ЛФК при неврите лицевого нерва
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЭто заболевание возникает на почве простуды, инфекции, воспаления среднего уха и т. д. Признаками поражения лицевого нерва являются: асимметрия лица, перетягивание угла рта в здоровую сторону, бледность, сглаженность морщин и носогубной складки на парализованной стороне, неясность речи и др.
Важно раннее применение лечебной гимнастики по миновании острого периода заболевания в период улучшения общего состояния больного. Лечебная гимнастика включает упражнения для мимической мускулатуры лица, а также разучивание произношения гласных звуков (артикуляционная гимнастика), о чем будет сказано подробнее ниже. Большое значение имеет ежедневное проведение гимнастики не менее трех раз, поэтому больной должен сам усвоить активную гимнастику и движения с помощью пальцев рук и с сопротивлением.
К ним относятся:
1. Приподнимание и опускание надбровных дуг.
2. Закрывание и открывание обоих глаз, опуская веки, смотреть вниз, закрыть глаза плотнее.
3. Оскал зубов с оттягиванием углов рта в сторону и книзу.
4. Движения ноздрями, поднимая их на вдохе.
Примечание. Упражнения 1, 2, 3, 4 выполняются медленно. Движения должны быть симметричны, при асимметрии помочь пальцами выполнять движения на пораженной стороне; по мере укрепления мышц на больной стороне проделывать упражнения с сопротивлением с помощью пальцев, при этом прижимать пальцами соответствующую часть здоровой половины лба, лица.
1. Вытягивая губы вперед в трубочку, делая выдох, пытайтесь свистнуть, произнести несколько раз слово «тпру», задуть свечку.
2. Оттягивание щеки парализованной стороны с введением пальца в рот.
3. Попеременное надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее. Надувание щеки производить на выдохе, при этом губы должны быть плотно сжаты. При невозможности надуть щеки, сжимать губы пальцами.
4. Высовывание языка или вытягивание его пальцами.
5. Втягивание щек в полость рта на вдохе, при этом плотно держать губы, не открывая рта, при невозможности удерживать губы, сжимать их пальцами.
6. Максимальные движения нижней челюсти вперед и в сторону.
Все перечисленные упражнения выполняются медленно. Количество повторений каждого упражнения от 5 до 8—10 раз, полезно чередовать с упражнениями общеукрепляющего характера для рук, ног, туловища и для предупреждения быстрого утомления ослабленных мышц. Также полезно включать дыхательные упражнения как успокаивающие и специальные при нарушениях речи.
Артикуляционную гимнастику нужно начать с разучивания произношения гласных звуков в следующей последовательности: «а», «у», «и», «о», «э».
По мере освоения произношения гласной буквы «а» надо разучить слово «м-а-м-а». При произношении буквы «у» обратить внимание на сжимание губ, проверить движение губ при повторении слова «ку-ку-ру-за».
При произношении буквы «и» и слова «пи-ли-грим» обратить внимание на оттягивание углов рта. Произношение буквы «о» и слова «мо-ло-ко» сочетается с вытягиванием губ в трубочку, а буквы «э» и слов «э-ки-паж», «э-ле-мент» — с растягиванием углов рта.
Если упражнения с вытягиванием губ в трубочку на выдохе выполнены правильно, то их можно проводить со свистом. Упражнения мимической и артикуляционной гимнастики следует выполнять перед зеркалом.