Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при полиомиелите у детей

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физкультура при полиомиелите составляет важную часть его комплексного лечения.

Полиомиелит — инфекционное вирусное заболевание с преимущественным поражением клеток периферического двигательного нейрона, причем изменения наиболее отчетливо выражены в шейном и поясничном утолщениях спинного мозга. Чаще наступает паралич ног, в первую очередь четырехглавой мышцы. На руках чаще всего поражается дельтовидная мышца в сочетании с двуглавой и трехглавой. Паралич длинных мышц спины приводит к сколиозу, а межреберных и диафрагмы—к тяжелым и опасным расстройствам дыхания. Параличи носят периферический характер.

В течении заболевания различают продромальный, паралитический, восстановительный и конечный (резидуальный) периоды.

Вначале заболевания показан строгий постельный режим, но при этом больному придают правильное положение с целью предупреждения растяжения парализованных мышц и сокращения их антагонистов. Больного укладывают на твердый матрац с вытянутыми пораженными конечностями. Под ягодицы подкладывают плотную плоскую подушку для противодействия развитию контрактур тазобедренного сустава. Для стоп устраивают особый упор и устраняют давление одеяла на стопы. Если поражены руки, их несколько отводят от туловища, сгибают я локтевых суставах под прямым углом и несколько приподнимают.

В восстановительном периоде тоже большое значение имеет правильное положение пораженной конечности (конечность фиксируют в нужном положении повязками, шинами), что способствует предупреждению развития растяжений суставных сумок, контрактур и ретракций. Массаж и гимнастику следует назначать возможно раньше. Удовлетворительное общее состояние больного, нормальная температура тела, отсутствие болей при движениях являются показаниями к включению в лечебный комплекс гимнастики.

Лечебную гимнастику применяют с целью:

— предупреждения развития контрактур, создания «равновесия» в мышечной системе;

— в восстановительном, особенно резидуальном, периоде лечебная гимнастика является ведущим лечебным методом (при помощи которого преодолеваются контрактуры, вырабатываются компенсаторные движения, ведется борьба с атрофиями и деформациями скелета);

— улучшения , процесса восстановления двигательных функций путем воздействия на клеточные элементы и волокна, не затронутые заболеванием, которые укрепляются и частично выполняют функции погибших элементов;

— влияния на основные функции центральной нервной системы, что способствует ослаблению тормозных процессов в коре головного мозга, играющих большую роль в развитии параличей и парезов;

— воздействия на функции дыхания и кровообращения и обмен веществ, нарушенных в ходе болезни;

— повышения общего тонуса больного и оздоровления его нервно-психической сферы.

Курс лечебной физкультуры начинают с применения массажа и пассивных гимнастичских упражнений. Приемы массажа состоят из поглаживаний и осторожных растираний. Пассивные упражнения производят с некоторой силой, энергичное сгибание — в сторону пораженных и слабое сгибание — в сторону здоровых мышц. Такого характера движения охраняют пораженные мышцы от перерастяжения. Используют приемы произвольной посылки импульса к сокращению паретичных мышц (следует проводить при появлении первых признаков из сократительной способности). В этом периоде могут быть эффективные упражнения в теплой ванне; в воде выполнение движений значительно облегчается, так как в воде вес тела уменьшается (закон Архимеда). Кроме того, теплая вода способствует уменьшению болей и спастического состояния мышц.

ЛФК при полиомиелите у детей

С первых же занятий должны быть широко использованы разнообразные упражнения всех здоровых мышц. Общая возрастающая тренировка детей должна быть фоном, на котором следует применять специальные упражнения. При применении лечебной гимнастики от врача и инструктора (методиста) лечебной физкультуры требуется хорошее знание анатомии и физиологии нервной и мышечной систем, так как гимнастика при параличах должна носить характер «ювелирной» работы с каждой отдельной мышцей, что требует специальных знаний и навыков.

Занятия во всех периодах заболевания следует повторять в течение дня; чем моложе ребенок, тем короче должно быть каждое занятие. У детей старшего возраста в более поздние периоды занятие можно доводить до 45—50 минут.

Через 4—8 месяцев больные дети обычно начинают самостоятельно ходить. При параличах ног и их последствиях практически важным мероприятием является обучение ходьбе; иногда возникает необходимость переучивания движения за счет викарно работающей мускулатуры, что является трудной, но при настойчивости вполне осуществимой задачей. При необходимости в более позднем периоде прибегают к хирургическим мероприятиям. Производят пересадку мышц, сухожилий и артродезы (создание неподвижного сустава). Лечебная физкультура имеет большое применение как в предоперационном периоде (крепление и развитие сохранившихся мышц), так особенно после ортопедического вмешательства (развитие новых компенсаторных навыков), когда она является единственным методом восстановления функции пораженной конечности.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.