Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при неврите лицевого нерва

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Это заболевание возникает на почве простуды, ин­фекции, воспаления среднего уха и т. д. Признаками по­ражения лицевого нерва являются: асимметрия лица, перетягивание угла рта в здоровую сторону, бледность, сглаженность морщин и носогубной складки на парали­зованной стороне, неясность речи и др.

Важно раннее применение лечебной гимнастики по миновании острого периода заболевания в период улуч­шения общего состояния больного. Лечебная гимнастика включает упражнения для мимической мускулатуры ли­ца, а также разучивание произношения гласных звуков (артикуляционная гимнастика), о чем будет сказано по­дробнее ниже. Большое значение имеет ежедневное про­ведение гимнастики не менее трех раз, поэтому больной должен сам усвоить активную гимнастику и движения с помощью пальцев рук и с сопротивлением.

К ним относятся:

1. Приподнимание и опускание надбровных дуг.

2. Закрывание и открывание обоих глаз, опуская ве­ки, смотреть вниз, закрыть глаза плотнее.

3. Оскал зубов с оттягиванием углов рта в сторону и книзу.

4. Движения ноздрями, поднимая их на вдохе.

Примечание. Упражнения 1, 2, 3, 4 выполняются медленно. Движения должны быть симметричны, при асимметрии помочь пальцами выполнять движения на пораженной стороне; по мере укрепления мышц на боль­ной стороне проделывать упражнения с сопротивлением с помощью пальцев, при этом прижимать пальцами соот­ветствующую часть здоровой половины лба, лица.

1. Вытягивая губы вперед в трубочку, делая выдох, пытайтесь свистнуть, произнести несколько раз слово «тпру», задуть свечку.

2. Оттягивание щеки парализованной стороны с вве­дением пальца в рот.

3. Попеременное надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее. Надувание щеки производить на выдохе, при этом губы должны быть плотно сжаты. При невозможности надуть щеки, сжимать губы паль­цами.

4. Высовывание языка или вытягивание его паль­цами.

5. Втягивание щек в полость рта на вдохе, при этом плотно держать губы, не открывая рта, при невоз­можности удерживать губы, сжимать их пальцами.

6. Максимальные движения нижней челюсти вперед и в сторону.

Все перечисленные упражнения выполняются мед­ленно. Количество повторений каждого упражнения от 5 до 8—10 раз, полезно чередовать с упражнениями об­щеукрепляющего характера для рук, ног, туловища и для предупреждения быстрого утомления ослабленных мышц. Также полезно включать дыхательные упражне­ния как успокаивающие и специальные при нарушениях речи.

Артикуляционную гимнастику нужно начать с разу­чивания произношения гласных звуков в следующей по­следовательности: «а», «у», «и», «о», «э».

По мере освоения произношения гласной буквы «а» надо разучить слово «м-а-м-а». При произношении бук­вы «у» обратить внимание на сжимание губ, проверить движение губ при повторении слова «ку-ку-ру-за».

При произношении буквы «и» и слова «пи-ли-грим» обратить внимание на оттягивание углов рта. Произно­шение буквы «о» и слова «мо-ло-ко» сочетается с вытя­гиванием губ в трубочку, а буквы «э» и слов «э-ки-паж», «э-ле-мент» — с растягиванием углов рта.

Если упражнения с вытягиванием губ в трубочку на выдохе выполнены правильно, то их можно проводить со свистом. Упражнения мимической и артикуляцион­ной гимнастики следует выполнять перед зеркалом.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.