучшения и восстановления нарушенных биомеханиче­ских процессов дыхательного акта, увеличения подвижности грудной клетки и укрепления дыхательной мускулатуры, д) десенсибилизации организма ребенка, е) нормализация основных нервных процессов, ж) предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата, з) повы­шения неспецифической сопротивляемости.

Средства лечебной физкультуры специальные: дыхательные упраж­нения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом, так называе­мое «саккадированное дыхание», дыхательные упражнения с произне­сением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызываемые дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиоло­гический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыха­ния на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения, корригирующие упражнения. Для решения специальных задач при брон­хиальной астме, особенно у ребят раннего возраста, эффективно также применение избирательного массажа грудной клетки, особенно при­емов поглаживания и вибрации. Все специальные средства применяют­ся в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых определяется периодом заболевания, возрастом ребенка, его индиви­дуальными особенностями и переносимостью физических нагру­зок.

Методика лечебной физкультуры строится в зависимости от на­значенного лечебно-охранительного режима и периода заболевания. Во время приступа бронхиальной астмы и при астматическом состоянии занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний (тяжелое состояние, сердечная недостаточность, резко негативное от­ношение ребенка к лечебной физической культуре). Положение — лежа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, что обес­печивает свободную экскурсию грудной клетки, или сидя на стуле, сво­бодно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые ребенку приемы расслабления и упражнения в расслаблении, а также дыха­тельные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание, с удли­ненным выдохом и «звуковая гимнастика», упражнения для мимиче­ской мускулатуры с усиленной артикуляцией, вибрационный и поглаживающий массаж. В постприступном периоде лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме индивидуальных или малогрупповых за­нятий с использованием общеразвивающих упражнений с малым чис­лом повторений для всех мышечных групп из исходных положений ле­жа, сидя и стоя, упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнений в расслаблении, всех ^вариантов дыхательных спе­циальных упражнений. Вводятся игры малой подвижности. Занятия проводятся на положительном эмоциональном фоне. Упражнения со сложной координацией движений исключаются. Уровень физической нагрузки — ниже среднего. Длительность занятий от 10 до 15 мин (табл. 9). У ребят раннего возраста при явлениях астматического брон­хита занятия включают общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем двигательных умений ребенка с увеличением числа повторе­ний упражнений для рук и мышц грудной клетки, массаж грудной клетки, с использованием всех приемов, с акцентом на вибрацию и поглаживание.

ЛФК в терапии бронхиальной астмы

В межприступном периоде Лечебная физкультура применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств лечебной физкультуры применяются разнообразные гимна­стические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспе­чивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относи­тельно уменьшается. Применяются упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, в том числе и с сопротивлением, упражнения в расслаблении. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в поликлинике. При возобновлении занятий в школе ребята, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физической культурой (ЛФК) в специальной меди­цинской группе.

Приводим описание специальных упражнений при бронхиальной астме.

1. Стоя, медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз — продолжительный выдох с произнесением звука «шш-шш-шш».

2. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, паль­цами вперед. Отведение локтей назад — вдох, наклон вперед со ступен­чатым выдохом и толчкообразными нажимами кистями рук на ребра с произнесением звука «оо-оо-оо».

3. Стоя, ноги шире плеч, кисти рук сцеплены в замок, руки опу­щены. Руки вверх — вдох, наклон, кисти рук пронести между колен — выдох с произнесением звуков «у-ухх» (упражнение «дровосек»).

4. Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возврат в исходное по­ложение — продолжительный выдох. То же в левую сторону.

5. Лежа на спине, кисти рук на груди и на животе. Вдох — грудная клетка и передняя стенка живота приподнимаются, удлиненный вы­дох — кисти рук слегка нажимают на грудь и живот.

6. Стоя на четвереньках — голову приподнять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — про­должительный выдох с произнесением звуков «ф-рр-ф-рр».

7. Лежа на спине, руки согнуты в локтях в упоре на локти, ноги согнуты в коленях с опорой на стопы. Расслабить, уронить вдоль ту­ловища правую руку. Расслабить, уронить вдоль туловища левую ру­ку. Расслабить правую ногу, расслабить левую ногу. Проверить пол­ноту расслабления.

8. Сидя, руки на поясе — упражнение в расслаблении. Расслабить и уронить правую руку. Расслабить и уронить левую руку. Расслабить мышцы шеи — наклонить голову. Проверить полноту расслабления.

9. Стоя — упражнение в расслаблении. Поднять руки вверх — рас­слабить и уронить кисти, расслабить и уронить плечи, полностью рас­слабить руки и слегка поболтать ими. Расслабить мышцы шеи, накло­нить голову. Приподнять и встряхнуть правую ногу. Приподнять и встряхнуть левую ногу.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.