Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организ­ма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой обо­лочки трахеи, бронхов, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податли­вости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ре­бенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются ателек­тазы, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции. По анатоми­ческому строению дыхательная система ребенка достигает завершен­ности к 8—12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14—16 лет. Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке.

В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая рабо­та дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее ис­тощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату, меньшая активность сурфактанта-фосфолипида, выстилающего вну­треннюю поверхность альвеол, что увеличивает склонность к ателектазированию. К физиологическим особенностям дыхания ребенка отно­сится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сда­вливанию сосудов при воспалительных изменениях легочной парен­химы.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у ребят в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем бо­лее напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.

Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологиче­ская и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каж­дое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, ре- флекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласова­ния работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокраще­ние. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям орга­низма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональ­ной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции. Отмечаются некоторые особенности реагирования дыхания на мышеч­ную работу у ребят, которые сводятся к усилению вентиляции преиму­щественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания [Шалков Н. А. 1957; Карпенко JI. И., 1966]. При одинаковых физиче­ских нагрузках стандартного характера у ребят наблюдается относи­тельно больший прирост легочной вентиляции [Колчинская А. 3., 1964; Тихвинский С. Б., 1972]. Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыха­ния как величина максимального потребления кислорода, определяю­щего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы [Фарфель В. С., 1949]. Максимальное потребле­ние кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у ребят возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в за­висимости от занятий физической культурой. С возрастом и в опреде­ленной мере в зависимости от систематических занятий физическими упражнениями возрастает диффузионная способность легких [Ширяева И. С., 1971; Маркосян А. А., 1974].

Под влиянием возрастающей двигательной активности и система­тических занятий физическими упражнениями увеличиваются ре­зервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, макси­мальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффи­циент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Умень­шается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребле­ния кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благо­приятные функциональные сдвиги являются не только прямым след­ствием возрастного преобразования дыхательной системы, но прежде всего следствием «энергетического правила скелетной мускулатуры», по И. А. Аршавскому, т. е. тренирующего, адаптирующего воздей­ствия мышечной работы.

В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания любого генеза нарушается тонкий приспособительный механизм, обес­печивающий адекватное включение многочисленных звеньев функцио­нальной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуляции дыхания, приспособи­тельная перестройка его в целях обеспечения жизнеспособности дет­ского организма — важнейшая лечебная задача. Используя связь мы­шечной работы и дыхания, можно применить средства лечебной физкультуры для решения подобного рода задач. Так, в методике ле­чебной физкультуры нашли широкое применение дыхательные упраж­нения. Их роль в восстановлении согласованной работы дыхательной мускулатуры, в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, бесспорна. Изучение фи­зиологии дыхательных упражнений [Смирнов К. М., 1960, 1964] пока­зало, что в основе их действия лежат нервные влияния. Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе сло­весных раздражителей. Чем раньше дыхательные упражнения вклю­чаются в методику занятий, тем больше их эффект. Приспособитель­ная перестройка дыхания, компенсация развивающейся дыхательной недостаточности под влиянием средств лечебной физкультуры исполь­зуются в острой стадии дыхательных расстройств путем применения некоторых видов массажа и гимнастических упражнений по принципам рефлекторной терапии. В то же время необходимо учитывать и непо­средственное влияние мышечной работы на вентиляцию и газообмен, проявляющееся улучшением альвеолярной вентиляции, повышением коэффициента использования кислорода и т. д.

Важнейшую роль в лечебном эффекте физических упражнений, массажа играют их трофическое действие, изменение условий лимфо- и кровоснабжения легочной ткани, улучшение репаративных процессов в трахее, бронхах и бронхиолах, уменьшение застойных явлений и оте­ка, рассасывание патологических инфильтратов и т. д. Средства лечеб­ной физкультуры способствуют восстановлению равномерности венти­ляции, улучшают альвеолярно-капиллярные взаимоотношения, восста­навливают соответствие легочной вентиляции и легочного кровотока, приводят к улучшению диффузии газов в легких.

Физические упражнения, адекватные возможностям больного ре­бенка, вызывают некоторое улучшение бронхиальной проходимости [Фонарева Т. А., 1971; Свердлов Ю. М., 1975], особенно усиливающее­ся под воздействием специальных упражнений. Ряд средств лечебной физкультуры при особой методике их применения вызывают улучше­ние дренажной функции бронхов и эвакуацию патологического содер­жимого.

Важным моментом, оказывающим влияние на эффективность при­меняемых при заболеваниях органов дыхания средств лечебной физ­культуры, являются исходные положения. Для активизации дыхания в пораженных отделах легких используется исходное положение на здоровом боку. Наоборот, для уменьшения вентиляции пораженной стороны ребенка укладывают на пациент бок. При необходимости усиления экскурсии верхних отделов легких применяются исходные по­ложения с переключением тяжести пояса верхних конечностей на та­зовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати). Частая смена исходных положений целесообразна при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева. В последнем случае также применяют­ся и специальные (дренажные) исходные положения.

При заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся значи­тельными нарушениями функции ряда органов и систем, отклонения­ми и задержкой развития, снижением уровня неспецифической сопро­тивляемости, большее значение имеет стимулирующий эффект средств лечебной физкультуры, правильное использование которого в ком­плексном лечении — актуальнейшая проблема современной педиатрии. Хорошие перспективы для решения задач восстановительного лечения, реабилитация при заболеваниях органов дыхания связаны со своевре­менным включением специальных и общих средств лечебной физкуль­туры, обусловливающих нормализацию функциональной системы ды­хания в ее высокую адаптацию к естественному для здорового ребенка диапазону требований окружающей среды.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.